Крутой маршрут по терминалу: Ленобласть присоединилась к программе промышленного туризма
Ленинградская область присоединилась к программе промышленного туризма «Крутая локация». Задача проекта — развитие уникальных маршрутов, связанных с промышленностью, агропромышленным комплексом и морской логистикой региона, популяризация его ведущих предприятий и повышение узнаваемости их продукции. Один из объектов, ставших частью этой необычной туристической истории, — новый технологичный терминал по перевалке минеральных удобрений, строящийся в Усть-Луге.
ФОТО автора
Я покажу тебе завод
На первый взгляд, идея отправиться на экскурсию на завод, склад, в порт или на другой промышленный объект кажется странной и даже скучной — ведь там нет ни привычных музейных артефактов, ни произведений искусства. Но в то же время попасть на закрытый объект, своими глазами увидеть, как устроено современное предприятие, прикоснуться к уникальному оборудованию — дорогого стоит. Это словно путешествие во вселенную научной фантастики. И Ленинградской области в этом плане есть где развернуться, ведь регион занимает первое место в России по инвестициям в промышленное строительство и третье место по инвестициям в портовую инфраструктуру.
На сегодняшний день на территории области действует 3,5 тысячи промышленных предприятий. Среди открывших свои двери для любознательных путешественников и туристов — новый технологичный терминал по перевалке минеральных удобрений, который сейчас строится в Усть-Луге. Экскурсия по этому объекту дает туристам возможность не просто увидеть работу уникального терминала, но и проследить за ходом его строительства.
Прогулка с видом на балкер
В декабре прошлого года на территории нового терминала была запущена первая в стране технологическая линия по перевалке аммиака. Это единственный сегодня в стране промышленный объект, работающий с этим видом грузов, причем как с сухими, так и с наливными. «На терминале уже возведена и работает линия перевалки жидкого аммиака. Инфраструктура для хранения минеральных удобрений и технологическая линия по перевалке сухих видов грузов находится в процессе строительства и монтажа, комплекс планируют ввести в эксплуатацию весной 2026 года», — рассказывает главный технолог терминала и по совместительству экскурсовод Анатолий Загуменнов.
Полное завершение строительства нового специализированного терминала в Усть-Луге и его выход на проектную перевалочную мощность до 14 млн тонн удобрений в год запланированы к 2027 году. Он станет одним из ключевых объектов портовой инфраструктуры России, обеспечивающей продовольственную безопасность не только в нашей стране, но и в мире. Это важно, поскольку сейчас Россия активно наращивает производство минеральных удобрений и экспортирует их практически во все страны мира, особенно в Латинскую Америку, Южную Азию и Африку.
Общая протяженность трех причалов терминала составляет более 800 метров, что позволяет одновременно обрабатывать три балкера (так называются суда, предназначенные для перевозки навалочных грузов без упаковки) с дедвейтом (максимальное количество груза, пассажиров и команды с багажом, которое может перевозить судно без ущерба для его безопасности) от 5 до 114 тысяч тонн. За один «судозаход» будет отгружаться до 200 тысяч тонн грузов, погрузка судна будет осуществляться с использованием двух судопогрузочных машин одновременно. Такая система позволит достичь суммарной производительности 4800 тонн в час.
Железнодорожный грузовой фронт комплекса тоже впечатляет — он позволит обрабатывать более 500 вагонов в сутки (свыше 35 тысяч тонн груза). Для транспортировки удобрений на территории терминала используется ленточная конвейерная система длиной свыше 12 километров.
Не менее интересен складской комплекс, позволяющий организовать раздельное хранение 14 видов минеральных удобрений. А общая вместимость складских площадей — более 510 тысяч тонн для единовременного накопления. Важно, что технологии перевалки, применяемые на терминале, полностью исключают риски для экологии. Все процессы проходят в закрытом формате, так что пыль, сухие минеральные удобрения, аммиак и газы в окружающую среду не попадают. Для здоровья сотрудников предусмотрена аспирационная система, которая очищает воздух от вредных выделений.
Посмотрел и… остался работать
Будучи на территории терминала, экскурсанты становятся свидетелями рабочих процессов и пересекаются с сотрудниками предприятия. В этом тоже есть смысл, ведь задача подобных промышленных экскурсионных маршрутов не только в том, чтобы развлечь туристов, но еще и вызвать у них интерес к этой работе и, как следствие, желание поселиться в регионе. Если сейчас на терминале по перевалке минеральных удобрений в Усть-Луге трудятся порядка 338 человек, включая административный и производственный блоки, то с вводом предприятия в эксплуатацию и его развитием потребность в специалистах будет возрастать. Например, на данный момент предприятию требуются узкопрофильные специалисты и привлекать их приходится даже из других регионов.
«Работать здесь не только интересно и выгодно, но и комфортно, — поделилась начальник отдела по благотворительности, коммуникациям и связям с общественностью Василиса Загуменнова, которая специально приехала в Усть-Лугу из Москвы. — Все рабочие процессы на предприятии автоматизированы. Ручной труд сведен к минимуму: в основном это выгрузка вагонов, так как вагоны для перевозки удобрений по своей структуре предполагают ручное открытие разгрузочных люков и обслуживание технологического оборудования. Для иногородних сотрудников предоставляется временное служебное жилье либо компенсируется аренда. Сейчас для предприятия в Кингисеппе достраивается многоквартирный дом на 107 квартир, жильцы заедут в новые квартиры уже к концу текущего года». Кроме того, работникам предлагают бесплатные путевки для отдыха и оздоровления детей, им предоставляется возможность посещения ледовой арены, бассейна, фитнес-зала. Жизнь коллектива насыщена культурными и спортивными мероприятиями.
Экскурсия по терминалу для представителей туристических компаний, блогеров и журналистов не обошлась без зрелищного экшена — местные службы безопасности устроили показательное представление по ликвидации пожара. Ну а сам туристический маршрут не ограничивается знакомством с современным промышленным предприятием. Помимо морского терминала в него включены Ижорский музей в деревне Ручьи, гостиница в районе Усть-Луги, экотропа «Долина реки Выбья и Лужская губа» в Кургальском заказнике.
Читайте также:
Туристический поток между Россией и Белоруссией стабильно растёт
В Северной столице запустили проект военно-патриотических экскурсий «Маршруты памяти»
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 160 (7982) от 01.09.2025 под заголовком «Крутой маршрут по терминалу».





Комментарии