Корабелов сблизила Арктика. Россия развивает сотрудничество с Финляндией
На фоне просевшей из-за пандемии мировой торговли товарооборот России и Финляндии в прошлом году снизился по сравнению с 2019-м на четверть, до 10 млрд долларов. Ввоз финских товаров в РФ упал на 17%, до отметки 2,9 млрд долларов, а экспорт российских в Суоми – на 29%, до $7,1 млрд. Это коснулось и взаимной продажи плавсредств, судового оборудования и приборов, где партнерские отношения традиционно были сильны. Но спад здесь достиг дна, и сотрудничество стран-соседей в этой сфере вновь стало набирать обороты.

ФОТО pixabay
Такие обнадеживающие примеры прозвучали на российско-финляндской онлайн-конференции, посвященной взаимодействию двух стран в области судостроения. Компания «НЕВА-Интернэшнл», организатор международных выставок-конференций «НЕВА», провела эту встречу при содействии Минпромторга РФ, российского торгпредства в Суоми, Санкт-Петербургского центра поддержки экспорта и ассоциации Finnish Maritime Association.
Российский рынок судостроения кризисная ситуация, вызванная пандемией, конечно, тоже затронула. Но однозначно негативными назвать эти процессы нельзя. На протяжении последних двух лет доля гражданского судостроения в России превышает гособоронзаказ (соотношение минувшего года: 126 млрд рублей и 103 миллиарда). Причем во многом благодаря дорогостоящим ледоколам, строящимся на петербургских верфях.
В стоимостном выражении продукция этого рынка выросла в прошлом году на 67%, до 230 млрд рублей, а общий тоннаж сданного флота подрос наполовину, до 542 тыс. тонн. Ведь кроме атомохода «Арктика» и дизель-электрического ледокола «Виктор Черномырдин» заказчики получили тогда 250-метровый головной танкер «Владимир Мономах» дедвейтом 114 тыс. тонн (дальневосточный судозавод «Звезда»). А еще российские корабелы строят крупнотоннажные сухогрузы, баржи и рыбопромысловые суда.
По этим и другим направлениям развивается сотрудничество с финнами. Так, в январе нынешнего года контракт, предусматривающий поставку радио- и навигационных систем для десяти танкеров-ледоколов, получила финская компания Wartsila. Эти газовозы будут доставлять к европейским портам сжиженный природный газ, производимый на Ямале в рамках проекта «Арктик СПГ 2». А в феврале началась реализация проекта по созданию нового круизного маршрута Котка – Выборг – Санкт-Петербург. Партнером российских операторов-портовиков выступает здесь финское Агентство развития региона Котка-Хамина.
Виктор ПАШКОВ
На фоне просевшей из-за пандемии мировой торговли товарооборот России и Финляндии в прошлом году снизился по сравнению с 2019-м на четверть, до 10 млрд долларов. Ввоз финских товаров в РФ упал на 17%, до отметки 2,9 млрд долларов, а экспорт российских в Суоми – на 29%, до $7,1 млрд. Это коснулось и взаимной продажи плавсредств, судового оборудования и приборов, где партнерские отношения традиционно были сильны. Но спад здесь достиг дна, и сотрудничество стран-соседей в этой сфере вновь стало набирать обороты.
Такие обнадеживающие примеры прозвучали на российско-финляндской онлайн-конференции, посвященной взаимодействию двух стран в области судостроения. Компания «НЕВА-Интернэшнл», организатор международных выставок-конференций «НЕВА», провела эту встречу при содействии Минпромторга РФ, российского торгпредства в Суоми, Санкт-Петербургского центра поддержки экспорта и ассоциации Finnish Maritime Association.
Российский рынок судостроения кризисная ситуация, вызванная пандемией, конечно, тоже затронула. Но однозначно негативными назвать эти процессы нельзя. На протяжении последних двух лет доля гражданского судостроения в России превышает гособоронзаказ (соотношение минувшего года: 126 млрд рублей и 103 миллиарда). Причем во многом благодаря дорогостоящим ледоколам, строящимся на петербургских верфях.
В стоимостном выражении продукция этого рынка выросла в прошлом году на 67%, до 230 млрд рублей, а общий тоннаж сданного флота подрос наполовину, до 542 тыс. тонн. Ведь кроме атомохода «Арктика» и дизель-электрического ледокола «Виктор Черномырдин» заказчики получили тогда 250-метровый головной танкер «Владимир Мономах» дедвейтом 114 тыс. тонн (дальневосточный судозавод «Звезда»). А еще российские корабелы строят крупнотоннажные сухогрузы, баржи и рыбопромысловые суда.
По этим и другим направлениям развивается сотрудничество с финнами. Так, в январе нынешнего года контракт, предусматривающий поставку радио- и навигационных систем для десяти танкеров-ледоколов, получила финская компания Wartsila. Эти газовозы будут доставлять к европейским портам сжиженный природный газ, производимый на Ямале в рамках проекта «Арктик СПГ 2». А в феврале началась реализация проекта по созданию нового круизного маршрута Котка – Выборг – Санкт-Петербург. Партнером российских операторов-портовиков выступает здесь финское Агентство развития региона Котка-Хамина.
Стремясь привлечь отдыхающих из нашей страны, финская Nordec Nautic расширяет (при участии российского дилера одной из международных компаний) ассортимент катеров, лодок и яхт. В то же время на финском рынке маломерных судов сегодня очень востребованы произведенные в России моторные алюминиевые лодки. Их экспорт, растущий с 2020-го, в первом квартале этого года подскочил на 30%, а объем продаж запчастей и комплектующих к ним увеличился наполовину.
Однако и более дорогой сегмент рынка находит отклик у финнов, а значит, российская экспортная продукция так или иначе будет расти...
Специалисты обсудили также арктическую тематику и сооружение ледокольного флота, требуемого для освоения высокоширотных территорий. Сферы такого взаимодействия обозначил торговый представитель РФ в Финляндии Сергей Синельников: сооружение судов ледового класса, работающих на природном газе, производство систем очистки выбросов и ниокровские работы в области арктического судостроения.
Финская судостроительная компания Helsinki Shipyard, напомнил он, в последние годы выполнила крупные проекты для таких российских заказчиков, как «Норильский никель» и «Совкомфлот». При содействии партнеров из Суоми были построены инновационный ледокол на сжиженном природном газе мощностью 21 МВт, танкер для перевозки добываемого на Ямале газового конденсата и др. Эта финская верфь получила также заказ на три экспедиционных судна ледового класса, собираясь завершить их строительство в 2021 – 2022 гг.
С 2006 года по настоящее время по проектам финской инжиниринговой компании Aker Arctic для недропользователей России было построено более 40 разных судов. Так, ее специалисты разработали (совместно с компаниями «Новатэк» и DMSE) арктический газовоз для круглогодичной работы на Севморпути. Это судно способно развивать высокую скорость и проходить за счет особой формы корпуса в узких морских каналах, рассказал Алексей Дудаль, региональный менеджер Aker Arctic в России.
Учитывая планируемый рост контейнерных перевозок по этому морскому транспортному коридору, финские проектировщики создали концепт вместительного судна-контейнеровоза со сниженным потреблением топлива, который отвечает жестким природоохранным требованиям. А недавно представили проект самоходного плавсредства, предназначенного для работы в озере Сайма.
Во многих этих работах задействованы также Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (маршрутизация судов в сложных ледовых условиях на основе трехмерной модели), питерская Корабелка, то есть Государственный морской технический университет, и другие вузы Северной столицы. Готовность расширять кооперацию с финскими партнерами выразили на конференции и представители Объединенной судостроительной корпорации, куда входит около 40 ведущих в России верфей и проектно-конструкторских бюро.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 111 (6949) от 22.06.2021 под заголовком «Корабелов сблизила Арктика».
Материалы рубрики
ВЦИОМ: 85% россиян верят в успех импортозамещения
Смольный: поводов для холерной паники нет
Самое читаемое



