Колокол с погибшего теплохода «Армения» станет частью мемориала в Крыму
В эти дни в Севастополе собрались подводные археологи, историки, архивисты — все, кто занимается расследованием гибели теплохода «Армения». 7 ноября 1941 года он затонул недалеко от Ялты. Исследователи считают это событие самой большой в истории нашей страны морской трагедией.
Теплоход «Армения» относился к серии, к которой принадлежали также построенные одновременно с ним круизные лайнеры «Абхазия», «Аджария», «Грузия», «Крым» и «Украина». / ФОТО предоставлено Центром подводных исследований РГО
Многие годы ее сознательно замалчивали, и даже в итоговом докладе Сталину о потерях на морском театре военных действий за 1941 – 1942 годы «Армения» не была упомянута. А ведь на теплоходе отправился в эвакуацию партийный актив со всего Крыма, артисты Севастопольского и Симферопольского драмтеатров, лучшие врачи из госпиталей Севастополя, Николаева, Ялты, Одессы.
— Документов, прямо запрещавших говорить о катастрофе, найти не удалось, однако своего рода «заговор молчания» существовал до конца 1980‑х годов, когда началось составление «Книги памяти Крыма». Именно тогда одна из участниц авторской группы стала опрашивать жителей Ялты и составлять первые списки людей, которые могли оказаться на «Армении», — говорит Марина Давыдова, начальник службы массовых коммуникаций Центра подводных исследований Русского географического общества.
Приблизительные координаты гибели теплохода были известны, но точное место специалисты не могли обнаружить на протяжении нескольких десятков лет. В поисках участвовали даже американские исследователи, которые в свое время нашли «Титаник». И только в 2020 году совместная экспедиция Центра подводных исследований РГО и Министерства обороны обнаружила «Армению».
— Теплоход исследовали управляемым аппаратом, поскольку он лежит на глубине полторы тысячи метров, недоступной для подводных исследователей. Для сравнения: самые глубокие в Российской Федерации подводные археологические раскопки мы проводили на Балтике на глубине 64 метра, возле острова Гогланд, — поясняет Давыдова.
Чтобы детально обследовать затонувшее судно, специалисты разработали специальную автономную систему подводной видеосъемки высокого качества. Батарея питания, смонтированная на корпусе телеуправляемого аппарата, была рассчитана на десять часов, причем почти треть времени занимала дорога аппарата в оба конца.
— По всем признакам стало понятно, что это именно «Армения», а когда с помощью подводного аппарата удалось поднять судовой колокол с именем теплохода, никаких сомнений уже больше не было, — поясняет Марина Давыдова. — Корабль стоит на дне на ровном киле, зарывшись в грунт по ватерлинию…
Параллельно шел кропотливый архивный поиск. Ведь информации о последних днях «Армении» было чрезвычайно мало. Сейчас, как отмечает научный консультант центра доктор исторических наук Галина Гребенщикова, удалось восстановить картину буквально по часам. Два года ушло на изучение документов архива ВМФ в Гатчине, Военно-медицинского архива, ГАРФ, ЦАМО, Госархива Республики Крым.
— Теплоход был спущен на воду на Балтийском заводе в Ленинграде в 1928 году, всего было шесть кораблей, построенных по одному типу с 1926-го по 1930 год, — рассказывает Давыдова. — Речь о первых советских круизных лайнерах, они действовали на крымско-кавказской линии. В августе 1941 года все теплоходы этой серии были переоборудованы в санитарные транспорты.
В условиях военных действий «Армения» курсировала из Одессы в Севастополь и порты Кавказа. Судя по документам, за раз перевозила до полутора тысяч раненых. В свой последний рейс теплоход отправился 5 ноября из Туапсе, затем зашел в Севастополь и, возможно, в Балаклаву. По неподтвержденным данным, там он будто бы забрал какой‑то ценный груз. Какой именно, никто не знает, однако известно точно, что в Ялту теплоход прибыл с опозданием. В те дни она была уже фактически отрезана от западной части Крыма. Поэтому в ней находились очень много людей, которых нужно было эвакуировать.
7 ноября 1941 года, имея на своем борту до пяти тысяч человек, корабль вышел из Ялты, взяв курс на Туапсе, и спустя два часа был потоплен немецкой авиацией в 15 милях от берега. Исследователи долгое время склонялись к версии, что причиной была атака вражеского самолета-торпедоносца, однако осмотр теплохода под водой однозначно свидетельствовал, что он был потоплен ударами авиабомб.
— Следы от торпед выглядят совершенно иначе — огромные рваные дыры в корпусе. А здесь металлические конструкции как будто вывернуты наружу, то есть бомбы пробили корабль, и взрывная волна буквально разорвала его изнутри. Основной удар пришелся на командный мостик, — поясняет Давыдова.
Охотился ли противник специально именно за «Арменией»? Судя по доступным архивным документам, немецкие самолеты обнаружили ее случайно — в разрыве облаков. Советские летчики, охранявшие теплоход, были под облаками и не заметили врага, все произошло чрезвычайно стремительно.
Обследование корабля, произведенное специальным оборудованием, дало возможность хотя бы примерно реконструировать последние минуты его жизни. И они серьезно расходятся с тем, что говорилось в донесениях, написанных непосредственно после события. В них значилось, что теплоход ушел на дно в считанные минуты.
— В реальности корабль продержался на плаву несколько дольше и даже пытался отбиться от налета авиации. Одно из орудий на палубе, как свидетельствуют данные подводных исследований, успело сделать несколько выстрелов… Шлюпки с помощью специальных механизмов были спущены на воду, ни одной не осталось на палубе. Погрузочные люки распахнуты и находятся на петлях, а это значит, что пассажиры теплохода пытались спастись и этим путем тоже, — говорит Давыдова.
О том, скольким удалось выжить, данные разнятся. В одном из рапортов говорилось, что в воде после гибели корабля было видно около трехсот человек. Известно, что катер подобрал только нескольких, причем в одном документе говорилось о шести, а в другом — о восьми пострадавших. Имена их нигде не названы, по косвенным свидетельствам удалось выяснить фамилию лишь одного — Бочаров, но на этом поиск зашел в тупик.
Одна из задач — восстановить имена тех, кто находился на «Армении». Часть имен удалось найти в документах, в которых говорилось, что человеку было предписано прибыть на теплоход. Но затем эти имена встречаются в более поздних архивных документах, и остается только гадать: может быть, человек выжил, а может, просто не попал на корабль?
Чем шире распространяется информация о том, что обнаружена «Армения», тем больше писем поступает в Центр подводных исследований. Обращаются потомки тех, чьи родственники, как они уверены, находились на судне в его последний рейс. Действует даже специальный телефон «горячей линии».
Сотрудники центра запустили интернет-портал «Теплоход «Армения». Вспомнить всех», предназначенный для составления народного списка пассажиров. Он постоянно пополняется, сегодня на портале опубликовано около пятисот имен и биографий, еще порядка трехсот проходит архивную проверку.
— Мы благодарны любой информации о последних пассажирах корабля, — говорит руководитель проекта «Теплоход «Армения». Вспомнить всех» Ирина Аксенова. — Надеемся на память, хранящуюся в семьях. Потому что за несколько лет кропотливых поисков в архивах никаких данных по пассажирам теплохода нам обнаружить не удалось.
Судовой колокол с именем «Армении» будет представлен в начале апреля в Севастополе, временно его планируется установить возле Вечного огня. Потом реликвия отправится в Ялту, а затем станет частью мемориала, который будет возведен в Крыму.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 59 (7142) от 04.04.2022 под заголовком «Колокол с «Армении»».
Комментарии