Квоту российских авиакомпаний на наем иностранных пилотов могут сократить вдвое
На днях Минтранс РФ предложил вдвое сократить ежегодную квоту российских авиакомпаний на наем иностранных пилотов (с 200 до 100 специалистов). И сделано это неспроста: за 5 последних лет из возможной тысячи было распределено 913 квот. А в реальности наняты лишь 28 пилотов из-за кордона...
Иллюстрация pixabay.com
Стоит напомнить: в 2014-м, на пике роста спроса на услуги гражданского воздушного транспорта, Россия столкнулась с большим дефицитом опытных летчиков, под которыми в первую очередь понимались командиры воздушных судов (КВС), способные управлять современными самолетами западного производства. Именно в тот момент и появилась норма, согласно которой с июля 2014 года с заграничными летчиками можно было заключать трудовой договор. Поначалу дело пошло: пилоты из ряда стран Восточной Европы и Средней Азии были не прочь поработать у нас. Однако затем произошли события, которые свели на нет идею привлечения иностранных КВС.
«Результаты реализации закона показывают отсутствие критической зависимости российских авиаперевозчиков от необходимости привлечения иностранных граждан, - резюмирует сейчас Минтранс. - Текущие потребности авиакомпаний в командирах воздушных судов удовлетворяются в основном за счет россиян». В связи с этим квоты на зарубежных пилотов предполагается вдвое сократить (до 500 человек, по 100 на каждый год предстоящего пятилетия), а вот срок для заключения трудовых договоров с ними - вдвое увеличить (до 10 лет). «Что позволит не допустить возможное возникновение дефицита командиров воздушных судов в период до июля 2024 года», - сообщают в ведомстве.
А нужны ли нам иностранные летчики в принципе? Нужны. По данным статистики, при имеющемся темпе роста воздушных перевозок на уровне 10 - 12% в ближайшее пятилетие России понадобятся около 900 пилотов. А совокупный выпуск из всех учебных заведений в этот период составит примерно 780 человек. И то лишь в случае, если все уже поступившие доучатся. Причем за пределами пятилетия дефицит КВС и других летчиков может стать еще большим: по данным исследования Boeing 2019 Pilot and Technician Outlook, в период до 2038 года авиационной отрасли России и Центральной Азии потребуются 82 тысячи новых авиационных специалистов, включая 27 тысяч пилотов, 25 тысяч авиатехников и 30 тысяч бортпроводников.
Однако корень дефицита зарыт не только в недостатке вновь подготавливаемого персонала: нехватка квалифицированных кадров характерна для всей авиаотрасли мира. Ведь, согласно тому же исследованию, к 2038 году гражданской авиации потребуются почти 2,5 млн новых специалистов. А большую их часть «съест» рынок Китая и Юго-Восточной Азии, который не только активно развивается, но и привлекает пилотов из Европы и Америки высокими доходами.
По данным китайской корпорации гражданского авиастроения, к 2038 году в Китае станут эксплуатироваться свыше 10 тыс. авиалайнеров: фактически каждый пятый самолет в мире окажется из этой страны. А поскольку управлять ими, как предполагается, все еще будут люди, Поднебесной во всевозрастающих объемах уже сейчас нужны пилоты. И предлагают им условия, которые соблазняют не только россиян, но даже летчиков из Западной Европы и Америки.
Вот как это выглядит на практике. Почти все китайские авиакомпании в настоящее время продолжают набор КВС и вторых пилотов. Зарплата впечатляет: China Southern, Chengdu Airlines и другие предлагают командиру воздушного судна ежемесячный доход от $25 тыс. Причем в некоторых случаях компания берет на себя оплату налогов, а по итогам выполнения контракта (его длительность составляет от года до пяти лет) гарантирует единовременную выплату в размере 1 - 1,5 ежемесячного дохода. И работать при этом надо не больше, а меньше: стандартная норма налета 80 - 100 часов в месяц порой снижается до 50 - 70.
Если добавить, что кроме Китая классных пилотов из России и других стран сейчас с удовольствием принимают на работу и в странах Юго-Восточной Азии (во Вьетнаме, Малайзии и проч.), тоже предлагая им хорошие зарплаты и условия труда, переток летчиков неудивителен.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 188 (6541) от 08.10.2019 под заголовком «Командиров переманивает Восток».
Комментарии