Лапы вверх! Парламентарии считают, что в борьбе с бездомными животными все меры хороши
Депутаты Госдумы в первом чтении одобрили законопроект, дающий регионам право самим решать, что делать с бездомными животными. В частности, вместо отлова и стерилизации некоторые народные избранники предлагают подвергнуть брошенных псов гуманной эвтаназии. Зоозащитники выступают категорически против принятия данного документа. Да и некоторые парламентарии тоже считают, что существующую проблему можно решить с помощью программы ОСВВ (отлов, стерилизация, вакцинация, возврат в среду обитания). Если, конечно, все выделяемые на нее средства направлять по назначению
В Петербурге благодаря программе ОСВВ бродячих собак почти не осталось. Поэтому городские парламентарии категорически против такого метода борьбы с бездомными животными, как усыпление./ФОТО Егора АЛЕЕВА/ТАСС
Собачий вопрос
Напомним: с 2018 года в России существует закон, согласно которому бездомных животных убивать нельзя. Их необходимо отлавливать и направлять в приюты, где их стерилизуют и либо ищут нового хозяина, либо возвращают в естественную среду обитания. За этот документ зоозащитники боролись более десяти лет, и его принятие, безусловно, стало большой победой.
Однако спустя три года, после того как в Забайкальском округе стая бродячих собак загрызла ребенка, в Госдуму поступило предложение внести в этот закон существенные коррективы. Мол, метод отлова и вакцинации не работает, и псы по‑прежнему продолжают нападать на людей. Совет думы даже создал рабочую группу, в адрес которой поступило более 30 тысяч обращений от общественности, биологов, экспертов… Но, как это часто бывает, решение проблемы было отложено «до лучших времен».
К ней вернулись в этом году после очередной трагедии, которая произошла в Оренбурге. Там бездомные собаки загрызли восьмилетнего мальчика, который гулял у гаражей возле дома. И руководство региона призвало депутатов думы изменить законодательство таким образом, чтобы местные власти могли «усыплять особей с немотивированной агрессией».
Чиновников услышали, и сегодня авторы нового документа предлагают передать губернаторам и местным заксобраниям права на установление в каждом регионе своего порядка обращения с животными.
Как сказано в законопроекте, одни регионы могут выбрать строительство новых приютов, другие — создание системы регистрации и учета собак. Документ также допускает ряд случаев, когда животное могут усыпить. Во-первых, для прекращения физических страданий нежизнеспособных особей, страдающих от тяжелых неизлечимых заболеваний или от травмы, несовместимой с жизнью. Во-вторых, при наличии немотивированной агрессии. Ибо, как считают некоторые депутаты, бездомная собака — это опасное дикое животное. И с ним ничего, кроме как усыпить, сделать нельзя.
По словам Ольги Скударевой, начальника отдела биологической безопасности и санитарной охраны территории Роспотребнадзора, каждый год в стране регистрируется свыше 350 тысяч обращений по поводу нападений или укусов животных (из них порядка 227 тысяч — собачьих). Больше всего пострадавших проживают в северных районах — Амурской области, на Чукотке, в Хабаровском крае. Добавим к этой печальной статистике зафиксированные за пять лет в 13 регионах 19 случаев заболеваний бешенством — из них 8 после укуса собаками.
Строка в бюджете
Действительно, отрицать наличие проблемы нельзя. Вот только возможности ее решать совсем не варварскими методами в нашей стране все же есть.
Возьмем хотя бы наш город. Благодаря программе ОСВВ Петербургу удалось практически полностью избавиться от свирепых стай бродячих псов.
И не надо говорить, что этот метод не работает! В Сахалинской области благодаря стерилизации в период с 2018‑го по 2022‑й количество нападений бродячих псов на людей снизилось на 38 %, в Волгоградской области — на 40, в Московской — на 35 %. А в Иркутске число нестерилизованных собак уменьшилось в десять раз.
Может, дело все‑таки не в программе, а в качестве ее исполнения?
Как считает депутат Государственной думы первый зампред Комитета по экологии Владимир Бурматов, «трагедий можно было не допустить, если бы чиновники ряда регионов откровенно не саботировали исполнение закона. Они не создали соответствующую инфраструктуру, не заключили контракты на отлов, содержание, вакцинацию, стерилизацию безнадзорных животных».
Лично у меня тоже возникает вопрос, а на что в регионах были потрачены деньги, ежегодно выделяемые на программу ОСВВ? Суммы там не маленькие. На каждого «бродягу» в зависимости от региона от 10 до 16 тысяч рублей. Достаточно, чтобы и стерилизовать, и вакцинировать, и даже приют построить.
