Кто обучит инофона? Скоро потребуется ещё больше преподавателей русского языка как иностранного
С начала этого года Госдума разработала и приняла уже тринадцать законов по противодействию незаконной миграции — продуманных и достаточно строгих по отношению к нарушителям. Не удовлетворившись этим, депутаты на днях направили обращение к председателю правительства РФ Михаилу Мишустину с предложением внедрить ряд системных мер (как новых, так и во исполнение этих самых тринадцати законов) для борьбы с нелегалами. Цель — совместными усилиями всех ветвей власти и вовлеченных в миграционные процессы государственных, судебных, силовых и общественных структур выстроить в стране устойчивую и справедливую миграционную политику. Значимая часть депутатских инициатив касается языковой подготовки работников-иностранцев.
ФОТО Pixabay
Не только о контроле
В чем заключается этот системный подход к трудовой миграции, в принципе уже понятно. Это регулирование притока иностранной рабочей силы с учетом реальных потребностей рынка. Жесткие рамки с полной ответственностью для работодателей — такие, чтобы они при всем желании не могли использовать у себя на предприятии нелегалов. Эффективная и прозрачная система учета трудовых мигрантов. Полная процедура идентификации для всех гастарбайтеров, въезжающих в РФ.
Но усилением контроля дело не ограничивается: существенная часть депутатских инициатив, изложенных в обращении к правительству, касается языковой подготовки иностранцев. В числе необходимых практических шагов, по мнению парламентариев, должно быть проведение устного экзамена по русскому языку для получающих патент. Причем под видеозапись. При этом стоило бы разделить требуемые уровни владения речью в зависимости от будущего труда иностранца и обеспечить постоянное обновление экзаменационных материалов.
«Знание языка — это не только залог успешной интеграции иностранных граждан в российское общество, но и вопрос безопасности и качества труда, — говорится в депутатском обращении к председателю правительства. — Мы предлагаем ввести обязательный экзамен по русскому языку для мигрантов, работающих по патентам в тех сферах, где знание языка необходимо. Это не только повысит общую культуру общения, но и создаст дополнительные гарантии для работодателей и граждан России». То, что знание русского языка — основа адаптации иностранцев и их интеграции в российское общество, хорошо понимают и сами мигранты (убедиться в этом можно, пролистав сборники полезных советов «Мигранты советуют мигрантам» и «Мигрантки советуют мигранткам», которые выпускает петербургский благотворительный ПСП-фонд). Понимать‑то понимают, но действуют зачастую в ином алгоритме. И в результате тестирование — языковой фильтр — уходит в «серую» зону, расцветает мошенническое посредничество. А в окраинных микрорайонах формируются говорящие на своем языке национальные анклавы со своей инфраструктурой, взаимоотношениями и правилами жизни, существенно отличающимися от российских. Что и вынуждает власть в экстренном порядке взяться за реформирование миграционной сферы.
Порог для иностранца
В Госдуму внесен законопроект о запрете принимать в школы детей мигрантов, не знающих русского языка. Проверять его уровень предлагают на вступительном тестировании. По словам председателя Госдумы Вячеслава Володина, не знающие русского языка дети мигрантов в классах — стресс как для самих иностранцев, так и для учителей и других учеников: «Иностранцы привозят с собой детей, они приходят в школу, не понимая преподавателя, что мешает учебному процессу, — заявил спикер. — Детей надо готовить к школе и только после сдачи теста допускать к обучению. Именно этого от нас требуют избиратели».
Поддержку этого тезиса со стороны избирателей Володин иллюстрирует итогами опроса, проведенного им в собственном телеграм-канале: 96 % из более чем полумиллиона проголосовавших поддержали законопроект, предусматривающий предварительное тестирование детей мигрантов перед их зачислением в российские школы и ограничивающий прием тех, кто не знает русского языка. «Для того чтобы был обеспечен нормальный учебный процесс всего класса, все ученики должны владеть русским языком на достаточном уровне, — поясняет Вячеслав Володин. — Очевидно, что сейчас это не так. Депутатам поступает множество жалоб от родителей и учителей, люди давно ждут решения этой проблемы… Если семья собирается переехать в нашу страну и ребенка в школу вести, тогда надо его готовить к этому».
