Колокольный звон над Хатынью

В этом году исполнилось 75 лет со дня уничтожения белорусской деревни Хатынь. Ее трагическая история времен Великой Отечественной войны известна во всем мире. Но в полной мере прочувствовать события того страшного дня можно, только побывав на месте бывшей деревни, где сегодня находится мемориальный комплекс «Хатынь». Каждый год его посещают больше двухсот тысяч человек. Приезжают сюда из всех уголков Земли.

Колокольный звон над Хатынью | Кладбище деревень, жизнь в которые так и не вернулась. ФОТО АВТОРА

Кладбище деревень, жизнь в которые так и не вернулась. ФОТО АВТОРА

Заживо сгоревшие

Посещение мемориала «Хатынь» включено в большинство основных экскурсионных программ по Белоруссии. Самостоятельные автопутешественники, следующие по шоссе Минск - Витебск, также не проезжают мимо. Вот и мы, увидев указатель сложенного из огромных бетонных букв слова «Хатынь», свернули на узкую дорогу, уводящую в лес.

Первое впечатление от этого места - скорбная тишина. Люди даже между собой разговаривают почти шепотом. Длинная аллея, украшенная ковром из алых цветов, ведет к шестиметровой монументальной бронзовой скульптуре мужчины, держащего на руках ребенка. Прототип образа монумента «Непокоренный человек» - реальный житель деревни, ставший свидетелем тех событий. Кузнец Иосиф Каминский единственный взрослый, которому удалось чудом выжить в хатынском аду. Обгоревший мужчина среди тел односельчан нашел раненого сына. Но спасти ребенка было невозможно: мальчик умер на руках у отца. Позже кузнец переехал в соседнюю деревню. После открытия мемориала каждый день приходил сюда на работу - убирал территорию, ухаживал за цветами. Умер Иосиф Каминский в 1973 году.

Там, где стоял амбар, в который фашисты согнали сельчан, лежат монументальные плиты, символизирующие рухнувшую от пламени крышу. Курган слева от скульптуры - это братская могила. На ней установлен венец памяти из белого мрамора с обращением погибших жителей деревни к потомкам: «Мы сгорели живыми в огне. Наша просьба ко всем: пусть скорбь и печаль обернутся в мужество ваше и силу, чтобы смогли вы утвердить навечно мир и покой на земле. Чтобы отныне нигде и никогда в вихре пожаров жизнь не умирала!».

На этом мемориале каждая деталь имеет глубокий смысл. Даже дорожки вымощены неровно, с выпирающими булыжниками. Это сделано специально - смотря под ноги, люди склоняют головы перед тем, что тут произошло. Планировка комплекса повторяет бывшую деревню с ее домами, колодцами, улицами и тропинками. Открытые калитки как бы приглашают войти во дворы, но вместо домашних очагов только обелиски в виде печных труб. На них размещены бронзовые таблички с именами жителей дома, погибших в день трагедии. На верху каждой трубы - колокол. Их звон каждые тридцать секунд взлетает над бывшей деревней, снова и снова напоминая, как в марте далекого 1943 года здесь были дотла сожжены 26 домов вместе с их жителями. В тот страшный день заживо сгорели 149 человек, из них 75 детей в возрасте до 16 лет, самому младшему было всего 7 недель.

Три березы и Вечный огонь

Хатынь была не единственной деревней, сожженной вместе с жителями во время войны. Такая участь постигла 628 белорусских поселений, из которых в 186 жизнь так и не вернулась. Значительную часть хатынского мемориала занимает комплекс из 186 памятников, объединенных в кладбище деревень. Церемония символического захоронения состоялась на мемориале в 1969 году. Каждая могила хранит капсулу с прахом конкретной деревни. Здесь же обозначены ее название и число погибших жителей.

Список уничтоженных фашистами белорусских деревень, которые возродились после войны, размещен на символических деревьях жизни. А на Стене памяти - информация о лагерях смерти и местах массового уничтожения белорусов, евреев, поляков, литовцев. В этом списке есть и детские лагеря. О том, что в те годы погиб каждый четвертый житель Белоруссии, напоминает композиция из трех берез, вместо четвертой горит Вечный огонь.

На территории мемориала в отдельном здании работает фотодокументальная экспозиция. Собранные материалы рассказывают о событиях Второй мировой войны, трагедии Хатыни, истории создании мемориала.

Олицетворение общей трагедии

В этом году в Белоруссии повсеместно проводятся мероприятия, посвященные памяти о трагедии в Хатыни. Местный телеканал презентовал премьеру цикла документальных фильмов «Хатынь. Война без правил». В этих лентах авторы проекта рассказывают об истории создания хатынского мемориального комплекса, аргументируют важность сохранения памяти для молодежи, показывают, как сложились судьбы людей, чудом избежавших смерти в огне.

Издательство «Белорусская энциклопедия» выпустило книгу «Хатынь. Трагедии белорусских деревень». Ее автор Артур Зельский - кандидат исторических наук, директор мемориального комплекса «Хатынь». Книга повествует не только о неизвестных страницах истории Хатыни начиная от первого упоминания в 1551 году до уничтожения в 1943 году, но и о других белорусских деревнях, разрушенных до основания в годы оккупации.

Специалисты киноконцерна «Мосфильм» по просьбе сотрудников мемориального комплекса «Хатынь» отреставрировали известный фильм «Иди и смотри» режиссера Элема Климова, основанный на документальных фактах и произведении «Хатынская повесть» Алеся Адамовича. Эта работа в 2017 году получила приз Венецианского кинофестиваля «За лучший отреставрированный фильм» для некоммерческого показа.

В январе этого года в мемориальном комплексе «Хатынь» к 75-летию трагедии деревни была представлена скульптура «Непокоренная». Ее создал известный белорусский мастер Павел Войницкий. Изваяние представляет хрупкую юную девушку, которая в последний раз идет по земле. Лицо «Непокоренной» закрыто волосами, платье разорвано в клочья, руки затянуты веревкой за спиной и сжаты в кулаки. На груди табличка, веревки от которой глубоко впиваются в худенькие плечики. Надпись на ней рассмотреть невозможно: это олицетворение общей трагедии.

#война #история #память

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 203 (6312) от 31.10.2018 под заголовком «Колокольный звон над Хатынью».


Комментарии