«Косить» не в ту сторону. Затронут ли новые правила праворульные автомобили?

Из сообщений СМИ: в России хотят запретить ввоз праворульных автомобилей. Разумеется, у некоторых граждан сразу возникли вопросы. Что будет с импортом таких «бэушек» и затронут ли новые правила праворульные авто, которые давно катаются по РФ?

«Косить» не в ту сторону. Затронут ли новые правила праворульные автомобили? | ФОТО Samuel Girven on Unsplash

ФОТО Samuel Girven on Unsplash

Сразу их успокоим: информация о запрете на ввоз таких машин не совсем верна. Речь шла о том, что еще в начале 2025 года были выявлены несколько аккредитованных лабораторий во Владивостоке, которые выдавали документы на «праворульки» без проведения фактических проверок соответствия их конструкции российским требованиям безопасности. Росаккредитация отозвала у этих лабораторий разрешительные документы.

Одна из них попыталась оспорить такое решение, однако Арбитражный суд Приморского края признал правоту действий Росаккредитации. Ведь все машины для левостороннего движения имеют фары с пучком света, смещенным влево. А для наших дорог необходимо на­оборот: чтобы они хорошо освещали еще и обочину и не слепили встречный поток.

В Росаккредитации, организации, выдающей лицензии испытательным лабораториям, официально заявили, что «сообщения о запрете ввоза праворульных транспортных средств являются недостоверными. Никакие государственные органы не вводили запрет на эксплуатацию или регистрацию уже находящихся в стране машин и не объявляли о грядущем запрете».

Казалось бы, вопрос закрыт. Однако нападки на правый руль идут давно. Так, в июле этого года МВД представило проект «Стратегии повышения безопасности движения до 2036 года». В документе говорится, что праворульные автомобили «создают более высокий, чем леворульные машины, риск ДТП, что в перспективе может плохо отразиться на аварийности» и предложено подумать о «пересмотре подходов» к допуску таких автомобилей к движению.

В чем‑то специалисты ведомства безусловно правы. Например, при перестроении в левую сторону во время обгона владелец праворульного авто может создать аварийную ситуацию, о которой он сам узнает в последнюю очередь. Ведь, для того чтобы увидеть, что происходит на встречной полосе, ему требуется выдвинуть в нее большую часть своей машины. А это может привести к очень неприятным сюрпризам.

И, да, освещение в праворульных автомобилях нарушает требования техрегламента Таможенного союза. Поэтому получить в аккредитованной лаборатории заключение, что авто соответствует всем нормам, можно лишь, если переоборудовать машину, поставив фары, изначально выпущенные для правостороннего движения. Но, по закону, такое действие будет считаться внесением изменений в заводскую конструкцию. А управление машиной с изменениями, не вписанными в регистрационные документы, карается штрафом в размере 500 рублей и дополнительным предписанием устранить нарушения в оговоренный срок. Если водитель этого не сделает — штраф от 2 до 4 тысяч рублей. Если и пос­ле этого исправления не внесены — правоохранители аннулируют регистрацию автомобиля. И ездить на нем будет нельзя.

Конечно, можно зарегистрировать изменения по закону. Однако это дело весьма хлопотное. Для этого придется получить заключение предварительной технической экспертизы и добро в ГАИ на изменения в конструкции, оплатить госпошлину, обзавестись протоколами проверки безопасности авто и свидетельством ГАИ о соответствии машины требованиям безопасности с учетом внесенных в ее конструкцию изменений (СКТС), внести эти изменения в ПТС и СТС…

Хорошо хоть есть способ заставить фары смотреть влево. В частности, можно установить на них специальные корректирующие накладки, которые направляют пучок света в нужном направлении.

Так что особых поводов для беспокойства нет. Тем более что машин «с косыми» фарами не так много. На конец 2024 года в РФ зарегистрировано 3,5 млн праворульных авто, а это только 5 % от всего автомобильного парка.

Читайте также:

Сообразительные светофоры: на них впервые внедрили систему видеоаналитики

Таксисты дышат на «Ладу». Как закон о локализации такси изменит рынок?


#автомобили #закон #Росаккредитация #импорт

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 234 (8056) от 15.12.2025 под заголовком ««Косить» не в ту сторону».


Комментарии