Корабелов сблизила Арктика. Россия развивает сотрудничество с Финляндией
На фоне просевшей из-за пандемии мировой торговли товарооборот России и Финляндии в прошлом году снизился по сравнению с 2019-м на четверть, до 10 млрд долларов. Ввоз финских товаров в РФ упал на 17%, до отметки 2,9 млрд долларов, а экспорт российских в Суоми – на 29%, до $7,1 млрд. Это коснулось и взаимной продажи плавсредств, судового оборудования и приборов, где партнерские отношения традиционно были сильны. Но спад здесь достиг дна, и сотрудничество стран-соседей в этой сфере вновь стало набирать обороты.
ФОТО pixabay
Такие обнадеживающие примеры прозвучали на российско-финляндской онлайн-конференции, посвященной взаимодействию двух стран в области судостроения. Компания «НЕВА-Интернэшнл», организатор международных выставок-конференций «НЕВА», провела эту встречу при содействии Минпромторга РФ, российского торгпредства в Суоми, Санкт-Петербургского центра поддержки экспорта и ассоциации Finnish Maritime Association.
Российский рынок судостроения кризисная ситуация, вызванная пандемией, конечно, тоже затронула. Но однозначно негативными назвать эти процессы нельзя. На протяжении последних двух лет доля гражданского судостроения в России превышает гособоронзаказ (соотношение минувшего года: 126 млрд рублей и 103 миллиарда). Причем во многом благодаря дорогостоящим ледоколам, строящимся на петербургских верфях.
В стоимостном выражении продукция этого рынка выросла в прошлом году на 67%, до 230 млрд рублей, а общий тоннаж сданного флота подрос наполовину, до 542 тыс. тонн. Ведь кроме атомохода «Арктика» и дизель-электрического ледокола «Виктор Черномырдин» заказчики получили тогда 250-метровый головной танкер «Владимир Мономах» дедвейтом 114 тыс. тонн (дальневосточный судозавод «Звезда»). А еще российские корабелы строят крупнотоннажные сухогрузы, баржи и рыбопромысловые суда.
По этим и другим направлениям развивается сотрудничество с финнами. Так, в январе нынешнего года контракт, предусматривающий поставку радио- и навигационных систем для десяти танкеров-ледоколов, получила финская компания Wartsila. Эти газовозы будут доставлять к европейским портам сжиженный природный газ, производимый на Ямале в рамках проекта «Арктик СПГ 2». А в феврале началась реализация проекта по созданию нового круизного маршрута Котка – Выборг – Санкт-Петербург. Партнером российских операторов-портовиков выступает здесь финское Агентство развития региона Котка-Хамина.
Виктор ПАШКОВ
На фоне просевшей из-за пандемии мировой торговли товарооборот России и Финляндии в прошлом году снизился по сравнению с 2019-м на четверть, до 10 млрд долларов. Ввоз финских товаров в РФ упал на 17%, до отметки 2,9 млрд долларов, а экспорт российских в Суоми – на 29%, до $7,1 млрд. Это коснулось и взаимной продажи плавсредств, судового оборудования и приборов, где партнерские отношения традиционно были сильны. Но спад здесь достиг дна, и сотрудничество стран-соседей в этой сфере вновь стало набирать обороты.
Такие обнадеживающие примеры прозвучали на российско-финляндской онлайн-конференции, посвященной взаимодействию двух стран в области судостроения. Компания «НЕВА-Интернэшнл», организатор международных выставок-конференций «НЕВА», провела эту встречу при содействии Минпромторга РФ, российского торгпредства в Суоми, Санкт-Петербургского центра поддержки экспорта и ассоциации Finnish Maritime Association.
Российский рынок судостроения кризисная ситуация, вызванная пандемией, конечно, тоже затронула. Но однозначно негативными назвать эти процессы нельзя. На протяжении последних двух лет доля гражданского судостроения в России превышает гособоронзаказ (соотношение минувшего года: 126 млрд рублей и 103 миллиарда). Причем во многом благодаря дорогостоящим ледоколам, строящимся на петербургских верфях.
