Крупнейший в мире туроператор Thomas Cook заявил о своем банкротстве
Текущая неделя в мире туризма стартовала с потрясающей новости: о своем банкротстве объявил крупнейший в мире туроператор Thomas Cook. Тот самый, с которого начался организованный туризм. Компания, которая ассоциировалась со словами «надежность» и «стабильность». Та, что ежегодно отправляла на отдых миллионы людей и с легкостью покупала не только самолеты и отели, но и других крупных операторов. А теперь ее нет...
Фото © Debarchan Chatterjee ZUMA Wire/ТАСС
Не все знают, что само понятие «туризм» и все, что с ним связано (маршруты, билеты, гостиницы, путеводители и даже дорожные чеки), придумал человек, чье имя носила только что разорившаяся компания. Сын небогатого фермера Томас Кук родился в английской деревушке Мельбурн 22 ноября 1808 года и в 10 лет начал работать садовником. А затем не раз менял профессии и города, пока в 1841-м не встретился с главой железнодорожной компании Midland Railway и не убедил его предоставить скидку соратникам Кука по борьбе с пьянством в том случае, если они наймут целый поезд для поездки на съезд, проходящий в 12 милях от Лондона. И когда 5 июля 1841-го под звуки оркестра сразу 570 человек организованно отбыли на мероприятие, Томас Кук скромно написал в дневнике, что «я имел честь возглавить первую публичную железнодорожную экскурсию в истории Англии». И вот спустя 178 лет совет директоров Thomas Cook пришел к выводу о необходимости объявить о принудительной ликвидации компании.
На самом деле слухи о ее нестабильности в кулуарах отрасли ходили давно. Thomas Cook долго вела переговоры с инвесторами и кредиторами. Однако план спасения оператора, о некоторых деталях которого уже писали в прессе, провалился: китайская Fosun отказалась от сделки, а желающих помочь утопающему в долгах предприятию не нашлось. В результате компания, ставшая пионером «пакетного» отдыха, оставила «за бортом» по всему миру более 600 тыс. туристов, из которых свыше 160 тыс. - подданные королевы Великобритании. Правда, на произвол судьбы их не бросили: правительство страны обещает, что все британцы будут возвращены на родину до 6 октября: по предварительным оценкам, крупнейшая в истории мирового туризма операция по возвращению клиентов Thomas Cook в родные пенаты только английскому правительству обойдется примерно в $750 млн. Выплатами тем, кто, купив туры, теперь никуда не улетит, займутся страховые компании: с учетом размера компании они могут превысить несколько миллиардов долларов.
Как же так? Ведь Thomas Cook по праву считался крупнейшим международным туристическим холдингом со штаб-квартирой в Лондоне. Годовой объем продаж - больше $12 млрд. В его структуру входят 200 отелей (свыше 40 тыс. номеров). Собственная чартерная авиакомпания с десятками самолетов. И более 21 тысячи сотрудников по всему миру, которые теперь остались не у дел. Однако крах этого гиганта только подтверждает вечную аксиому эволюции: выживает не самый большой, а наиболее приспособленный к быстро изменяющейся ситуации. И похоже, что породивший организованный туризм колосс своим примером показывает: на смену большим и всеядным приходят маленькие, шустрые и специализирующиеся на одном «блюде». А в банкротстве Thomas Cook надо винить не столько плохой менеджмент, сколько онлайн-операторов и авиакомпании-лоукостеры, сделавшие путешествие доступным по цене для любого, кто знаком с клавиатурой компьютера и умеет пользоваться смартфоном.
Стоит ли опасаться последствий краха Thomas Cook российским туристам? Ведь хорошо известно, что с 2011 года он фактически владеет туроператором «Интурист», а в 2019-м было объявлено и о сделке по покупке отечественного «Библио-Глобуса». Однако и та и другая компании уже сделали официальные заявления. «Интурист» является операционно и юридически самостоятельной компанией и продолжит свою деятельность в плановом режиме. Компания будет выполнять все свои обязательства перед туристами и партнерами», - пояснили в первой. «Все обязательства по исполнению ранее заключенных договоров о реализации туристского продукта принял на себя российский туроператор ООО «Туроператор БГ». Его руководство гарантирует осуществление всей операционной деятельности компании по приему и обслуживанию туристов в штатном режиме», - заявили во второй. Это означает, что покупать туры и там, и там можно без опаски. Хотя доверять и проверять, конечно, дело личное...
А вот каким станет групповой туризм после краха Thomas Cook - еще вопрос. Ник Уайетт, руководитель отдела исследований и анализа туризма в компании GlobalData, уверен, что «гибель Thomas Cook вызвана растущим предпочтением потребителей к бронированию туров в режиме онлайн»: «Туристы становятся все более самостоятельными и все меньше нуждаются в услугах туроператоров и турагентов». И хотя в России у большей части потребителей отношения с онлайном особые, от мировых тенденций, если ты путешествуешь не только по родине, все равно никуда не деться.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 179 (6532) от 25.09.2019 под заголовком «Уроки Thomas Cook».
Комментарии