Корабелов сблизила Арктика. Россия развивает сотрудничество с Финляндией

На фоне просевшей из-за пандемии мировой торговли товарооборот России и Финляндии в прошлом году снизился по сравнению с 2019-м на четверть, до 10 млрд долларов. Ввоз финских товаров в РФ упал на 17%, до отметки 2,9 млрд долларов, а экспорт российских в Суоми – на 29%, до $7,1 млрд. Это коснулось и взаимной продажи плавсредств, судового оборудования и приборов, где партнерские отношения традиционно были сильны. Но спад здесь достиг дна, и сотрудничество стран-соседей в этой сфере вновь стало набирать обороты.

Корабелов сблизила Арктика. Россия развивает сотрудничество с Финляндией  | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

Такие обнадеживающие примеры прозвучали на российско-финляндской онлайн-конференции, посвященной взаимодействию двух стран в области судостроения. Компания «НЕВА-Интернэшнл», организатор международных выставок-конференций «НЕВА», провела эту встречу при содействии Минпромторга РФ, российского торгпредства в Суоми, Санкт-Петербургского центра поддержки экспорта и ассоциации Finnish Maritime Association.

Российский рынок судостроения кризисная ситуация, вызванная пандемией, конечно, тоже затронула. Но однозначно негативными назвать эти процессы нельзя. На протяжении последних двух лет доля гражданского судостроения в России превышает гособоронзаказ (соотношение минувшего года: 126 млрд рублей и 103 миллиарда). Причем во многом благодаря дорогостоящим ледоколам, строящимся на петербургских верфях.

В стоимостном выражении продукция этого рынка выросла в прошлом году на 67%, до 230 млрд рублей, а общий тоннаж сданного флота подрос наполовину, до 542 тыс. тонн. Ведь кроме атомохода «Арктика» и дизель-электрического ледокола «Виктор Черномырдин» заказчики получили тогда 250-метровый головной танкер «Владимир Мономах» дедвейтом 114 тыс. тонн (дальневосточный судозавод «Звезда»). А еще российские корабелы строят крупнотоннажные сухогрузы, баржи и рыбопромысловые суда.

По этим и другим направлениям развивается сотрудничество с финнами. Так, в январе нынешнего года контракт, предусматривающий поставку радио- и навигационных систем для десяти танкеров-ледоколов, получила финская компания Wartsila. Эти газовозы будут доставлять к европейским портам сжиженный природный газ, производимый на Ямале в рамках проекта «Арктик СПГ 2». А в феврале началась реализация проекта по созданию нового круизного маршрута Котка  – Выборг  – Санкт-Петербург. Партнером российских операторов-портовиков выступает здесь финское Агентство развития региона Котка-Хамина.

Виктор ПАШКОВ

На фоне просевшей из-за пандемии мировой торговли товарооборот России и Финляндии в прошлом году снизился по сравнению с 2019-м на четверть, до 10 млрд долларов. Ввоз финских товаров в РФ упал на 17%, до отметки 2,9 млрд долларов, а экспорт российских в Суоми  – на 29%, до $7,1 млрд. Это коснулось и взаимной продажи плавсредств, судового оборудования и приборов, где партнерские отношения традиционно были сильны. Но спад здесь достиг дна, и сотрудничество стран-соседей в этой сфере вновь стало набирать обороты.

Такие обнадеживающие примеры прозвучали на российско-финляндской онлайн-конференции, посвященной взаимодействию двух стран в области судостроения. Компания «НЕВА-Интернэшнл», организатор международных выставок-конференций «НЕВА», провела эту встречу при содействии Минпромторга РФ, российского торгпредства в Суоми, Санкт-Петербургского центра поддержки экспорта и ассоциации Finnish Maritime Association.

Российский рынок судостроения кризисная ситуация, вызванная пандемией, конечно, тоже затронула. Но однозначно негативными назвать эти процессы нельзя. На протяжении последних двух лет доля гражданского судостроения в России превышает гособоронзаказ (соотношение минувшего года: 126 млрд рублей и 103 миллиарда). Причем во многом благодаря дорогостоящим ледоколам, строящимся на петербургских верфях.

В стоимостном выражении продукция этого рынка выросла в прошлом году на 67%, до 230 млрд рублей, а общий тоннаж сданного флота подрос наполовину, до 542 тыс. тонн. Ведь кроме атомохода «Арктика» и дизель-электрического ледокола «Виктор Черномырдин» заказчики получили тогда 250-метровый головной танкер «Владимир Мономах» дедвейтом 114 тыс. тонн (дальневосточный судозавод «Звезда»). А еще российские корабелы строят крупнотоннажные сухогрузы, баржи и рыбопромысловые суда.

По этим и другим направлениям развивается сотрудничество с финнами. Так, в январе нынешнего года контракт, предусматривающий поставку радио- и навигационных систем для десяти танкеров-ледоколов, получила финская компания Wartsila. Эти газовозы будут доставлять к европейским портам сжиженный природный газ, производимый на Ямале в рамках проекта «Арктик СПГ 2». А в феврале началась реализация проекта по созданию нового круизного маршрута Котка  – Выборг  – Санкт-Петербург. Партнером российских операторов-портовиков выступает здесь финское Агентство развития региона Котка-Хамина.

Стремясь привлечь отдыхающих из нашей страны, финская Nordec Nautic расширяет (при участии российского дилера одной из международных компаний) ассортимент катеров, лодок и яхт. В то же время на финском рынке маломерных судов сегодня очень востребованы произведенные в России моторные алюминиевые лодки. Их экспорт, растущий с 2020-го, в первом квартале этого года подскочил на 30%, а объем продаж запчастей и комплектующих к ним увеличился наполовину.