Более того — комиссия Государственной думы по вопросам миграционной политики сейчас работает над законопроектом, который сделает любое образование платным для иностранцев (впрочем, полагают инициаторы проекта, платить может работодатель, диппредставительство, иные структуры страны исхода — главное, чтобы деньги на это не шли из российского бюджета).
Учить, нельзя отказывать
По данным Минпросвещения, около 12 % детей мигрантов, посещающих российские школы и детсады, не знают вовсе или плохо знают русский язык. Летом министерство разослало по регионам методические рекомендации, с тем чтобы ограничить в классах и группах число детей, плохо владеющих русским языком, а при распределении иностранцев по классам в рамках одной параллели стремиться к равному числу таких учеников. При этом в документе отмечается: данный показатель должен рассматриваться исключительно как целевой ориентир и не должен привести к запретам на обучение таких детей. «Введение указанных мер будет способствовать облегчению интеграции мигрантов в социум России, позволит им усвоить основные этико-культурные особенности нашей страны, а также предотвратит возникновение агрессивных этнических группировок среди учащихся», — резюмируют авторы рекомендаций.
Число приезжих учеников в российских школах в 2023 году составляло 181,5 тысячи. По данным проведенного Центром экономики непрерывного образования ИПЭИ РАНХиГС опроса, больше половины (53 %) преподавателей отмечают у детей мигрантов проблемы с русским языком и с освоением общеобразовательных предметов. Еще большее число респондентов отметили, что тратят на обучение таких детей гораздо больше времени и сил, чем на остальных учеников. Зато 80 % опрошенных педагогов считают, что у детей мигрантов все в порядке с дисциплиной, и 70 % — что у них нет проблем с общением.
Общая численность несовершеннолетних иностранцев на территории РФ, включая тех, кто не посещает школу по возрасту или иным причинам, по мнению исследователей РАНХиГС, примерно 800 тыс. человек. Из них ребят школьного возраста может быть до полумиллиона — то есть их «охват» общеобразовательными организациями всего около 36,3 %.
Возможно, в сравнении с общим числом школьников в России (18,5 млн) эти цифры не так уж впечатляют. Но поскольку центрами притяжения для трудовых мигрантов были и остаются Москва и Петербург, Московская и Ленинградская области, а в городах — более дешевые окраинные районы с «человейниками», то получается, что соотношение русскоговорящих учеников и инофонов в классе или малышей в детсадовской группе в подобных районах оказывается далеко не таким идеальным, как этого хочется Министерству просвещения или парламентариям.
По поводу дилеммы — учить или не учить иностранцев в России — копья ломать вряд ли стоит. Пункт первый 43‑й статьи Конституции РФ гласит: каждый имеет право на образование (и здесь нет указания, что речь идет о каждом гражданине РФ). Следующий пункт этой статьи конкретизирует: гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Наконец, еще один пункт: основное общее образование обязательно, родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
Исходя из этого, можно считать второстепенным вопрос, как и где будет организовано тестирование детей мигрантов перед зачислением в школу. Первое по важности и срочности — как организовать интенсивное обучение русскому языку детей-инофонов, чтобы новая норма не стала ограничительной и запретительной для них. Возможно, тем, кто не сумеет перешагнуть языковой барьер, потребуется дополнительный учебный год в особом «интеграционном» классе со специальными программами, учебными пособиями и преподавателями русского как иностранного. По аналогии со студентами, приезжающими в Россию за образованием из других стран и первое время усиленно изучающими в вузах русский язык.
Эксперты РАНХиГС, кстати, в своей работе изложили рекомендации по решению проблемы: организовать очные и дистанционные курсы по русскому языку как иностранному на базе школ, увеличить выпуск из вузов учителей, обучающих иностранцев русскому, создать и продвигать электронные образовательные ресурсы (включая приложения для смартфонов), а также повысить доступность дополнительных занятий для детей в целях их культурной адаптации и мягкого погружения в языковую среду в организациях дополнительного образования. Но совершенно очевидно, что самим учебным заведениям в рамках существующих образовательных стандартов это вряд ли под силу — необходима государственная программа и государственное же финансирование.
По данным комитета по образованию, в школах и детсадах Петербурга учатся 840 тыс. ребят, из них около 20 тысяч (2,5 %) иностранцев. По словам главы комитета по межнациональным отношениям и реализации миграционной политики в Петербурге Олега Капитанова, в комитете следят за тем, чтобы процентное соотношение детей приезжих и россиян в классах не превышало определенных значений, однако в некоторых школах такая проблема все еще есть.