В стоимостном выражении продукция этого рынка выросла в прошлом году на 67%, до 230 млрд рублей, а общий тоннаж сданного флота подрос наполовину, до 542 тыс. тонн. Ведь кроме атомохода «Арктика» и дизель-электрического ледокола «Виктор Черномырдин» заказчики получили тогда 250-метровый головной танкер «Владимир Мономах» дедвейтом 114 тыс. тонн (дальневосточный судозавод «Звезда»). А еще российские корабелы строят крупнотоннажные сухогрузы, баржи и рыбопромысловые суда.
По этим и другим направлениям развивается сотрудничество с финнами. Так, в январе нынешнего года контракт, предусматривающий поставку радио- и навигационных систем для десяти танкеров-ледоколов, получила финская компания Wartsila. Эти газовозы будут доставлять к европейским портам сжиженный природный газ, производимый на Ямале в рамках проекта «Арктик СПГ 2». А в феврале началась реализация проекта по созданию нового круизного маршрута Котка – Выборг – Санкт-Петербург. Партнером российских операторов-портовиков выступает здесь финское Агентство развития региона Котка-Хамина.
Стремясь привлечь отдыхающих из нашей страны, финская Nordec Nautic расширяет (при участии российского дилера одной из международных компаний) ассортимент катеров, лодок и яхт. В то же время на финском рынке маломерных судов сегодня очень востребованы произведенные в России моторные алюминиевые лодки. Их экспорт, растущий с 2020-го, в первом квартале этого года подскочил на 30%, а объем продаж запчастей и комплектующих к ним увеличился наполовину.
Однако и более дорогой сегмент рынка находит отклик у финнов, а значит, российская экспортная продукция так или иначе будет расти...
Специалисты обсудили также арктическую тематику и сооружение ледокольного флота, требуемого для освоения высокоширотных территорий. Сферы такого взаимодействия обозначил торговый представитель РФ в Финляндии Сергей Синельников: сооружение судов ледового класса, работающих на природном газе, производство систем очистки выбросов и ниокровские работы в области арктического судостроения.
Финская судостроительная компания Helsinki Shipyard, напомнил он, в последние годы выполнила крупные проекты для таких российских заказчиков, как «Норильский никель» и «Совкомфлот». При содействии партнеров из Суоми были построены инновационный ледокол на сжиженном природном газе мощностью 21 МВт, танкер для перевозки добываемого на Ямале газового конденсата и др. Эта финская верфь получила также заказ на три экспедиционных судна ледового класса, собираясь завершить их строительство в 2021 – 2022 гг.
С 2006 года по настоящее время по проектам финской инжиниринговой компании Aker Arctic для недропользователей России было построено более 40 разных судов. Так, ее специалисты разработали (совместно с компаниями «Новатэк» и DMSE) арктический газовоз для круглогодичной работы на Севморпути. Это судно способно развивать высокую скорость и проходить за счет особой формы корпуса в узких морских каналах, рассказал Алексей Дудаль, региональный менеджер Aker Arctic в России.
Учитывая планируемый рост контейнерных перевозок по этому морскому транспортному коридору, финские проектировщики создали концепт вместительного судна-контейнеровоза со сниженным потреблением топлива, который отвечает жестким природоохранным требованиям. А недавно представили проект самоходного плавсредства, предназначенного для работы в озере Сайма.
Во многих этих работах задействованы также Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (маршрутизация судов в сложных ледовых условиях на основе трехмерной модели), питерская Корабелка, то есть Государственный морской технический университет, и другие вузы Северной столицы. Готовность расширять кооперацию с финскими партнерами выразили на конференции и представители Объединенной судостроительной корпорации, куда входит около 40 ведущих в России верфей и проектно-конструкторских бюро.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 111 (6949) от 22.06.2021 под заголовком «Корабелов сблизила Арктика».
Комментарии