Однако и более дорогой сегмент рынка находит отклик у финнов, а значит, российская экспортная продукция так или иначе будет расти...

Специалисты обсудили также арктическую тематику и сооружение ледокольного флота, требуемого для освоения высокоширотных территорий. Сферы такого взаимодействия обозначил торговый представитель РФ в Финляндии Сергей Синельников: сооружение судов ледового класса, работающих на природном газе, производство систем очистки выбросов и ниокровские работы в области арктического судостроения.

Финская судостроительная компания Helsinki Shipyard, напомнил он, в последние годы выполнила крупные проекты для таких российских заказчиков, как «Норильский никель» и «Совкомфлот». При содействии партнеров из Суоми были построены инновационный ледокол на сжиженном природном газе мощностью 21 МВт, танкер для перевозки добываемого на Ямале газового конденсата и др. Эта финская верфь получила также заказ на три экспедиционных судна ледового класса, собираясь завершить их строительство в 2021  – 2022 гг.

С 2006 года по настоящее время по проектам финской инжиниринговой компании Aker Arctic для недропользователей России было построено более 40 разных судов. Так, ее специалисты разработали (совместно с компаниями «Новатэк» и DMSE) арктический газовоз для круглогодичной работы на Севморпути. Это судно способно развивать высокую скорость и проходить за счет особой формы корпуса в узких морских каналах, рассказал Алексей Дудаль, региональный менеджер Aker Arctic в России.

Учитывая планируемый рост контейнерных перевозок по этому морскому транспортному коридору, финские проектировщики создали концепт вместительного судна-контейнеровоза со сниженным потреблением топлива, который отвечает жестким природоохранным требованиям. А недавно представили проект самоходного плавсредства, предназначенного для работы в озере Сайма.

Во многих этих работах задействованы также Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (маршрутизация судов в сложных ледовых условиях на основе трехмерной модели), питерская Корабелка, то есть Государственный морской технический университет, и другие вузы Северной столицы. Готовность расширять кооперацию с финскими партнерами выразили на конференции и представители Объединенной судостроительной корпорации, куда входит около 40 ведущих в России верфей и проектно-конструкторских бюро.



#пандемия #торговля #Россия #Финляндия

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 111 (6949) от 22.06.2021 под заголовком «Корабелов сблизила Арктика».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Новые предметы и знания. Что изменится в российских школах с 1 сентября 2019 года
26 августа 2019

Новые предметы и знания. Что изменится в российских школах с 1 сентября 2019 года

Рассказываем, что ждет учащихся уже через несколько дней.

Вода из колодца - по лицензии. На кого распространяется новый закон?
26 августа 2019

Вода из колодца - по лицензии. На кого распространяется новый закон?

С 1 января пользование скважинами и колодцами будет разрешено только по документу.

Белые – в Лосево, маслята – в Синявино. 8 самых грибных мест Ленобласти
20 августа 2019

Белые – в Лосево, маслята – в Синявино. 8 самых грибных мест Ленобласти

Помогаем не очень опытным грибникам и любителям пробовать новое разобраться, в какие леса лучше всего выходить с ножом и лукошком.

В таких туфлях лететь нельзя! Курьезные случаи с пассажирами самолетов
08 августа 2019

В таких туфлях лететь нельзя! Курьезные случаи с пассажирами самолетов

Как обувь приняли за взрывчатку, а на борт пронесли летучую мышь.

Финляндия объяснила ужесточение визовых правил для петербуржцев
05 августа 2019

Финляндия объяснила ужесточение визовых правил для петербуржцев

С первого сентября туристам надо показывать план поездки и подтверждения наличия финансовых средств.

Спасибо, нам не надо. Китай не хочет присоединяться к новому договору о ликвидации ракет
05 августа 2019

Спасибо, нам не надо. Китай не хочет присоединяться к новому договору о ликвидации ракет

Пекин еще раз официально заявил, что выступает против превращения ДРСМД в многостороннее соглашение.

Демографический сюрприз. Как меняется численность населения Петербурга и Ленобласти
02 августа 2019

Демографический сюрприз. Как меняется численность населения Петербурга и Ленобласти

В черте Северной столицы и области вызревают города-стотысячники.

Перевозчики экономят. Еще одна авиакомпания отказалась от бесплатного питания для пассажиров
08 июля 2019

Перевозчики экономят. Еще одна авиакомпания отказалась от бесплатного питания для пассажиров

На борту самолетов будут предлагаться только прохладительные напитки.

В «Сестрорецком болоте» проложат 3 км экотроп
02 июля 2019

В «Сестрорецком болоте» проложат 3 км экотроп

Здесь сохранились такие растения и мхи, которых не встретишь больше нигде в окрестностях Петербурга.

Женский вопрос. Эксперт – об использовании феминитивов в юридическом языке
25 июня 2019

Женский вопрос. Эксперт – об использовании феминитивов в юридическом языке

Суды активно используют слова «истица» и «заявительница», а слово «юристка» встречается лишь однажды.

Как грамотно уйти с работы? Советы юриста
13 июня 2019

Как грамотно уйти с работы? Советы юриста

При увольнении «по собственному» человек помимо положенной зарплаты получает лишь компенсацию за неиспользованный отпуск.

Открывайте двери! В квартирах россиян будут искать незаконную перепланировку
03 июня 2019

Открывайте двери! В квартирах россиян будут искать незаконную перепланировку

Верховный суд РФ решил: управляющая компания имеет право доступа на жилплощадь с целью проверки.