Курс на Арктику. Выборгский судостроительный завод отмечает 70-летие

На Выборгской судоверфи готовят к сдаче новейший арктический ледокол. Со стапеля ледокол «Андрей Вилькицкий» был спущен на воду летом прошлого года. После завершения строительства судно отправится на работу в северные широты. В Арктике такие суда особо востребованы, дизельные ледоколы этого проекта самые мощные в мире.

Курс на Арктику. Выборгский судостроительный завод отмечает 70-летие | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

В 2018-м Выборгский судостроительный завод (ВСЗ) отмечает 70-летие. За эти годы на верфи построено 210 судов и 9 морских буровых платформ. Проектом века для завода стало строительство плавучего космодрома в 1990-х годах. В международном проекте по переоборудованию плавучей буровой платформы «Одиссей», построенной в Японии, в стартовую космическую площадку Sea Launch львиная доля работ и поставок пришлась на Выборгскую верфь - почти 60%.

Сегодня мощности, пожалуй, основного для Выборга градообразующего предприятия тоже загружены на 100 процентов, портфель заказов сформирован на несколько лет вперед. Ныне верфь специализируется исключительно на гражданском судостроении, при этом курс взят на Арктику. На заводе строятся крупнейшие в мире дизельные ледоколы для Заполярья с вертолетными площадками на борту, а также новейшие морозильные траулеры, их заказчики тоже «с северов».

- Строительство крупных дизельных ледоколов - одно из основных направлений нашего предприятия. В нынешнем году прошел ходовые испытания и отправился в Арктику «Александр Санников». Этот ледокол, как и «Андрей Вилькицкий» в будущем, предназначен для обслуживания Арктического нефтяного терминала на побережье полуострова Ямал. Туда же, к Ямалу, отправится и строящийся сейчас на заводе портовый ледокол «Обь», - сообщил руководитель отдела маркетинга ВСЗ Никита Ворошилов.

Важно, что создаются новые суда на Выборгском судостроительном заводе «под ключ». Никаких доводок и дооборудования на зарубежных верфях, как бывало в отечественном судостроении в конце прошлого и начале этого века, теперь не происходит. Более того, доля российского оборудования, устанавливаемого на борту, с каждым годом растет, сейчас по большинству судов она составляет около 70%.

Примечательно, что у серии ледоколов проекта Aker Arc 130А - типа «Александр Санников» и «Андрей Вилькицкий» - движительно-рулевые системы расположены и у кормы, и у носа. В результате судно может взламывать лед как впереди себя, так и сзади. Кроме того, здесь применяется совершенно другой принцип пробивки канала среди ледовых полей. Как известно, основное отличие прежних ледоколов от других судов - яйцевидные носовые очертания. Это делалось для того, чтобы судно не кололо лед, хоть и называлось ледоколом, а наваливалось на ледовое поле и своим весом проламывало себе путь.

Теперь же с движительной системой новейшего типа винты создают подо льдом разряженное пространство, и тогда лед легче продавливать. Как итог, для таких ледоколов подвластны ледовые поля два метра толщиной и более. Напомним, что ледоколы эти дизельные, сравнивать их с атомными некорректно.

«Андрей Вилькицкий» стоит у достроечной стенки завода. Имя русского полярного исследователя уже нанесено на борт ледокола. Строители монтируют оборудование, обустраивают вертолетную площадку, подкрашивают надстройку. Уже осенью судно отправится на ходовые испытания.

А ближе к въездным воротам на территории верфи сейчас ведется строительство большого морозильного траулера проекта КМТ01 по заказу АО «Архангельский траловый флот».

- Траулер мы строим внутри крытого эллинга. Это наше большое преимущество перед многими другими верфями, так как работы можно вести при любой погоде. Кроме того, часть операций можно выполнить с лучшим качеством, - поясняет Никита Ворошилов. - Траулеры этого проекта одни из самых больших рыболовных судов, работающих в северных широтах. Кроме добычи рыбы на таком судне предусмотрен полный цикл ее переработки - разделка под филе, консервирование. Есть даже цех по переработке отходов в рыбную муку. Все это производится непосредственно на борту - в море. При возвращении в порт приписки с судна отгружают готовую продукцию.

Подобных траулеров в портфеле заказов завода восемь - двух проектов по четыре судна каждого. Заказчики - предприятия Архангельской и Мурманской областей и других регионов Северо-Запада. На строительство траулера отводится около 22 месяцев, ледокола - до 35.

Столь активное обновление российского рыболовного флота радует. Еще пару десятилетий назад, с окончанием советского времени, траулеры у нас почти не строились, рыболовный флот страны стремительно старел. Теперь отрасль быстро возрождается.

На Выборгской верфи планировали построить в ближайшее время также до десяти судов-краболовов. Такой заказ уже был получен. Однако в отрасли началось обсуждение изменения принципов распределения квот на вылов краба, и заказ оказался под вопросом.

К 70-летию завод подошел с хорошими перспективами на будущее. В последние годы закуплено значительное количество современного оборудования. Одни новые окрасочные камеры чего стоят. Их две, каждая с климатическим контролем под определенный вид краски, с пескоструйной и абразивной зачисткой поверхностей обрабатываемых блоков. Размеры конструкций, которые туда могут быть помещены, тоже впечатляют: 24 х 22 х 15 метров. Кроме качества работ новые камеры способствуют и улучшению экологических условий производства: очистка поверхностей и покраска считаются одними из самых вредных видов производственных операций.

- На заводе трудятся около двух тысяч работников. При этом нужны дополнительные кадры, особенно редких профессий, например, такой, как судовой гибщик. Тем более что заказами мы обеспечены на несколько лет вперед, - отметил Никита Ворошилов.

#выборг #верфь #судостроение

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 144 (6253) от 09.08.2018 под заголовком «Курсом на Арктику».


Комментарии