Кстати, в том же Якутске, где ЧП с бродячими псами происходят с завидной регулярностью, нет ни одного муниципального приюта. Есть только пункт временного содержания животных, который в 2020 году местные власти передали некоему благотворительному фонду. Сделать это им пришлось под давлением общественности после скандала, когда в пункте погибли больше 200 собак и кошек, якобы в ходе борьбы с бешенством.
А теперь представьте, что таким людям дадут право самим решать, что делать с брошенными животными…
По закону природы
В том, что истребление «бродяг» ситуацию не изменит, уверены многие. Зоозащитники утверждают, что после «ликвидаций» покусанных станет только больше. Ведь на место уже привыкших жить рядом с человеком собак придут более агрессивные особи с окраин.
С ними согласны зоологи. Они считают, что резкое сокращение популяции будет иметь очень кратковременный эффект — максимум 1 – 2 года. После этого численность бездомных животных снова резко возрастет. Это закон природы.
Выход из сложившейся ситуации некоторые парламентарии видят в обязательной регистрации всех домашних питомцев и введении льготной стерилизации.
Некоторые эксперты предлагают запретить такую порочную практику, как самовыгул собак. И я с этим соглашусь. Граждане, вы о чем думаете, когда отпускаете свою зверюгу размять лапы на воле? Неужели искренне считаете, что у животного не сработает первобытный инстинкт и оно не примкнет к стае? Да половина, если не больше, бродячих псов когда‑то сидели на цепи и охраняли ваши дома. Задумайтесь над этим.
Еще одна неплохая мера — штрафы. Кстати, ранее депутаты предлагали внести соответствующие поправки в Кодекс об административных правонарушениях о штрафе 30 тысяч рублей за брошенное животное. Между прочим, весьма здравая идея. Практика показывает, что упование только «на сознательность», не подкрепленную финансовыми карами, успеха не дает.
Брошенных животных на улице быть не должно. Это аксиома. И здесь не надо изобретать велосипед. Мировая практика давно отработана. Нидерланды — первая в мире страна, которая избавилась от безнадзорных собак на улицах городов. Там используют тот же метод ОСВВ, что и в России, и при этом повышают налог на собак, купленных в магазине: это подталкивает людей брать животных из приютов. В Израиле, Австралии и Малайзии каждую домашнюю собаку чипируют и сведения о ней вносят в компьютерную базу. Если она теряется или ее «теряет» нерадивый хозяин, то он и несет за это полную ответственность и выплачивает солидный штраф. В Германии такой штраф составляет 25 тыс. евро, в Италии — 10 тыс. евро. И именно эти меры, а вовсе не убийство животных, позволяют сохранять в этих странах порядок.
Наш же законопроект еще дорабатывается. В рабочую группу Госдумы уже поступило порядка 20 тысяч предложений, которые будут учтены при принятии окончательного решения.
Между тем
С 1 сентября в Подмосковье вступит в силу закон о регистрации домашних животных. Пока он касается только собак и кошек, причем первые подлежат обязательной регистрации, а вторые — по желанию хозяев.
На практике это будет выглядеть так. В течение 14 дней после того, как животному исполнилось три месяца, его нужно будет поставить на учет. Заявление на регистрацию можно отправить через портал госуслуг, где в скором времени появится сервис «Регистрация домашних животных».
В заявлении хозяин указывает свои паспортные данные, адрес регистрации и контакты и описывает животное — порода, окрас, кличка, дата рождения, хотя бы примерная, сведения о прививках и адрес, где проживает пес. К заявлению также нужно приложить фото питомца.
Затем владельцу предложат выбрать удобную ветеринарную клинику, куда нужно будет привести собаку на очный прием. Ветеринар сверит данные из заявления с оригиналами, сделает прививку от бешенства, если ее нет, и установит чип со всей информацией о питомце. Отказаться от чипирования нельзя — это обязательная составляющая регистрации.
Если хозяин не дружит с Интернетом, он может с документами и питомцем прийти в ветеринарную клинику, где заявление за него заполнят специалисты. В результате хозяин получит выписку из госреестра, а все сведения о собаке будут внесены в комплексную автоматизированную систему «Ветеринария».
После этого, где бы пес ни оказался, его можно будет идентифицировать — система работает по всей стране.
Если с собакой что‑то случается — она умирает или ее отдают в другие руки, хозяин в течение 14 дней обязан снять пса с учета или перерегистрировать его на другого владельца. Поскольку животное уже чипировано, прежний хозяин может провести процедуру снятия его с учета дистанционно, просто написав заявление на портале госуслуг. Но новому все равно придется идти в ветклинику, чтобы специалист переоформил данные о владельце в «Ветеринарии». И сделать это нужно будет в те же 14 дней.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 96 (7425) от 30.05.2023 под заголовком «Лапы вверх!».
Комментарии