Куда с объектов в Ленобласти пропали 40 застройщиков

В Петербурге прошла отраслевая конференция «Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство». Она стала еще одной площадкой, где профессионалы могли, что называется, сверить часы. Делать это приходится все чаще, ведь правила игры на рынке жилых новостроек постоянно меняются.

Куда с объектов в Ленобласти пропали 40 застройщиков | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Заместитель министра строительства и ЖКХ РФ Никита Стасишин считает, что нововведения, которые в полной мере вступят в силу с 1 июля следующего года, достигнут заданной цели. Напомним: с сентября нынешнего года девелоперы ушли от котлового финансирования, когда компании собирали в один кошелек средства дольщиков разных объектов. Теперь работать они могут лишь по проектным банковским счетам по принципу «Один счет - один объект».

По мнению чиновников, люди смогут вкладывать сбережения в покупку строящегося жилья без страха завязнуть в долгострое. При этом защитные меры не приведут к подорожанию квадратного метра до заоблачных высот. Такова позиция «государевых людей», но на практике, как мы знаем, в сказку попадает не каждый желающий. Например, тезис о том, что цены на новое жилье после перехода от долевого к банковскому финансированию не вырастут, эксперты уже подвергли критике.

Во-первых, цена перехода от долевки к продаже готовых квартир в новостройках известна: готовые «метры» существенно дороже этих же метров на стадии строительства. Во-вторых, участие банков - кредитование стройки - по определению удорожает проект, ведь финансовые структуры беспроцентные займы дают только в кино. Чиновники, однако, парируют.

«Когда реформа готовилась, мы планировали, что стоимость проектного финансирования от банков будет не более 6%», - пояснил Никита Стасишин. Правда, чиновник признал, что сейчас реально оно стоит в два раза дороже - 11 - 12%. Этот процент складывается из ключевой ставки Банка России плюс банковские издержки и маржа. Ясно, что когда платное банковское финансирование замещает условно бесплатные деньги дольщиков, то экономический эффект подорожания неизбежен. И вряд ли он порадует будущих покупателей жилья.

Вице-президент Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты член совета Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) Антон Мороз, отвечая на вопрос корреспондента «СПб ведомостей», пообещал, что подорожание будет «незначительным, в пределах 3%». Могу подсчитать: цена однокомнатной квартиры 3,5 млн руб. станет больше на 105 тыс. руб. И это если подорожание действительно будет 3%, потому что ряд экспертов пророчат «вилку» 10 - 20%, а некоторые - и все 30% подорожания (с учетом НДС). А ведь платежеспособный спрос не так велик...

Стасишин полагает, что деньги граждан, пропущенные через специальные «эскроу-счета», станут заменой долевки и снизят стоимость проектного финансирования до 6%. «Хочу отметить - у нас есть цель обеспечить надежность строительства, никто не ставит задачи запретить долевку», - резюмировал замминистра.

Заместитель председателя комитета по строительству Санкт-Петербурга Евгений Барановский рассказал, как идет работа, чтобы выполнить цель - полностью закрыть проблему обманутых дольщиков северной столицы в 2019 году. «Недобросовестные застройщики подтолкнули к изменению правил, фактическому отказу от долевого строительства», - подхватил тему «строительный» вице-губернатор Ленинградской области Михаил Москвин. Кстати, он дважды ответил на вопрос: «Куда в Ленобласти исчезли 40 застройщиков?».

Оказалось, в 47-м регионе, по требованию закона, приостановлена регистрация сделок по 39 жилым комплексам. По всем этим объектам передача квартир просрочена на полгода и более.

Москвин пояснил, что новое требование на такой запрет понятно, но он считает его слишком жестким. Например, если есть новый инвестор, готовый завершить проблемный объект, а в жилом комплексе имеются непроданные квартиры, то передать их инвестору теперь невозможно. Закон требует для такой операции дополнительного соглашения со всеми дольщиками. Но 100% подписей людей получить на практике невозможно - кто-нибудь обязательно подает в суд, требуя неустойку для себя лично, хотя бы за счет соседей. «Я бы подкорректировал закон, разделил бы подход к стройкам, которые идут, и к тем, где работа полностью встала», - сказал Михаил Москвин.

Как видим, вопросов в жилищно-строительной теме куда больше, чем ответов.

#ленобласть #строительство #долевое участие

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 186 (6295) от 08.10.2018 под заголовком «Куда девались 40 застройщиков».


Комментарии