Лето в томате. Как развивается рынок томатов в России

«Астраханские фермеры отправляют на реализацию свежесобранный урожай помидофеля», — сообщили информационные агентства юга России. Для непосвященных пояснили: «Помидофель — это чудо селекции, гибрид томата и картофеля». Другими словами, на вершках, то есть на ботве, этого ботанического уникума вырастают помидорчики, а на корешках — картофельные клубни.

Лето в томате. Как развивается рынок томатов в России | Рисунок Михаила ЛАРИЧЕВА

Рисунок Михаила ЛАРИЧЕВА

Нетоварный гибрид

Сообщения, правда, скромно умолчали, что отправка на реализацию помидофеля не носит массового характера. Да и для самих фермеров, специализирующихся на выращивании товарных овощей, помидофель — скорее, интересный или даже забавный эксперимент. Как, впрочем, и для наших доверчивых дачников, которым по весне предлагают семена «чудо-гибрида», убеждая, что даже в открытом грунте на грядках Северо-Западного региона можно запросто вырастить нечто помидорно-картофельное (по факту это может получиться на южных благодатных плантациях, у нас едва ли…).

Селекционеров давно привлекала идея «соединить» томат и картофель. Ведь они «родственники» — оба из семейства пасленовых. Неспроста же плоды, вырастающие на ботве картофеля после его цветения, так напоминают маленькие помидорки черри.

Первое растение, имеющее свойства помидофеля, было зарегистрировано в начале прошлого века. Его автором стал американский селекционер Лютер Бербанк. Интересно, что сам ученый настаивал, что его детище не является ни истинным гибридом, ни новым сортом, потому как получено было в результате прививки томата на куст картофеля и не может воспроизводить свои характеристики в потомстве.

Чуть позже, в середине 1930‑х, опыт был успешно повторен советским селекционером-любителем, как тогда говорили, «мичуринцем», Николаем Бруснецовым. И в этом случае помидофель гиб­ридом в полном смысле слова не признали. Назвали его «вегетативным гибридом», что не мешало демонстрировать новинку на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке (будущей ВДНХ).

Именно над этим достижением спустя десятилетия поерничал писатель Войнович, выведя в своей книге про солдата Ивана Чонкина еще и некоего Кузьму Гладышева, который «вдохновленный прогрессивными идеями Мичурина и Лысенко надумал создать гиб­рид картофеля с помидором…». Можно, конечно, сколь угодно смеяться и над неудачником Гладышевым, и над его реальным прототипом ботаником-самоучкой Бруснецовым, и даже над тем, что такие же энтузиасты продолжили экспериментировать над вегетативным гибридом помидофеля, меняя его названия то на «картадор», то на «томатошку», то на «томофель». Но ровно десять лет назад, в 2013 году, известная английская компания, специализирующаяся на реализации по всему миру посадочного и посевного материала, предложила своим клиентам саженцы растения TomTato. Каждый — по 15 евро. И они оказались не чем иным, как «вегетативным гибридом» Бруснецова.

Уваренный урожай

Томаты лидируют в рейтинге самых потребляемых овощей во всем мире. По данным ФАО, продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, площадь помидорных насаждений приближается к 5 миллионам гектаров, где с каждого квадратного метра собирают в среднем 3,7 килограмма плодов. Крупнейшим производителем остается Китай, на долю которого приходится 30 % всех томатов в мире. Он почти в три раза опережает Индию. Следом в топ-5 входят США, Турция и Египет. Россия в помидорном деле тоже не «на дальних островах» — занимает 11‑е место в мировом топе-20.

Хотя если вспомнить… В Советском Союзе томаты возделывали на площади более 200 тысяч гектаров, валовый сбор составлял около 3,5 миллиона тонн. Страна занимала первое место в мире, причем без учета помидорных грядок на огородах частников. Сегодня же помидорные площади едва дотягивают до 78 тысяч га, из которых 62 тысячи — огороды частников. Примерно по 8 тысяч гектаров во владениях фермерских (крестьянских) хозяйств и сельхозпредприятий. При этом очевидна тенденция: площади частников сокращаются, фермеров и сельхозпредприятий — прирастают.

Общий валовый сбор томатов открытого грунта в России — около 2 миллионов тонн. В лидерах — Астраханская область с показателем 670 тысяч тонн. Астраханский помидор — это бренд региона, на долю области приходится около 60 % всех томатных площадей страны. На втором мес­те — Кабардино-Балкария (около 15 %), на третьем — Волгоградская область (7 %), за которой Ставропольский край (5 %) и Дагестан (3,2 %). Все оставшиеся доли — за Краснодарским краем, Ростовской и Воронежской областями, Татарстаном и Алтайским краем.

