Код удовольствия. Чем вредно мороженое

Страшилок про мороженое было три. Первая: в начале лета страдающим от жары россиянам мороженого не хватит – на рынке образуется дефицит. Вторая: стоимость мороженого взлетит настолько, что многим оно окажется не по карману. И, наконец, третья: летом многие предприятия вынуждены будут приостановить производство мороженого... Что же сбылось?

Код удовольствия. Чем вредно мороженое  | Фото: Pixabay

Фото: Pixabay

Отсроченная необходимость

Тревожные прогнозы были озвучены в мае, и родились они не на пустом месте. С 1 июня вступало в силу требование об обязательной маркировке мороженого. Между тем, по данным отраслевого союза, к означенному сроку могла не успеть почти половина всех имеющихся в стране производителей этого продукта.

Дело в том, что маркировка была завязана на услугах типографий. Из-за серьезного сбоя в партнерских отношениях с полиграфистами многим пришлось перестраиваться, закупать оборудование, чтобы самостоятельно «кодировать» свою продукцию.

Однако предполагаемого дефицита так и не случилось. Мороженое  – продукция длительных сроков хранения, за минувшее несезонье были сформированы немалые запасы, которые какое-то время будут поставляться в торговлю без маркировки. Благо разрешение на это есть, изымать из продажи некодированные брикеты/стаканчики/рожки никто не станет.

А вот цены на мороженое действительно повысились. Только пока не из-за маркировки. Скорее всего, это произойдет позже, когда в себестоимость уже маркированной продукции производитель заложит все свои траты на покупку полиграфического оборудования и прочие расходы. Пока же подъем цен обусловлен ростом стоимости сырья, прежде всего молока и сахара. А также сезонностью: накануне лета цены на мороженое поднимаются традиционно.

О возможности приостановить производство  – страшилка номер три  – заявил только один производитель. Правда, крупный  – «Юнилевер Русь», российское подразделение международной корпорации. Мороженщики задумывали взять тайм-аут на десять дней на линиях производства продукции для внутреннего рынка. Конвейер же по производству экспортного мороженого должен был работать в штатном режиме.

Введению маркировки мороженщики страны сопротивлялись с самого начала  – с выхода соответствующих распоряжений и постановлений правительства в 2018  – 2019 годах. В марте прошлого года Союз мороженщиков России обратился к председателю правительства Михаилу Мишустину с «воззванием»  – исключить мороженое из перечня товаров, подлежащих обязательной маркировке. Привел дюжину доказательств того, что ее введение сильно ударит и по производителям, и по карману потребителей, негативно отразится на рынке мороженого в целом  – словом, не принесет того эффекта, который ожидают теоретики маркировочной реформы.

Но сопротивление оказалось тщетным...

Вообще-то маркировка должна была стать обязательной не только для мороженщиков, но и для всех предприятий молочной промышленности еще летом прошлого, 2020-го, года. Зачем ее придумали, понять нетрудно  – для борьбы с потоком нелегальной, контрафактной и фальсифицированной продукции. По оценкам экспертов, его фактическая доля на прилавках магазинов составляет от 10 до 20%. Как результат  – угроза здоровью граждан, «страдания» бизнеса, недобор налогов и сборов.

Однако из-за коронавирусной пандемии введение маркировки молочной продукции перенесли на нынешний  – 2021-й  – год.

Те, кто профессиональным молочником не является, но время от времени пытается погрузиться «в тему» поглубже, непременно зададутся вопросом: «Вроде бы совсем недавно внедряли у нас контролирующую систему «Меркурий». А теперь еще и маркировка... Это какой-то дубль? Или одно и то же?..».

Будем расставлять точки над i.

Себе и дяде Сэму

«Меркурий»  – это система обязательной электронной ветеринарной сертификации. В аббревиатуре  – ЭВС. Разработкой «Меркурия» много лет занимался Россельхознадзор. Пять лет назад работа была закончена, и Россельхознадзор был официально объявлен оператором системы. Вводить в действие «Меркурий» начали с 1 января 2018 года.

