Куда изгибается офис. Почему компании все чаще предпочитают коворкинги?

Переход значительной части сотрудников на удаленный или гибридный формат работы сподвиг российских работодателей к поиску новых вариантов офисов, способных гибко подстраиваться под быстрое изменение штата. В результате компании начали отказываться от собственных площадей, предпочитая брать в аренду полностью обустроенные для работы пространства в коворкингах.

Куда изгибается офис. Почему компании все чаще предпочитают коворкинги? | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

Смотрите, кто пришел

Несмотря на то что этот формат (коворкинг – «площадка для совместной работы») появился в России еще в 2008 году, до недавнего времени его использовали в основном мелкие компании и индивидуальные предприниматели. Однако пандемия расставила свои приоритеты: по данным одной из международных консалтинговых компаний, в 2020-м сегмент гибких офисных пространств в Петербурге вырос практически на треть и пополнился сразу восемью коворкингами общей площадью около 13,6 тыс. кв. метров. А арендовать места в них начали не только «малыши», но и крупные компании со штатом тысячи человек.

По итогам прошлого года в Северной столице насчитывалось 34 коворкинга площадью около 35,8 тыс. кв. м – всего 1% от общего объема предложения качественной офисной недвижимости. И эксперты уверены: неудовлетворенный спрос приведет к росту таких предложений.

Главные преимущества коворкингов – гибкость и отсутствие единовременных расходов на ремонт. Ведь арендовать можно и одно рабочее место (причем даже не на целый день), и сотни на год или больше. К тому же практически все затраты (аренда, расходы на мебель и технику, электричество и уборку, Интернет, канцелярию и т. п.) включены в стоимость. «На 2 – 3 года арендовать коворкинг выгоднее, чем традиционный офис», – отмечает Виктория Горячева, замдиректора департамента услуг для арендаторов и офисной недвижимости консалтинговой компании, проводившей исследование.

Понимая это, тягу к гибким офисным пространствам уже испытывают не только мелкие коммерсанты, но и крупные предприятия. В Петербурге, к примеру, в 2020-м IТ-подразделение «Почты России» (по данным kartoteka.ru, уставный капитал этого АО превышает 15,7 млрд рублей) арендовало сразу 200 рабочих мест в одном из питерских коворкингов. И количество желающих последовать этому примеру растет.

Что касается предложения, то здесь погоду делают в основном сетевые игроки (20 проектов из 34), а почти половину рынка (46%) занимают сети PAGE и «Практик». Первая из них в прошлом году, к примеру, вывела на рынок сразу три новых офисных пространства. Кроме того, сеть Corner открыла два коворкинга, а в декабре минувшего года начал работу и первый коворкинг сети Buffer от группы компаний Raum.

В нынешнем году объем предложения в этом сегменте снова увеличится: по данным той же международной консалтинговой компании, девелоперы планируют открыть как минимум еще три «гибких» офисных пространства. Появляются они и на месте традиционных: в августе этого года коворкинг на 220 рабочих мест обещают запустить на третьем этаже одного из питерских бизнес-центров. А объясняют это тем, что спрос на «гибкие» офисы растет не только со стороны фрилансеров и самозанятых, но и со стороны среднего и крупного бизнеса.

Как считает Виктория Горячева, недостает пока больших «гибких» офисных пространств. «В основном в проектах доступны от 5 до 40 рабочих мест, что существенно ограничивает спрос со стороны корпоративных клиентов, – говорит она. – Многие из компаний готовы бы рассмотреть вариант аренды в коворкинге, но дефицит предложения не позволяет им это сделать».

По оценке эксперта, в ближайшем будущем развитие этого сегмента рынка будет происходить в двух направлениях. С одной стороны, в «спальных» районах города станут появляться небольшие коворкинги, в которых рядом с домом смогут трудиться сотрудники, занятые в «гибридном» формате. С другой – рынку нужны большие площади, где оператор коворкинга мог бы предоставить крупному арендатору возможность адаптировать площадь под свои нужды.

Гибридный формат

Нужны ли «гибкие» офисы самим работникам? Ведь очевидно, что постепенно трудовая жизнь возвращается к прежним параметрам. Однако полученный в течение последнего года опыт показывает: работодатели, которые смогут предложить сотрудникам «гибридную» занятость, у конкурентов выиграют.

Как показывают данные разных исследований, значительная часть пробовавших работать в системе «дом + офис» специалистов считают этот вариант самым подходящим. Так, опрос экспертов показал, что 68% специалистов с воодушевлением относятся к переходу на «гибридный» формат труда. Они честно признаются: при прочих равных отдали бы предпочтение работодателям, готовым предложить им такую форму работы. И хотя многие руководители компаний от этого не в восторге, относятся они к ситуации с пониманием.

Причем и сотрудники, и работодатели не без оснований полагают: гибкость офиса им только на руку. Первые говорят о том, что это позволяет сохранить баланс между работой и личной жизнью, не тратить время на дорогу и быть ближе к семье. А вторые подчеркивают выгоду в виде экономии на аренде и повышении лояльности сотрудников. При этом обе стороны склоняются к тому, что время работы в офисе и дома должно быть распределено примерно 50 на 50: готовых полностью отправить сотрудников на удаленку (или совсем «удалиться») не более 10%. «В сложившейся ситуации выход лишь один – надо договариваться о наиболее продуктивной для обеих сторон форме занятости», – полагает Алиса Безлюдова, директор департамента крупной страховой компании.

Шагаем в ногу с миром

По оценке международных экспертов, в России формат «гибридной» занятости будет предпочтительным, поскольку в отличие от Европы и США у нас специалисты не так хорошо обеспечены годным для организации офиса на дому жильем. Кроме того, у них больше тяга к социализации: на работу многие ходят не только для того, чтобы трудиться.

«Сейчас компании все чаще задумываются о взаимодействии с игроками рынка «гибких» офисов, – отмечает Наталья Никитина, руководитель департамента офисной недвижимости одной из профильных компаний. – Это может быть как аренда готового офиса, так и сделка в формате built-to-suit, предусматривающем адаптацию площади под нужды арендатора».

Такой формат (в частности, коворкинги) не только позволяет организовать полноценное рабочее место, но и дает возможность общения, которого порой так недостает при удаленной работе. И здесь появление небольших коворкингов в «спальных» районах Петербурга, рядом с жильем, вполне может стать решением проблемы. Ведь, с одной стороны, сотрудник при этом фактически останется на удаленке от центрального офиса. А с другой – получит возможность живьем общаться с коллегами и не чувствовать оторванности от коллектива.

#работа #офис #профессия

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 69 (6907) от 20.04.2021 под заголовком «Куда изгибается офис».


Комментарии