Истории успеха нужно множить
В то же время плохо говорящие по‑русски дети, которые ходят в школы, достаточно быстро осваивают новый для себя язык (особенно младшеклассники) и, перешагнув определенный барьер, нередко уже сами обучают родителей. А значит, им нужно максимально помогать — дополнительным вниманием и занятиями, не допуская отставания от основной школьной программы. «Учет детей, приезжающих в регион из других стран вместе с родителями, по‑настоящему не ведется, а потому непонятно, сколько из них не доходят до школы, — говорит Борис Панич, директор ПСП-фонда, занимающегося в числе прочего разработкой и изданием материалов и пособий для обучения детей-инофонов русскому языку. — Нам кажется, что это большое число. И это серьезная проблема. По экспертным оценкам, речь идет о десятках процентов. С одной стороны, все понимают, что с ними нужно плотно работать, с другой — звучат заявления, что надо сократить прибытие детей трудовых мигрантов вместе с родителями. Но ведь самые лучшие примеры адаптации мы видим именно в таком семейном формате, когда взрослые учатся новому вместе с детьми».
Отказать в приеме ребенка в школу, по нашему Основному Закону, нельзя, однако на деле иностранцы нередко с этим сталкиваются. Причем отказывают им как раз под предлогом необходимости «подучить язык за год». В волонтерской организации «Дети Петербурга», помогающей несовершеннолетним иностранцам-инофонам адаптироваться к жизни в нашем городе, таких грустных историй знают немало. С этого, как правило, и начинается домашнее затворничество, ведь у мигрантской семьи нет ни денег на репетиторов, ни возможностей заниматься с ребенком самостоятельно — родители или сами плохо владеют русским, или заняты на работе весь день. В итоге не принятый в школу маленький иностранец просто остается на целые дни один дома. А через год его, повзрослевшего, тем более не хотят принимать, ведь работу учителей и школы оценивают по результатам проверочных работ и экзаменов…
Между тем и историй успеха, когда недавно приехавшие в Россию и почти не говорившие на русском подростки через пару лет неплохо сдавали ОГЭ и продолжали учебу в колледжах, у волонтерской организации «Дети Петербурга» тоже немало. За двенадцать лет обучение по ее открытым бесплатным программам прошли более трех тысяч юных мигрантов из разных стран. Волонтеры занимаются с детьми русским языком, подтягивают старших по различным предметам, помогают родителям записать своих чад в школу, возят подопечных на экскурсии, на прогулки по городу, в музеи и театры. На протяжении шести лет организуют летние, осенние и весенние городские лагеря с командой профессиональных педагогов и вожатых для ребят, которым особенно нужна интенсивная языковая подготовка.
Сейчас в бережном погружении в изучение языка нуждаются 120 детей — трудовых мигрантов из Киргизии, Таджикистана, Узбекистана, беженцев из Афганистана, Камеруна, Йемена, Сирии, Палестины, обратившихся в организацию. Эту помощь волонтеры им оказывают в рамках комплексной программы, которую они назвали «Осень с «Детьми Петербурга». За три месяца программы эти 120 детей повысят уровень владения русским языком и станут чувствовать себя увереннее. Занятия идут одновременно на двенадцати площадках по несколько раз в неделю плюс индивидуальные онлайн-уроки. Учебные материалы разработаны тем самым ПСП-фондом в рамках проекта «Язык дружбы. Распространение методик и практик изучения русского языка и межкультурного сотрудничества в молодежной среде в странах Средней Азии».
Для тех юных мигрантов, кому поступить в школу не удалось, занятия и мероприятия «Детей Петербурга» — единственная возможность социализации и адаптации. Других аналогов такой комплексной программы в нашем городе, к сожалению, пока нет. Да и та реализуется на пожертвования горожан...
ПО ДАННЫМ Единой межведомственной инфрмационно-статистической системы (ЕМИСС)/ФОТО freepik.com/ИНФОГРАФИКА Ирины ГАБОВОЙ
Читайте также:
Пять новых законопроектов Госдумы РФ призваны навести порядок в миграционной сфере
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 224 (7800) от 27.11.2024 под заголовком «Кто обучит инофона».
Комментарии