Контроль над мусорной отраслью Петербурга перешел в Ленобласть
Власти области официально объявили, что дальнейшее развитие мусорной отрасли в регионе невозможно без учета потребностей соседа. То есть Петербурга. Это было понятно всегда, однако теперь поток мусора из города окончательно вписан в областную территориальную схему работы с отходами. Область стала ведущей, а город – ведомым. Правила и цены будет диктовать именно она, к чему городу придется привыкнуть. А еще разработать и принять новую территориальную схему, учитывая каждый пункт в документах соседнего субъекта.
Фото: Pixabay
Понятно, что даже в области с ее лесами, полями и реками нет достаточного места для полигонов. К тому же законодательство России, федеральная программа «Экология» заточены на то, чтобы в течение ближайших 10 – 15 лет свести их площади к минимуму. Причем размещать на них даже не мусор, а то, что от него осталось после переработки.
Общая картина работы с отходами уже вырисовалась.
На первом этапе – население не кладет в общий мусор аккумуляторы и термометры, а сдает их отдельно через систему экобоксов и экомобилей.
На втором происходит отбор ценных фракций – вторсырья. За это отвечают либо его переработчики (устанавливают во дворах собственные резервуары), либо сами граждане, заботливо укладывающие бумагу, картон и бутылки рядом с контейнерами. Работники управляющих компаний подберут и продадут тем же переработчикам.
Третий этап – сортировочные предприятия. Здесь из куч отходов выбирают оставшиеся полезные фракции. Кстати сказать, сортировка в городе сейчас развивается семимильными шагами. Дело дошло до использования роботов-сортировщиков – на мусорообрабатывающем комплексе «Обухово» Автопарка № 1 «Спецтранса». Пневматические «руки» с огромной скоростью выхватывают с конвейера запрограммированные фракции. Все полезное будет продано переработчикам.
Остальной мусор, не поддающийся сортировке (а такого сейчас до 70%), поедет в область на переработку и последующее захоронение.
Технологиями переработки мусорных остатков область сейчас и озабочена. Как видно, эту сферу ей предстоит освоить за себя и за «того парня». То есть за Петербург.
В последнее время от чиновников, депутатов, специалистов и СМИ то и дело слышно, что «к такому-то году планируется построить столько-то перерабатывающих заводов, там-то и там-то». Проходит месяц, другой... Время, место и количество меняются. Поэтому о четких планах говорить рано. А вот что известно более определенно: область выбирает технологию термической деструкции мусора. То бишь сжигания.
При этом власти региона вновь и вновь декларируют, что, во-первых, будут сжигать лишь остатки мусора после его сортировки; во-вторых, технология должна гарантировать отсутствие вредного воздействия на среду. Надо сказать, что в 2019 году Госдума законодательно включила сжигание в перечень допустимых технологий переработки мусора.
Экологические организации и активисты пока не сдаются, продолжают выступать против. Однако, похоже, реальность мало-помалу берет верх. И вот уже самые непримиримые враги сжигания допускают оговорку: мол, они против того, чтобы сжигать несортированный мусор, мол, из него должно быть извлечено максимальное количество отходов, которые можно перерабатывать во что-то полезное... Да кто ж спорит?
Одна из технологий сжигания, которую сейчас рассматривает правительство области, пирогазификация. Отходы бросают в так называемый кипящий слой: в котел с паром, нагретым до 600 – 1000 оС. В результате получают технический углерод и сухую золу. Ее можно использовать в качестве добавки к жидким отходам, которые после этого тоже будут подвергать обработке в кипящем слое. А углерод – топливо. Причем калорийное.
Строго говоря, способ не нов. Но в практику он так и не вошел: при пиролизе образуются вредные смолы и парафины. Однако петербургские ученые из компании «Технологические системы и комплексы» и «ЛЭТИ» объявили, что им удалось усовершенствовать установку, которая теперь исключает появление нежелательных химических соединений.
Опытный образец уже работает в поселке Ропша Гатчинского района. Эксплуатирует оборудование Топливная экологическая компания. Вроде бы жалоб со стороны местных жителей нет.
Правда, как выяснилось, для тиражирования технологии не хватает «малости». Необходимо еще получить разрешительные документы на производство углерода и золы, а также пройти процедуру оценки экологической безопасности процесса при сжигании не опытного, а промышленного количества мусора. Кроме того, технология оказалась дорогой, и нужно определить, кто и сколько будет за нее платить? Не придется ли повышать областные «мусорные» тарифы? И не стоит ли в таком случае повысить тарифы для города? Без ответов на эти вопросы установка принята не будет.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 159 (6997) от 27.08.2021 под заголовком «Кипит наш мусор у соседа».
Комментарии