Коллекционер впечатлений. Владимир Шарлаев посетил более 150 стран мира

Есть такие счастливые люди, чей образ жизни — путешествия. Владимир ШАРЛАЕВ — один из них. У него за плечами 600 тысяч километров и более 150 стран мира. В промежутках между странствиями он умудрился с отличием окончить Университет кино и телевидения, получив диплом режиссера телевизионных программ. Какое‑то время работал по специальности, был военным корреспондентом в Сирии, освещал события в Крыму и Донбассе. Но путешествия продолжали манить, а коллекция впечатлений — пополняться… Ее‑то он и «предъявил» обозревателю нашей газеты Михаилу РУТМАНУ.

Коллекционер впечатлений. Владимир Шарлаев посетил более 150 стран мира | Выше этой мачты — только небо. Внизу — бескрайняя гладь океана./ФОТО из личного архива

Выше этой мачты — только небо. Внизу — бескрайняя гладь океана./ФОТО из личного архива

«Первое свое путешествие я совершил в 1998 году. Вместе с друзьями выбрали Индию. Деньги карман не тянули (на жизнь я зарабатывал промышленным альпинизмом), и было у нас по 100 долларов на каждого. И потому единственным способом ­перемещения мог стать автостоп.

Изначально у нас была только индийская виза. Иранскую сделали в Армении, пакистанскую — в Иране. Кое-кто по пути отсеялся, и до Индии добрались лишь восемь человек. Конечно, перемещались не все скопом, а двойками-тройками. Катались по стране, смотрели на все широко открытыми глазами. В силу ограниченности бюджета запас основных продуктов мы имели с собой, готовили на примусе, спали в палатке…

Потом этот опыт пригодился: таким же образом я объехал практически всю Африку с севера до юга, Азию — как Центральную, так и Юго-Восточную, Индонезию, из Нью-Йорка до Петербурга — через Аляску, ­Чукотку, Камчатку и далее по карте.

Если вы думаете, что автостоп — дело ненадежное, то глубоко ошибаетесь. Человек с большим рюкзаком, стоящий у обочины с поднятой рукой, во всем мире вызывает доверие. А дальнобойщики так и просто попутчикам рады — есть с кем поговорить…»


***

«Язык переговоров, как правило, английский, но если есть желание общаться, то можно обойтись и без языка. Я к тому же еще немного понимаю по‑испански, так что в Аргентине мне проще. В Бразилии — португальский, он похож на испанский, и мне этого хватает…»


***

«Сейчас есть онлайн-переводчики. А раньше мы, когда готовились ехать в какую‑нибудь экзотическую страну, даже разговорники составляли. В 2002‑м для Афганистана, например, приготовили фразу: «Не стреляйте, мы русские!».

После Афганистана, правда, мы насквозь проехали Китай, вот там было труднее. Тональный язык — одно и то же слово скажешь с другой интонацией, и тебя уже абсолютно не понимают. К тому же психология совершенно другая. Посреди пустыни останавливаешь машину, и водитель не понимает, что тебе нужно. Воды? Еды? Денег? И только через полчаса до него доходит, что тебе надо просто ехать: «О, я наконец понял, чего хочет этот странный человек!»… Но вообще практически везде отношение к путешественникам самое доброжелательное».


***

«В 2012‑м я впервые ступил на борт яхты. Это был знаменитый парусник «Петр I» — тот самый, который в 2010‑м установил мировой рекорд, пройдя за один сезон вокруг Арктики. В составе ее экипажа совершил несколько северных походов и в 2014‑м уже сам получил капитанский диплом. Спустя два года, еще в должности старпома, сходил на этой лодке на Шпицберген. Уже в качестве капитана спустя еще пару лет мне доверили перегонять ее из Южной Гренландии до Огненной Земли, в аргентинский порт «Ушуайя».

Предстояло пройти через всю Атлантику — с северного конца до южного. Непосвященному кажется — ах, океан, с ума сойти! На самом деле ничего особо сложного в этом нет. Сам путь занимает два-три месяца, но по пути есть остановки — Азоры, острова Кабо-Верде, Бразилия, аргентинский Мар-дель-Плата…

По этому накатанному маршруту я потом стал ходить уже на других яхтах. Докатался до самого ковида — 9 марта 2020‑го в десять вечера мы вышли из «Ушуайи», а в полночь Аргентину закрыли на карантин. Тут же захлопнулись порты по всему миру. Мы болтались в океане 43 дня! Когда же наконец нас пустили в бразильский порт «Итажаи», то и там мы просидели еще в общей сложности месяц. К вывозному рейсу я безвылазно пробыл на борту 14 месяцев!»


***

«Конечно, в путешествиях все время приходится испытывать самого себя. В разных ситуациях. В одной из северных стран как‑то раз меня подвозили на собачьей упряжке, сани со мной оторвались и улетели в сугроб. Хозяин упряжки этого не заметил, и я оказался один в полярной ночи среди белой пустыни… Представляете ощущения? Что оставалось? Не паниковать, собраться с духом и ждать. Через несколько часов меня, слава богу, нашли…»


***

«Масса невероятных впечатлений от сибирских просторов, трассы БАМа… Чего стоит, например, самый опасный в России мост через реку Витим у деревни Хани. Он полуразрушен, проезд по нему официально запрещен, но другой дороги нет, и все ездят…»


***

«Пролив Дрейка. Место, как известно, неспокойное. Там шторм 8 баллов — норма жизни. А идти через него надо 7 – 8 дней по пути из «Ушуайи» в Антарктиду. Качку, конечно, далеко не все хорошо переносят, но я еще не встречал человека, который бы об этом путешествии пожалел».


