Купола над Волгой: как старинный Углич хранит память о значимых событиях российской истории
Герб города — геральдический щит красного цвета, на фоне которого изображен царевич Димитрий в золотой короне и пурпурном одеянии, украшенном золотом и драгоценными камнями. В его правой руке серебряный нож, а голову обрамляет нимб золотого цвета. Так увековечено главное событие истории Углича — таинственная гибель младшего сына царя Ивана IV. Было ли то убийство или несчастный случай, до сих пор непонятно. Но в нашем сознании со школьных лет город намертво связан с этой трагической страницей истории. Несмотря на то что ему больше тысячи лет и трагедий на своем веку он повидал немало.
Вид на соборы Угличского кремля. А его самого уже не существует…/ФОТО АВТОРА
Бронзовый «подстрекатель»
Тема гибели царевича неожиданно возникла на экскурсии по кремлю сибирского города Тобольска, где автору этих строк удалось побывать год назад. Ведь именно туда в 1591‑м сослали «мятежный» набатный колокол, возвестивший жителям Углича о непоправимой беде.
В итоге вспыхнуло народное волнение, закончившееся самосудом над предполагаемыми убийцами. С восставшими власть расправилась жестоко: 200 человек казнили, 60 семей отправили в сибирскую ссылку. Бронзового «подстрекателя к бунту» сбросили со Спасской колокольни. Вырвали ему язык и отрубили ухо. А еще принародно, на площади, наказали… двенадцатью ударами плетей. А потом «провинившиеся» угличане почти год волокли его на себе в далекий Тобольск.
Колокол будто и вправду накликал беду. Смута, польское нашествие, три Лжедмитрия, смена правящей династии… «Амнистировали» его лишь в 1892‑м в связи с приближающимся 300‑летием ссылки. Делегация угличан забрала «ссыльного» из Тобольска, выплатив 600 рублей. И привезла его на родину, где 20 мая в одиннадцать часов вечера он был торжественно встречен горожанами.
Ныне «прощенный мятежник» выставлен в церкви Димитрия на Крови, сооруженной на месте гибели царевича. Расположена она на берегу Волги в северо-восточной части Угличского кремля. Стены — кроваво-красного цвета с белым декоративным убранством. Внутри — росписи второй половины XVIII века, которые изображают смерть царевича, а также расправу толпы над убийцами.
Храм этот — один из шести объектов, входящих в состав Угличского государственного историко-архитектурного и художественного музея. Здесь же, в кремле, — еще четыре из них. Спасо-Преображенский и Богоявленский соборы. Здание бывшей городской думы. А также палата дворца угличских удельных князей. Последняя — самый древний (конец XV века!) памятник кремлевского ансамбля. А дворец, построенный двумя столетиями ранее, погиб в ходе Смуты. Палата долгое время оставалась заброшенной и постепенно разрушалась. Местные власти решили разобрать здание на кирпич, однако губернские решили его сохранить.
Последующие реставрации сильно изменили облик уникального строения. Ныне на трех этажах палаты экспозиция, посвященная истории Углича с X по XIX век. А с внешней стороны стены 28 мая 2015 года, при праздновании ежегодно отмечаемого Дня царевича Димитрия, торжественно открыли памятник безвременно погибшему отроку. Создан он по проекту известного московского скульптора Александра Рукавишникова, а также игумена Рафаила, настоятеля храма Михаила Архангела в бору, расположенного в 10 км от Углича. В прошлой жизни игумен носил мирское имя Сергей Симаков и был известен как художник-нонконформист, член известной группы «20 московских художников», прославившейся знаменитыми выставками в подвале на Малой Грузинской улице.
За основу памятника был взят образ, который создал в 1899 году на картине «Дмитрий — царевич убиенный» Михаил Нестеров. Взор мальчика исполнен печали, голова склонена, руки сложены в молитве. А на невысоком пьедестале слова: «Дмитрию царевичу убиенному».
Волжский Китеж
«…Я поднял голову и увидел на горизонте целый лес колоколен», — писал о встрече с Угличем Александр Дюма, путешествовавший по Волге.
«Глухой сосновый лес расступается, открывая вид на Углич. И откуда бы ни смотреть на город, отовсюду видны темные полосы леса, прерывающиеся словно затем, чтобы дать незабываемое зрелище Углича — зачарованного града Китежа. Церкви на возвышенном берегу Волги возносят стены и бесчисленные главы над лесистым горизонтом» — таким предстал город Борису фон Эдингу, автору одного из первых искусствоведческих трудов о «волжском чуде». Увы, сравнение с Китежем оказалось пророческим. То, что мы видим сегодня, — лишь малая часть этого «чуда».
— Наш теплоход идет над главной улицей левобережной части Углича — Кашинской, — звучит из динамика голос экскурсовода.
Улица эта ушла под воду в 30‑х годах прошлого века в ходе строительства Угличского гидроузла. Вместе с ней исчез и весь левобережный район города — Малая сторона. Под шлюзовой канал ушли Царское озеро со старыми кедрами. Супоневский дворец — огромная, столичных масштабов усадьба. Несколько старинных церквей, кладбище и десятки жилых домов. Взорван и разобран на кирпич грандиозный комплекс Покровского монастыря XV века с могилами известных деятелей эпохи Ивана Грозного. Срыта и подтоплена Богоявленская гора с высокоствольным сосновым бором. Уцелел лишь один краснокирпичный дом, утонувший в насыпях шлюза.
Невозвратимо пострадал и правый берег, на котором расположена главная часть Углича. Затопленной оказалась Входоиерусалимская слобода. В границах старого посада скопан берег, хранивший в культурном слое многочисленные остатки поселений, с которых начинался город. Не только под водой, но и в тысячах кубометров перемещенной земли исчезли живописные берега, кварталы, улицы, дома и храмы.
Современные ворота города — Угличская ГЭС, дамбы и арка шлюза. Гидроэлектростанция, одна из старейших в стране, была пущена в 1940 году и сыграла важную роль в обеспечении Москвы электроэнергией в годы Великой Отечественной войны. Водохранилище обеспечивает на участке Волги от Дубны до Углича гарантированную глубину 4 м (до строительства она падала до 0,7 м, а в засушливые годы — до 0,4 м), делая возможным крупнотоннажное судоходство.
В двухэтажном здании управления ГЭС располагается Центральный музей истории гидроэнергетики России. Ранее там находилось управление Волголага — Волжского исправительно-трудового лагеря (ИТЛ), поставлявшего рабочую силу для исторической стройки. В экспозиции — макет советского лагеря, карта СССР с ИТЛ, паек заключенных, их одежда. А из старого радио слышны воспоминания узников Волголага. Сам же музей оборудован по последнему слову техники, изобилует действующими макетами и, по оценкам специалистов, не имеет аналогов в мире.
Под сенью золотых звезд
Помимо обязательных исторических достопримечательностей Углич в последние годы прирос музеями весьма неожиданного содержания. Один из них, к примеру, посвящен тюремному быту.
Он знакомит посетителей с эстетической стороной жизни на зоне — скульптурами, картинами и инсталляциями, выполненными заключенными. Здесь можно увидеть деревянные и металлические поделки. Вылепленные из хлеба статуи, щедро декорированные солью и перцем. Самодельную гитару. Картины маслом (в буквальном смысле слова) на простыне. Инсталляции из каменной крошки и металлической стружки. И даже Сикстинскую мадонну, выжженную на листе фанеры.
Углич является родиной «водочного короля» — Петра Арсеньевича Смирнова. Его портрет украшает одну из стен Музея истории русской водки, располагающегося в двух шагах от кремля, на Успенской площади. Здесь собрана всевозможная тара. Бутылки и стаканы. «Похмельные» графины со стеклянным чертом внутри. Самогонные аппараты. Есть даже машина для разлива спиртных напитков по бутылкам. А помимо того — масса сопутствующих предметов русского быта.

