Крутить «баранку» по самоучителю: экзамены в ГИБДД предложено сдавать экстерном

Любой автовладелец знает, что, прежде чем сесть за руль, нужно получить права. А для этого необходимо пройти обучение в автошколе и успешно сдать экзамены в ГИБДД. Эта схема отработана годами. Что не помешало Национальному автомобильному союзу (НАС) выступить с инициативой: разрешить будущим водителям самостоятельно готовиться к экзаменам. Основной аргумент — слабая подготовка преподавателей в автошколах и их низкая заинтересованность в успехах учеников. Инициатива уже направлена на рассмотрение премьер-министру Михаилу Мишустину.

Крутить «баранку» по самоучителю: экзамены в ГИБДД предложено сдавать экстерном | Изучать мастерство вождения можно, конечно, и самостоятельно, однако без обязательного экзамена в ГАИ на дорогу никого не выпустят. А требования, которые сегодня предъявляют кандидату на права, достаточно жесткие./ФОТО Александра АЛПАТКИНА/ТАСС

Изучать мастерство вождения можно, конечно, и самостоятельно, однако без обязательного экзамена в ГАИ на дорогу никого не выпустят. А требования, которые сегодня предъявляют кандидату на права, достаточно жесткие./ФОТО Александра АЛПАТКИНА/ТАСС

Если быть точным, то предложений от союза было два. Еще одно — ввести обязательное обучение Правилам дорожного движения в школах. Оно вопросов не вызвало — все эксперты сошлись во мнении, что идея полезная. Ведь, согласно статистике Научно-исследовательского центра проблем безопасности дорожного движения МВД, в России несколько лет подряд растет количеств ДТП с участием детей. При этом часто в таких авариях виноваты они сами, так как зачастую абсолютно не знают дорожных правил.

А вот отмена обязательного обучения в автошколе вызвала споры. Разберемся почему.

Начнем с того, что предложение, высказанное НАС, отнюдь не ново. Были времена, когда получить заветные корочки можно было без посещения автошколы. Люди самостоятельно, с помощью родственников или друзей, которые выступали в качестве инструкторов, изучали теорию и практику вождения.

Тем не менее в 2013‑м самоподготовка была запрещена. Сдать экзамен на права стало возможным только после прохождения обучения в автошколе. Аргумент: аварийность с молодыми водителями перешла все границы разумного. При разрешенной самоподготовке с 2004-го по 2013 год количество погибших в ДТП составило 34,5 тысячи человек. Вывод — научить человека управлять автомобилем могут только профессиональные, а не доморощенные инструкторы. А где найти профи? Естественно, в автошколах.

Более того, эксперты сошлись во мнении, что даже теоретическая подготовка требует «руки мастера». Ведь она подразумевает не только освоение ПДД, но и многие другие вещи, которые можно изучить только на практике. В частности, устройство автомобиля или правила оказания медпомощи при ДТП… Короче, всех усадили за парту.

С тех пор прошло более десяти лет, в течение которых систему образования в автошколах постоянно реформировали. То вводили новые стандарты обучения и ужесточали требования к самим учебным заведениям, меняли то курсовые программы, то регламент сдачи экзаменов… Но стало ли на дорогах меньше аварий?

Увы, статистика говорит, что нет. Как и прежде, водители с опытом вождения менее двух лет попадают в ДТП вдвое чаще, чем опытные автомобилисты. То есть получается, что умения сносно управлять автомобилем обучение в автошколе не гарантирует. Тем более что, по данным ГИБДД, только в прошлом году теорию с первого раза сдали лишь 38 % выпускников автошкол, а практический экзамен осилили всего 14,7 % претендентов на водительское удостоверение.

Кстати, именно на эти данные опирается в своей аргументации Национальный автомобильный союз. Его вице-президент Антон Шапарин прямо указывает на слабую подготовку преподавателей и незаинтересованность руководства автошкол в успехах учеников. Цитируем: «Автошколы сейчас не просто дают некачественное образование — они вообще не дают практически никакого, даже не могут натаскать на сдачу экзамена, не говоря о собственно обучении вождению».

При этом он справедливо заметил, что за годы монополии цены на обучение в автошколах взлетели в космос, делая получение водительского удостоверения малодоступным. Действительно, стоимость курса в таких школах в столичных городах уже доходит до 50 тысяч рублей. Это не считая еще одной статьи расходов на переэкзаменовку и дополнительные часы вождения с инструктором. Может, действительно стоит вспомнить практику «хорошо забытого старого»?

Эксперты НАС считают, что частные инструкторы, у которых есть соответствующая лицензия, должны получить право работать официально. Более того, можно составить их рейтинг, чтобы ученики знали, к кому обращаются и кто может лучше научить их крутить баранку.

Разумеется, от инициативы автомобильного союза в восторге далеко не все. Категорически против ее принятия автошколы. Что вполне объяснимо: финансовый удар по ним будет весьма ощутимым. Если человеку будет разрешено готовиться к экзаменам самостоятельно, то спрос на обучение в автошколах резко упадет вместе с выручкой.

Но это не единственный риск. Куда опаснее появление всевозможных коррупционных схем. Не исключено, что вырастет количество тех, кто предпочтет не сдавать экзамены, а договариваться. К тому же неизвестно, какую цену может заломить тот профи, который возьмется обучать новичка. Возможно, ценник на его услуги будет не меньший, чем за полный курс в автошколе.

Да и снизит ли самостоятельная форма обучения аварийность на дороге или она, наоборот, подрастет? И кто тогда за это ответит?.. В общем, пока специалисты пришли к выводу, что инициатива требует всестороннего изучения. Поэтому ожидать, что она будет принята в ближайшее время, не стоит.

Хотя эксперты согласны с тем, что экстернат следовало бы разрешить при сдаче на открытие в правах новых категорий. То есть, скажем, человека, уже имеющего категорию В, вовсе необязательно прогонять через автошколу при получении С или А — опытные водители вполне способны подготовиться к таким испытаниям самостоятельно.

Читайте также:

Надёжно, удобно и выгодно. Полис ОСАГО становится насущной необходимостью

Автомобиль как средство реабилитации: такие специальные машины получают льготники по программе Соцфонда


#ГИБДД #водительские права #экзамен

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 190 (8012) от 13.10.2025 под заголовком «Крутить баранку по самоучителю».


Комментарии