Креатив возможностей. В Реестре творческих индустрий Ленобласти значатся 76 субъектов

Наиболее активно развиваются такие направления, как мода, народные художественные промыслы и ремесла, отдых и развлечения. О них и не только говорили на форуме «Мой бизнес — креативные индустрии Ленинградской области», в котором приняли участие более 500 участников со всего региона. Дизайнеры, художники, маркетологи, специалисты по медиа, ремеслу, моде, технологиям и гастрономии обсудили успехи и перспективы отрасли, узнали о новых инструментах поддержки предпринимателей.

Креатив возможностей. В Реестре творческих индустрий Ленобласти значатся 76 субъектов | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Там русский вкус

«Креативная индустрия — это не только про творчество, это про бизнес. Причем бизнес больших возможностей, — подчеркнул в своем выступлении на пленарной сессии вице-губернатор Ленинградской области по экономическому развитию Егор Мищеряков. — Президент поставил амбициозную задачу — до 2030 года увеличить долю креативных индустрий в объеме валового регионального продукта до 6 %. Для нашего региона это действительно большая цифра, так как наш валовый региональный продукт исторически формируется промышленностью. Тем не менее для наших предпринимателей это амбициозная задача, которую мы готовы поддержать на всех уровнях».

Помимо пленарной сессии в прог­рамму форума вошли панельные дискуссии, «круглые столы» и мас­тер-классы. Особое внимание было уделено теме общественного питания. В ходе дискуссии «Гастрономия как часть культурного опыта региона» специалист университета гостиничного, ресторанного дела и кулинарного искусства SWISSAM Екатерина Палиева обратила внимание, что в нынешних условиях развитие рынка общепита возможно лишь с профессиональным подходом: «От 70 до 90 процентов новых объектов общественного питания закрываются в первый год ­после открытия. Одна из причин в том, что в бизнес приходят новички, которые никакого отношения к общепиту ранее не имели. В результате они делают много ошибок. Например, недооценивают операционные расходы, и инвестиции заканчиваются раньше, чем проект выходит на окупаемость».

Присутствующие на дискуссии представители ресторанного бизнеса подтвердили, что нынешний рынок — это рынок профессионалов, поэтому далекий от индустрии человек, решивший открыть ресторан, даже при поддержке хорошего консультанта обречен на провал. Учитывая это, современные девелоперы с большим вниманием стали относиться к рекомендациям рестораторов, поскольку от того, как и чем будут кормить людей, зависит успех проекта, будь то жилой комплекс или туристическая инфраструктура. Например, сейчас развивается масштабный проект по созданию резиденции Деда Мороза в Великом Устюге, где в первую очередь формируется пул рес­торанов и кафе.

То же самое относится и к масштабным городским мероприятиям. Так, участники дискуссии посетовали, что на ярких петербургских праздниках, таких, в частности, как Фестиваль уличных театров, предлагаемое меню ограничивается несколькими блюдами по завышенным ценам. Уже который год ничего не меняется и в гастрономических рядах на Рождественской ярмарке на Манежной площади, где почему‑то большое внимание уделяется европейским трдельникам. Хотя сейчас тренд на русскую гастрономию и локальные продукты, о чем напомнил ресторатор Иван Корнеев: «Сливочное масло из Новой Зеландии, которое раньше использовалось нами, мы заменили на вологодское. Популярна выпечка с карельскими ягодами. Выросли продажи русского вина».

«Ценности русского народа, его богатую культуру и традиции можно транслировать через русскую кухню, — уверен генеральный директор сети ресторанов русской кухни Виталий Свидовский. — Сейчас, например, мы ведем переговоры с Русским музеем, будем своими блюдами поддерживать его выставки. У нас уже был опыт, когда в коллаборации с этим музеем мы создавали коллекцию десертов, посвященную сказкам Пушкина. Кондитеры вдохновлялись выставкой «Он победил и время, и пространство…» в Строгановском дворце, которая была организована к 225‑летию со дня рождения поэта».

Неудобная область

По сравнению с Северной столицей, где рынок общепита развивается стабильно активно, Ленинградская область для рестораторов пока еще остается неудобной. При этом там появляются очень востребованные у путешественников места, где общепит не справляется с турис­тическим потоком. Яркий пример — Выборг, с недавних пор ставший настоящей Меккой у туристов. Сегодня объем необходимых инвес­тиций в проекты туристической инфраструктуры в Выборге сравнялся с московским и петербургским уровнем. «Арендные ставки в Выборге выше, чем в Петербурге, запустить новый проект в городе очень дорого, — рассказал ресторатор Александр Нистерович. — Если в конце 2019 года я открывал ресторан, который мне обошелся в 20 миллионов, то сегодня при создании аналогичного заведения в помещении площадью 400 кв. метров при стоимости аренды 220 тыс. за кв. метр необходимо заплатить 90 миллионов. Понятно, что окупится этот проект не скоро». Все потому, что в Северной столице, как отмечают профессионалы, потенциальная выручка весомее в разы.