Новые предметы и знания. Что изменится в российских школах с 1 сентября 2019 года
Рассказываем, что ждет учащихся уже через несколько дней.

Вода из колодца - по лицензии. На кого распространяется новый закон?
С 1 января пользование скважинами и колодцами будет разрешено только по документу.

Белые – в Лосево, маслята – в Синявино. 8 самых грибных мест Ленобласти
Помогаем не очень опытным грибникам и любителям пробовать новое разобраться, в какие леса лучше всего выходить с ножом и лукошком.

В таких туфлях лететь нельзя! Курьезные случаи с пассажирами самолетов
Как обувь приняли за взрывчатку, а на борт пронесли летучую мышь.

Финляндия объяснила ужесточение визовых правил для петербуржцев
С первого сентября туристам надо показывать план поездки и подтверждения наличия финансовых средств.

Спасибо, нам не надо. Китай не хочет присоединяться к новому договору о ликвидации ракет
Пекин еще раз официально заявил, что выступает против превращения ДРСМД в многостороннее соглашение.

Демографический сюрприз. Как меняется численность населения Петербурга и Ленобласти
В черте Северной столицы и области вызревают города-стотысячники.

Перевозчики экономят. Еще одна авиакомпания отказалась от бесплатного питания для пассажиров
На борту самолетов будут предлагаться только прохладительные напитки.

В «Сестрорецком болоте» проложат 3 км экотроп
Здесь сохранились такие растения и мхи, которых не встретишь больше нигде в окрестностях Петербурга.

Женский вопрос. Эксперт – об использовании феминитивов в юридическом языке
Суды активно используют слова «истица» и «заявительница», а слово «юристка» встречается лишь однажды.

Как грамотно уйти с работы? Советы юриста
При увольнении «по собственному» человек помимо положенной зарплаты получает лишь компенсацию за неиспользованный отпуск.

Открывайте двери! В квартирах россиян будут искать незаконную перепланировку
Верховный суд РФ решил: управляющая компания имеет право доступа на жилплощадь с целью проверки.
Комментарии