***

«…К берегу Антарктиды подходим, распихивая ледяное крошево. А там — встреча с дикой природой. Колонии пингвинов, морских слонов, тюленей разных видов, китовые «столовые». Пингвинов всех уже знаю, здороваюсь, спрашиваю, как дела, иногда дарю подарки. Лучше всего дарить камешек, они из них делают гнезда. Я наблюдал даже, как один пингвин — видимо, самец — отблагодарил самку таким подарком за акт любви».


***

«На перегонах севернее Антарктиды — гигантские альбатросы. Они часто попадаются к нам на удочку, когда мы ловим рыбу. Осторожно отцепляем птичку с крючка, отпускаем. Они умные, не сопротивляются, понимают, что ты им помогаешь. Посидит он потом, отдохнет и улетает. А более мелкие птицы начинают клеваться, поэтому, когда их отцепляешь, клюв приходится заматывать изолентой.

Постоянно встречаем китов, гоняющих мальков. Некоторые с интересом изучают лодку. Был случай, когда кит выныривал, чтобы потрогать вытянутую над водой руку — прикоснуться к иной жизни, так сказать.

Конечно, в Антарктиду ходят и кру­изные суда. Но когда на берег высыпают 400 человек и им отмеряют час времени с запретом заходить за флажки, это совсем не то ощущение. Да, на яхте не так комфортно, но, чтобы вживую прикоснуться к природе, комфортом иногда можно и пожертвовать».


***

«Родную страну я тоже изъездил вдоль и поперек. Восхождения и горные походы на Кавказе, лыжные походы в Хибинах и на Полярном Урале. На автомобиле «УАЗ Патриот» прокатился до Магадана и обратно, точно так же — к берегам Баренцева моря в поселок Варандей. Причем старался выбирать не асфальтовые, а проселочные дороги. В конце прошлого года мы с друзьями так же объехали Казахстан и Монголию.

Одна из самых экзотических поездок — на автомобилях «Ока» через Среднюю Азию, Памирский тракт и Монголию до Байкала и обратно. В пути машины многократно ломались — летели сцепление и коробка передач, горела электрика… Но мы как‑то всегда выкручивались. ­Иногда ремонтировали сами, а ­часто будто из ниоткуда вдруг появлялись добрые люди и приходили на помощь. В Киргизии нас гаишники толкали, когда мы заглохли…Согласитесь, 22 тысячи километров на «ведре» — это, пожалуй, тянет на «Книгу рекордов Гиннесса».


***

«Бывают в путешествиях и неприятные моменты… В марте 2017‑го шли на яхте в Гренландию, попали в сильный шторм и посреди океана потеряли перо руля. А это полная утрата управления! Нас было четверо — я, старпом и две девушки-матроса. И мы коллективным разумом нашли выход — соорудили руль из подручных материалов. Перо заменил кусок палубного настила, а направление помогали задавать два плавучих якоря, сделанных из всякого барахла. Ветер был 90 узлов, волна высотой 12 мет­ров. Там как раз поблизости проходила какая‑то регата, и по рации мы слышали, как канадские спасатели вылавливали людей с перевернувшейся яхты. Потом из публикаций мы узнали, что затонуло пять бортов — к счастью, правда, никто не погиб. Но мы вырулили нормально и так прошли больше 1000 миль до самой Гренландии».


***

«А вот видите у меня шрам на щеке? Это след от «дружеской» встречи на темной улице в пригороде южноафриканского города Дурбана. Напали пятеро, дали сзади кирпичом по голове, я пытался защититься, но меня избили, порезали, отняли деньги и хорошую фотокамеру. Сам виноват — нечего было в три ночи тащиться в «черный» квартал!»


***

«Может быть, кому‑то покажется, что обилием новых ощущений подобные риски не оправданны. На самом деле, когда ты хорошо подготовлен и все меры безопасности предприняты, риск минимален.

Зато ты попадешь в те места, куда обычному туристу попасть никогда не удастся. Видишь мир не со стороны, а изнутри, максимально погружаясь в чужую, совершенно незнакомую среду. Пьешь какой‑то местный напиток и ешь местную еду у костра в такой глуши, где люди белого человека, наверное, первый раз в жизни увидели, — это же классно!

К тому же и для них это такое событие, о котором они еще внукам рассказывать будут…»


***

«Увидеть мир наверняка мечтают многие. Но боятся, как сейчас говорят, выйти из зоны комфорта. Не бойтесь! Мир доступен каждому. Поездки есть на любой кошелек. Путешествие на «Оке», к примеру, ­стоило мне 160 тысяч рублей, включая покупку машины.

Если есть котелок, примус и палатка, то получится даже дешевле, чем дома жить. Немного времени — сгоняйте хотя бы на Байкал и обратно. Впечатлений будет на всю жизнь. Дерзайте! Мир открыт для всех».

P. S. Вскоре после нашей беседы автор этих заметок отправился в новое путешествие — в Саудовскую Аравию. Впечатлениями о своих перемещениях обещал делиться через Интернет.


#путешествия #туризм #путешественник

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 43 (7372) от 13.03.2023 под заголовком «Коллекционер впечатлений».


Комментарии