«Лампово. Дома и люди». Как в деревне Гатчинского района сохраняют традиции староверов?

Нередко можно услышать, что старообрядческая деревня Лампово, что на юге Гатчинского района, — это своего рода заповедник Русского Севера под Петербургом. Здесь до сих пор живут в аутентичных деревянных домах с резными наличниками и кружевными ставнями, действует единственный в Ленинградской области молельный дом староверов, освященный во имя святого Николы Чудотворца.

«Лампово. Дома и люди». Как в деревне Гатчинского района сохраняют традиции староверов? | ФОТО Аллы ЧЕРЕДНИЧЕНКО

ФОТО Аллы ЧЕРЕДНИЧЕНКО

Принято считать, что старообрядческое общество замкнутое. Жители Лампова изменили это представление и сделали свою жизнь более открытой. Несколько лет назад в деревне была создана автономная некоммерческая организация «Центр изучения и сохранения русской старины». Последние годы культурные инициативы ламповских староверов поддерживаются разнообразными грантами. Например, в минувшем году был осуществлен просветительский проект «Прикоснись к старине», который поддержали администрации Гатчинского района и Дружногорского городского поселения.

По словам руководителя центра и председателя Никольской старообрядческой общины деревни Лампово Дениса Ермолина, в основе этого проекта — познавательные интерактивные занятия. Первое состоялось в начале прошлого лета, оно включало лекцию о музеях деревянного зодчества и мастер-класс по прялочной росписи. А в декабре была заключительная встреча, посвященная старообрядческой книжности. Ее участниками стали воспитанники и воспитатели подготовительной группы детского сада деревни Лампово. На примере старопечатных книг ребята получили знания по истории славянской письменности и книгопечатания, попробовали осилить кириллический шрифт и расшифровывать цифры, написанные буквами…

А еще община выпустила календарь «Лампово. Дома и люди» на 2025 год. На каж­дой странице — фотографии уникальных домов деревни.

photo_5217819544888929469_y.jpg
ФОТО Аллы ЧЕРЕДНИЧЕНКО

На «круглом столе» «Старообрядчество Ленинградской области и сопредельных территорий», состоявшемся в областном Доме дружбы, прозвучала информация: сегодня на Северо-Западе (в Ленинградской, Псковской, Новгородской областях) существует полтора десятка старообрядческих общин, семь из них имеют государственную регистрацию.

photo_5217819544888929468_y.jpg
ФОТО Аллы ЧЕРЕДНИЧЕНКО

«Если сравнить с другими регионами России, то старообрядцы Северо-Запада действуют очень дружно и слаженно, — отметил настоятель Новгородской поморской старообрядческой общины Алексей Безгодов. — Мы ездим друг к другу в гости, причем не только на праздники. В Северо-Западном регионе двенадцать действующих старообрядческих храмов, строится одна часовня и один молельный дом».

Минувшим летом староверы из Лампова установили поклонный крест в деревне Ротково Гатчинского района — на месте утраченного в советское время храма Святого Николы (он был разобран в конце 1950‑х годов). В свое время Ротковская старообрядческая община была одной из самых активных в Санкт-Петербургской губернии.

Община оказывает помощь в организации скита на месте колыбели поморского староверия — Выговской пустыни (она же Выгорецкая обитель) в бывшей Олонецкой губернии (ныне это деревня Данилово Медвежьегорского района Карелии). Пустынь прекратила свое существование еще в середине XIX века, при императоре Николае I. В начале нынешнего столетия на одном из соборов Поморского согласия было решено возродить христианскую жизнь на этом намоленном месте.

По собственному желанию служитель ламповской общины Василий удалился в карельские пределы и принял иноческий чин с именем Варлаам. Минувшим летом при участии староверов-поморцев из Моск­вы и Великого Новгорода инок Варлаам положил начало возрождению выговского литья. В знак благодарности он преподнес молельному дому в Лампове образ святителя Николы.

Как рассказал председатель Российского совета Древлеправославной Поморской церкви и настоятель Невской старообрядческой поморской общины отец Владимир Шамарин, староверы Петербурга поддерживают активные связи с одноверцами из Волховского района, посещают прихожан и в других районах — в том числе в удаленных Лодейнопольском и Подпорожском. Недавно служители из Петербурга и Лампова побывали в Бокситогорском районе у так называемых тихвинских карел и были приятно удивлены тем, как здесь дорожат традициями. Завязали знакомства и очень пожалели, что не бывали там раньше.

Заведующая отделом этнографии народов Северо-Запада и Прибалтики Российского этнографического музея этнограф Ольга Фишман рассказала, что как раз в тех местах ей довелось побывать в ходе экспедиции еще в 1980‑х годах.

«Несколько лет подряд я общалась со старожилами и буквально по крупицам собирала сведения, сохранившиеся в устной истории, — рассказала Ольга Михайловна. — Чаще всего это были рассказы о местных «пророках» и предания о грядущем «светопреставлении». Когда я спрашивала, что будет после него, мне отвечали: «Жизнь продолжится, но людьми праведными». То есть для тихвинских карел «конец света» представлялся не концом жизни, а началом чего‑то нового, светлого».

Экспедиции по деревням и селам Ленинградской области, которые когда‑то были связаны с жизнью старообрядцев, продолжаются по сей день. Увы, по словам специалистов, за последние два десятка лет примет прошлого стало гораздо меньше. Во многих деревнях, где доводилось бывать прежде, исчезли старые деревянные дома. Новые хозяева, горожане-дачники, строят вместо них современные комфортные жилища… Тем ценнее становятся хранящиеся в музеях Петербурга материалы, собранные во время экспедиций.

Читайте также:

«Огненная» судьба музея. Какие достопримечательности посетить в столице пушечного ядра

Где искать Порядок. Чем привлекает туристов город Солотча


#Лампово #Ленобласть #Гатчинский район

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 7 (7829) от 20.01.2025 под заголовком «Староверы из деревни Лампово».


Комментарии