Еще одно неудобство, которое зачастую вмешивается в деятельность креативщиков, — климатические особенности региона. Тему капризов погоды затронули на мас­тер-классе «Календарь событий: от идеи до года». Дождь в наших краях может пойти в любой день, а потому организаторы мероприятий под открытым небом вынуждены идти на дополнительные расходы, предусматривая защитные крытые конструкции и запасаясь дождевиками и зонтами. Ищут они и нетрадиционные способы договариваться с природой, проводя различного рода ритуалы, а то и просто молятся.

Кластер для вдохновения

Важную роль играют и креативные бизнес-проекты. Один из них — необычная кофейня в вагоне трамвая в Выборге. «Мы накидывали самые фантастические идеи, чем и как привлекать гостей в город, и остановились на копии трамвая, который ездил по улицам города с 1912-го по 1957 год, — рассказал ресторатор Александр Нистерович. — Сначала сделали просто памятник из металла и стекла. Но спустя время поняли, что очередная неодушевленная железяка пользу городу не принесет. Тогда решили интегрировать в трамвай кофейню и не ошиблись. Идея сработала и оправдала себя».

На мастер-классе «Как создать креативный кластер» заместитель председателя комитета по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка Ленинградской области Максим Федоров рассказал о недавно утвержденных правительством РФ критериях определения креативного кластера и требований к нему. Он подчерк­нул, что креативные кластеры — это способ оживлять города, создавать рабочие места, развивать локальную экономику и объединять разные индустрии через культуру и творчество. В качестве иллюстрации он остановился на открывшемся в прошлом году в поселке Тайцы Гатчинского района бизнес-инкубаторе креативных индустрий — в ближайшее время он будет официально признан креативным ­кластером. «Ждем от муниципалитетов и бизнеса инициатив по созданию аналогичных проектов», — подчеркнул чиновник.

Еще один из живых примеров — создание креативного кластера на территории бывшей мебельной фабрика Матти Пиетинена в Выборге. Много лет эта фабрика была одной из самых известных городских заброшек, пока в начале 2025 года весь производственный комплекс с общей территорией почти 6 тыс. кв. метров не был приобретен инвесторами. «Это общественное пространство будет интересно и местным жителям, и туристам, — уточнил сооснователь проекта редевелопмента объекта культурного наследия «Фабрика Матти» Сергей Бомбусов. — Проект ­предусматривает наличие гастро-холла с локальной кухней и площадкой для событий, четырехзвездного бутик-отеля, детской зоны в современном исполнении. Одним из резидентов креативного пространства станет известная выборгская предпринимательница, она планирует открыть там ремесленное производство историчных напитков, в частности, кваса и пива, по старым рецептам в новом прочтении».

По словам предпринимателя, задача проекта забрать на себя часть туристического потока и сделать так, чтобы туризм в Выборге не заканчивался одним днем и гости задерживались в городе дольше. Пока же завершается проектирование этого общественного пространства, строительные работы начнутся весной следующего года.

Искусственный интеллект в деле

Особое внимание на форуме было уделено внедрению ИИ и цифровых инноваций в креативных бизнесах. Представители лаборатории цифровых решений Петербургского госуниверситета промышленных технологий и дизайна подготовили интерактивную зону «ИИ и креативность», где можно было протестировать генеративные инструменты и увидеть, как ИИ помогает создавать креативный контент. На стенде каждый смог выбрать один из трех форматов: постер в стилистике голливудского фильма, обложку музыкального альбома или профессиональный портрет для деловых сетей. Результат был готов за несколько секунд и доступен по QR-коду.

Финальным аккордом мероприятия стало зрелищное вечернее перформанс-шоу, которое объединило моду, поэзию и цифровые технологии. Были представлены работы Гатчинской школы дизайна, Ангелины Антоновой (Выборг), Александры Егоровой (Кингисепп) и Ольги Маляровой (Петербург) — когда на экране транслировались цифровые копии ее работ, создавался эффект соединения реального и цифрового образов.

«Надеюсь, что все участники форума напитались креативностью и нашли новые смыслы. И если в прошлом году на форум были зарегистрированы порядка 250 человек, в этом году эта цифра увеличилась до 600. Это радует, потому что нас становится больше», — поделился статистикой директор Фонда поддержки предпринимательства и промышленности Ленинградской области Вадим Аверин, подводя итог мероприятия. Остается добавить, что в Ленинградской области уже с 1 января заработает программа поддержки для участников реестра предпринимателей — субъектов креативных индустрий. Им будут доступны гранты до 1 млн рублей на реализацию креативных бизнес-проектов и снижен с шести до двух процентов налог по УСН (упрощенная система налогообложения).

Читайте также:

Познать себя и профессию. Как в Петербурге прошёл форум «Компетенции будущего»

«Лаборатория сказок»: как народные предания превращаются в новые достопримечательности


#форум #Ленобласть #креативные индустрии

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 229 (8051) от 08.12.2025 под заголовком «Креатив больших возможностей».


Комментарии