Музей русской водки — колоритная картинка дореволюционного быта./ФОТО АВТОРА
Размещается музей в корпусе угличских торговых рядов — памятнике русского классицизма конца XVIII века. Когда‑то ряды составляли целостный архитектурный ансамбль длиной около 500 метров, но в апреле 1921‑го большая часть зданий была разрушена многодневным пожаром. Уцелел только этот корпус, к тому же не подвергшийся кардинальной реконструкции в XIX – XX веках.

Купеческая чета выходит на ярмарку. Между ними — легендарная дворняга Серко, ставшая единственной наследницей богатой купчихи Марии Леонтьевой./ФОТО АВТОРА
В десяти минутах ходьбы — улица Ольги Берггольц. Название совсем не случайное — с июня 1918‑го по начало мая 1921‑го будущая поэтесса жила в Угличе с матерью и младшей сестрой. Последний год «по ордеру горкоммуны» они квартировали в келейном корпусе Богоявленского монастыря. Впоследствии Ольга Федоровна напишет об этом в автобиографических повестях «Углич» и «Дневные звезды». «Наш корпус был самым дальним, угловым… а в школу мы иногда ходили не по улице, а по темному коридору в толстой каменной монастырской стене… А школа помещалась в том же монастыре, на другом конце, в красном кирпичном здании, которое раньше называлось «покоями» и стояло прямо напротив высокого белого собора с пятью синими главами, и главы были усыпаны крупными золотыми звездами».
В Богоявленском монастыре 20 ноября 1591 года была пострижена в инокини седьмая, невенчанная жена Ивана Грозного, мать царевича Димитрия царица Мария Федоровна Нагая. Тогда обитель находилась на территории кремля, но потом ее сожгли поляки. И постройки перенесли на пустопорожние земли, принадлежавшие Ростовскому архиерейскому дому. В 1928 году обитель была закрыта, ее здания были заняты различными учреждениями и общежитиями, церкви подверглись разорению. Смоленский и Феодоровский храмы были отреставрированы в 1970 – 1980‑х годах, а в 2003‑м в них были возобновлены богослужения. В 2010 году в Богоявленскую обитель вернулась прежняя монастырская жизнь. И сегодня здесь, на Ростовской улице, на голубых куполах вновь горят те самые золотые звезды.
Читайте также:
Притяжение Прони. Чем примечателен старинный город Михайлов в Рязанской области?
Тверской транзит: город на Волге, где можно получить необычное звание
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 217 (8039) от 20.11.2025 под заголовком «Купола над Волгой».





Комментарии