Под зоркое его око попадали не только молочная, но еще и мясная промышленность, а также рыбоперерабатывающая. Как раз они  – мясники и рыбники  – к назначенному сроку отрапортовали о максимальной готовности работать по системе электронной ветеринарной сертификации. Только потом подтянулись молочники. Но  – заметим!  – только производители сырого молока. Молочников-переработчиков ждала другая участь.

Здесь придется вспомнить миллиардера Алишера Усманова и госкорпорацию «Ростех», на паях родивших ЦРПТ  – Центр развития перспективных технологий. Это частно-государственное «дитя» стало оператором системы маркировки товаров в России. У него появилось имя собственное  – «Честный знак». По этой системе уже маркируют табак, обувь, лекарства. Под нее же подвели и производителей переработанной молочной продукции. В том числе  – мороженщиков.

Специалисты говорят о необходимости и возможности интеграции двух систем. Мы в эти специализированные дебри забираться не станем, вряд ли они будут понятны обывателю. Вернемся лучше на рынок мороженого.

Его вряд ли можно назвать продуктом первой необходимости. Кроме того, интерес к нему потребителя сильно зависит от сезона: летом мороженого едят больше, зимой меньше. Да и то, смотря какое лето. В холодное продажи падают, в жаркое  – растут. Как сообщают маркетинговые службы розничных продуктовых сетей, в нынешнем месяце, в июне, торговые точки европейской части России, по прогнозам, увеличат продажи на 1,4  – 2%.

В любом случае вне зависимости от сезона мороженое дает его производителям очень высокую рентабельность: от 20% при производстве массового продукта до 1000% (!) при создании эксклюзивных ресторанных десертов.

Прошлый год стал для наших мороженщиков самым успешным за последнюю десятилетку: в России произвели около 475 тысяч тонн «сладкого холода». Плюс 14,7% к итогам года предыдущего.

Больше всего мороженого производит Центральный ФО  – около 30%. За ним идут Сибирский и Приволжский (по 20%). Потом Южный (13%). На Северо-Запад приходится чуть больше 10% от общей «валовки».

Россия давно уже стала экспортером «сладкого холода». Вот новость нынешнего года: в первом квартале российские производители мороженого в 3,7 раза (по сравнению с тем же январем  – мартом прошлого года) увеличили экспорт своей продукции в США. За три месяца в эту страну было поставлено 1,9 тысячи тонн мороженого общей стоимостью 4,7 миллиона долларов. В целом же топ-5 стран  – любителей нашего мороженого, по данным центра «Агроэкспорт» Минсельхоза России, выглядит так: США, Китай, Казахстан, Монголия, Украина.

Впадаем в детство

Сегодня каждый среднестатистический российский сластена съедает в год около 3 кг мороженого. Вроде бы немало, но вот американец уплетает 15 кило, а средний европеец  – 10.
Считается, что мороженое  – детский и молодежный продукт. Отчасти так оно и есть: 32% активных потребителей моложе 25 лет. Много сладкоежек и в возрастной категории от 25 до 34 лет  – 22% от общего числа едоков. Потом интерес к мороженому ослабевает. Одни объясняют это «детским баловством, без которого солидный человек обойдется». Другие  – «высокой калорийностью продукта». Третьи находят другие причины для отказа от «холодного удовольствия». Но, похоже, с возрастом люди начинают впадать в детство: 23% активных потребителей  – те, кому за 45.

Традиционно в начале сезона в торговые холодильники с мороженым заглядывают эксперты Роскачества. В лаборатории на исследования попадают образцы мороженого разных производителей. Нынешним объектом исследования стал шоколадный пломбир двадцати торговых марок (ТМ).
Проверку на безопасность прошли все образцы. Антибиотиков не обнаружили даже в так называемых следовых количествах. Почти все мороженое было изготовлено из высококачественного молочного сырья, без добавления растительного жира. Лишь в трех образцах были обнаружены фитостерины.

Эти вещества естественным образом присутствуют в растениях. Их используют в косметической промышленности, в фармакологии, как пищевые добавки. Фитостерины способны бороться с «плохим» холестерином. Но! Их наличие в конкретном продукте  – в исследуемом пломбире эксперты назвали «признаком фальсификации».