Свежей до потребителя доходит примерно треть урожая. Большая часть идет на переработку, на получение «концентрированных томатных продуктов». Что это такое, подсказали технологи. Дословно: «Это продукты, полученные путем уваривания (выпаривания влаги) из томатной массы (пульпы)». На ум сразу приходит томатная паста, но ассортиментный ряд «уваренных» чуть шире: в него входят и томатное пюре, и концентрированный томатный сок. Потом из этих «концентратов» производят и обычный питьевой томатный сок, и все соусы на томатной основе, начиная от традиционного томатного кетчупа.

Россия пока сохраняет некоторую зависимость от импорта томатной пасты. Крупнейший ее поставщик, конечно, Китай — около 92 % всего импорта. Остальные доли поровну делят Иран и Турция, оставляя небольшую Чили и Израилю. Однако в последние пять лет производство томатной пасты выросло и в самой России: сказались и увеличение производства томатов в тепличных комбинатах, и запуск в эксплуатацию в Астраханской области крупнейшего комплекса по производству концентрированных томатных продуктов — без соли, сахара, крахмала и других добавок (да еще из томатов, выращенных в открытом грунте).

Остаться с «носиком»

И все‑таки следует признать: настоящими «диктаторами» условий игры на томатном рынке давно уже стали помидорчики, выращенные в тепличных комплексах. Именно они определяют нынешний круглогодичный томатный вал в торговой рознице.

Тут выбирай что душе угодно: по размеру — от крошечных черри до увесистых помидорин; по цвету — от бледно-желтых до ярко-красных, рубиновых и почти что черных; по вкусу — … Увы, найти по‑настоящему вкусный теп­лично-промышленный помидор — проблема проблем.

В свое время была у нашего покупателя-обывателя мечта: мол, придут на рынок отечественные помидорки, будет у них и вкус ни с чем не сравнимый, и запах умопомрачительный. Ведь во все времена помидоры, прибывающие по импорту, к примеру, из Турции, были такими… стеклянно-пластмассовыми.

Но, как говорится, не срослось. Наши тепличники работают с гиб­ридами иностранной селекции, ровно с такими же, как и зарубежные фермеры. Впрочем, и весь теп­лично-промышленный мир ориентирован на производство плодов, которые без особых проблем могут дозревать в ящиках и потом долго не терять товарного вида.

…О российской истории помидора известно, кажется, все. Первые сведения о томатах в нашей стране появились при Екатерине II. В разгар лета 1780 года российский посол в Италии примчался на родину с ценным грузом — корзинами с итальянскими «помодоро» (pomi d’oro — «золотое яблоко»). Спустя тридцать лет в Петербурге был издан «Ботанический словарь», в котором осторожно сообщалось, что помидор «хотя и считается ядовитым растением, но в Италии его едят уже с перцем, чесноком и маслом, а в Португалии и Богемии даже делают из него соусы, отличающиеся крайне приятным кисловатым вкусом».

И только спустя еще сорок лет, с 1850 года, помидоры в России стали разводить как овощную культуру.

Со временем на российских грядках появились свои сорта. В том числе и «спорные». Например, откуда появилось «Бычье сердце»? Если верить одним источникам, этот сорт, плоды которого и в самом деле похожи на сердце, да еще и с «носиком», — итальянской селекции. Другие источники утверждают, что сорт впервые был выведен семьей огородников-любителей в станице Новопавловской (ныне город Новопавловск) на Ставрополье. Кто‑то пытается примирить всех, утверждая, что «Бычье сердце» — народная селекция, но российская…

Хотя по‑настоящему примирила всех одна российская семеноводческая фирма, перетянувшая одело на себя и зарегистрировавшая в 2003 году сорт томатов «Бычье сердце» в Государственном ре­естре селекционных достижений.

Вокруг тарелки

• Привлекательный товарный вид помидоров — далеко не всегда гарантия их отличного вкуса. Даже в разгар томатного сезона приобрести в торговых сетях настоящие, с полузабытым «астраханским» вкусом плоды не так‑то просто. Их, «мясистых», с сочной кисло-сладкой мякотью под тонкой кожурой, можно отыскать разве что на рынках у торговцев-частников.

• В процессе расшифровки генома томата ученые узнали, что у помидорного плода, целостность которого не нарушена, вообще нет никакого вкуса. Помидор — это набор различных вкусовых оттенков, которые проявляются только при их смешивании. Когда мы разрезаем помидор или откусываем от него кусочек, все составные части — семена, сок, мякоть, кожица — соединяются вместе и мы получаем томатный вкус.

• Две-три свежие помидорины общим весом 100 граммов могут обеспечить треть суточной потребности организма в витамине С. А это укреп­ление иммунитета и предотвращение преждевременного старения.

• В свежих томатах — изобилие витаминов группы В. А это слаженная работа нервной системы, отличное состояние кожи, волос и ногтей.

• Томаты занимают второе (после маслин) место по содержанию ликопена. Это мощный природный антиоксидант, который помогает бороться с сердечными и другими недугами. Причем при варке или обжаривании в течение всего двух минут количество ликопена возрастает на одну треть.



#рынок #продовольствие #развитие

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 149 (7478) от 14.08.2023 под заголовком «Лето в томате».


Комментарии