Кроме того, в трех же образцах обнаружили заниженное содержание молочного жира  – менее 12%. Это может быть хорошее мороженое  – молочное (с жирностью до 7,5%) или сливочное (жирность от 8 до 11%). Но не пломбир, жирность которого должна стартовать от 12% и доходить до 20%.
В итоге всем обязательным требованиям и даже опережающему стандарту Роскачества соответствовало... мороженое только одной торговой марки.

К чести производителей  – применение растительных жиров большинство из них не скрывает. Однако «большинство»  – это далеко не все. И сейчас в товарной выкладке немало продукции, позиционированной как «мороженое», но с полуоткровенным и не очень понятным обывателю «признанием» на этикетке: «Продукт содержит ЗМЖ».

#мороженое #лето #вред

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 110 (6948) от 21.06.2021 под заголовком «Код удовольствия».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Новые предметы и знания. Что изменится в российских школах с 1 сентября 2019 года
26 августа 2019

Новые предметы и знания. Что изменится в российских школах с 1 сентября 2019 года

Рассказываем, что ждет учащихся уже через несколько дней.

Вода из колодца - по лицензии. На кого распространяется новый закон?
26 августа 2019

Вода из колодца - по лицензии. На кого распространяется новый закон?

С 1 января пользование скважинами и колодцами будет разрешено только по документу.

Белые – в Лосево, маслята – в Синявино. 8 самых грибных мест Ленобласти
20 августа 2019

Белые – в Лосево, маслята – в Синявино. 8 самых грибных мест Ленобласти

Помогаем не очень опытным грибникам и любителям пробовать новое разобраться, в какие леса лучше всего выходить с ножом и лукошком.

В таких туфлях лететь нельзя! Курьезные случаи с пассажирами самолетов
08 августа 2019

В таких туфлях лететь нельзя! Курьезные случаи с пассажирами самолетов

Как обувь приняли за взрывчатку, а на борт пронесли летучую мышь.

Финляндия объяснила ужесточение визовых правил для петербуржцев
05 августа 2019

Финляндия объяснила ужесточение визовых правил для петербуржцев

С первого сентября туристам надо показывать план поездки и подтверждения наличия финансовых средств.

Спасибо, нам не надо. Китай не хочет присоединяться к новому договору о ликвидации ракет
05 августа 2019

Спасибо, нам не надо. Китай не хочет присоединяться к новому договору о ликвидации ракет

Пекин еще раз официально заявил, что выступает против превращения ДРСМД в многостороннее соглашение.

Демографический сюрприз. Как меняется численность населения Петербурга и Ленобласти
02 августа 2019

Демографический сюрприз. Как меняется численность населения Петербурга и Ленобласти

В черте Северной столицы и области вызревают города-стотысячники.

Перевозчики экономят. Еще одна авиакомпания отказалась от бесплатного питания для пассажиров
08 июля 2019

Перевозчики экономят. Еще одна авиакомпания отказалась от бесплатного питания для пассажиров

На борту самолетов будут предлагаться только прохладительные напитки.

В «Сестрорецком болоте» проложат 3 км экотроп
02 июля 2019

В «Сестрорецком болоте» проложат 3 км экотроп

Здесь сохранились такие растения и мхи, которых не встретишь больше нигде в окрестностях Петербурга.

Женский вопрос. Эксперт – об использовании феминитивов в юридическом языке
25 июня 2019

Женский вопрос. Эксперт – об использовании феминитивов в юридическом языке

Суды активно используют слова «истица» и «заявительница», а слово «юристка» встречается лишь однажды.

Как грамотно уйти с работы? Советы юриста
13 июня 2019

Как грамотно уйти с работы? Советы юриста

При увольнении «по собственному» человек помимо положенной зарплаты получает лишь компенсацию за неиспользованный отпуск.

Открывайте двери! В квартирах россиян будут искать незаконную перепланировку
03 июня 2019

Открывайте двери! В квартирах россиян будут искать незаконную перепланировку

Верховный суд РФ решил: управляющая компания имеет право доступа на жилплощадь с целью проверки.