Китай сдал сессию. В Пекине завершилось главное политическое событие этого года

В минувший понедельник в Поднебесной закончилась работа сессий Народно-политического консультативного совета, высшего совещательного органа страны, и Всекитайского совета народных представителей (ВСНП), своего рода парламента КНР. Эти два мероприятия по праву считаются в стране главными политическими событиями, поскольку в них принимают участие около 3 тысяч делегатов и высшее руководство, подводятся итоги прошедшего периода и ставятся задачи на следующий.

Китай сдал сессию. В Пекине завершилось главное политическое событие этого года | ФОТО aboodi vesakaran on Unsplash

ФОТО aboodi vesakaran on Unsplash

Привычная фраза «две сессии — ключевое событие в политической жизни Китая» в текущем году в полной мере соответствует дейст­вительности. В нынешнем политическом сезоне значение этих мероприятий возрастало еще и потому, что ожидавшийся III пленум ЦК КПК ХХ созыва так и не состоялся, превратив «две сессии» в первую возможность для руководства Китая представить публике свои планы по преодолению проблем экономического роста, решению социальных задач, а также отреагировать на внешние вызовы.

Открывая заседания ВСНП 5 марта, премьер-министр Китая Ли Цян назвал целевой показатель роста ВВП на 2024 год — 5 %. Он также сообщил, что оборонные расходы будут увеличены на 7,2 %, до рекордных 1,67 трлн юаней ($ 231 млрд). Учитывая, что по итогам минувшего года ВВП Поднебесной достиг 126 трлн юаней, легко подсчитать: страна намерена в нынешнем году нарастить этот показатель еще как минимум на 6,3 трлн юаней. Экономисты считают, что правительство «поскромничало» с плановым показателем, который будет превышен, как это произошло в минувшем году. Напомним, в 2023‑м при плане «порядка 5 %» национальная экономика выросла на 5,2 %.

Уверенность в этом внушают и плановые показатели рос­та, представленные регионами до открытия сессии ВСНП. Так, из 26 крупнейших городов Китая, которые обеспечивают 40 % национального ВВП, лишь один опустил плановый показатель роста ниже планки 5 %. Десять городов определили их на уровне 6 % и выше. Рекордсменом стал административный центр провинции Хэнань город Чжэнчжоу, который намерен увеличить свой ВВП на 7 % в нынешнем году. Самую высокую среди всех регионов планку роста на 2024‑й поставила провинция Хайнань — 8 %.

Ставка в экономическом развитии в текущем году будет сделана на развитие инвестиций и внутреннего потребления. Это было вполне ожидаемо: еще в декабре на цент­ральном совещании по экономической работе была подчеркнута необходимость «эффективной корреляции между инвестициями и ростом потребления». Расчет прост: наращивание инвестиций будет означать новые рабочие места и рост доходов населения, что повлечет повышение потребительской активности.

При этом в развитии инвестиционной деятельности государство берет инициативу на себя. Как пояснял ранее председатель КНР Си Цзиньпин, «ожидания частных инвесторов ныне невелики, по­этому ведущую роль должно играть государство». Самой сложной задачей, несомненно, станет обеспечение развития внутреннего потребления. В 2023‑м оно продемонстрировало заметный «посткоронакризисный отскок»: розница взлетела на 7,2 %, а вклад конечного пот­ребления в национальный рост достиг 82,5 %. Однако в 2024‑м, по прогнозу сотрудника Китайского института макроэкономики Тянь Юня, темпы увеличения розницы замедлятся до 5 %, конечное потребление обеспечит только половину национального экономического роста. Проблема «недостаточного внутреннего спроса» прямо обозначена в докладе правительства.

Чтобы излечить «потребительскую хандру», Китай запустит годовую кампанию стимулирования потребления под лозунгом «Пот­ребляй — и не беспокойся». Ее подробности в докладе правительства не приводятся, однако можно с уверенностью говорить: мы узнаем о них в ближайшее время. Среди возможных мер — проведение череды эмиссий потребительских ваучеров, предоставляющих скидки 15 – 20 % на товары общего потребления. Высока вероятность наращивания кредитования потребления. Китай уже принимает меры в этом направлении. Так, в начале февраля с 4,2 до 3,95 % снижена базовая процентная ставка по долгосрочным кредитам. А китайским студентам объявили кредитные каникулы на весь 2024 год. Учащихся вузов освободили от выплаты процентов по займам, а также предоставили возможность отсрочить возврат кредитов до 12 месяцев. Возможно и снижение налогового давления на потребителя, чтобы тот смог больше тратить.

В своем докладе 5 марта ­премьер Ли Цян отдельно коснулся проблемы Тайваня, который китайские власти считают отколовшейся провинцией. Глава кабмина традиционно подчеркнул необходимость воссоединения, но опустил определение «мирное», которое обычно сопровождало любое высказывание китайских властей на эту тему. Вместо этого Ли указал, что Пекину следует проявить «твердость». Хотя китайское руководство и прежде несколько раз отходило от формулировки «мирное воссоединение», зарубежные журналисты обратили особое внимание на заявление Ли в связи с ростом напряженности в Тайваньском проливе. В январе на острове прошли президентские выборы, победу на которых одержал кандидат от правящей Демократической прогрессивной партии Лай Циндэ. 

Канцелярия по делам Тайваня при госсовете КНР окрес­тила прошедшее голосование выборами между «миром и войной, процветанием и упадком», а самого Лая — «зачинщиком потенциально опасной войны в Тайваньском проливе».

По мнению заместителя директора ИМЭМО РАН китаиста Александра Ломанова, усилия Пекина по «мирному воссоединению» с Тайванем не приносят никаких результатов. Политическое руководство Китайской Республики настаивает на суверенитете, несмотря на то что могло бы объединиться с КНР на более благоприятных условиях, нежели Гонконг или Макао. «Если за сорок лет противоположная сторона Тайваньского пролива не проявила никакого интереса к идее мирного воссоединения, то просто продолжать выступать под этим флагом уже не имеет никакого смысла», — считает эксперт.

Касаясь экономических проблем, обсуждавшихся на сессиях, Ломанов отметил, что в последние годы в Китае наметилась тенденция на передачу полномочий от государственных административных органов партийным. «Теперь, например, главнее не министерство финансов, а комиссия по финансовым и экономическим делам ЦК КПК. Все ключевые полномочия концентрируются в руках профильных комиссий ЦК КПК», — полагает он. С этим же связано и снижение роли премьер-министра Китая. Более того, если раньше тандем премьера и председателя КНР был итогом долгих согласований в высших эшелонах власти, то Ли Цян был выбран на эту должность непосредственно Си Цзиньпином.

Одной из основных интриг «двух сессий» также было то, назначит ли ВСНП нового министра иностранных дел. После неожиданного исчезновения и отставки прежнего главы МИД Цинь Гана летом прошлого года Ван И, возглавлявший канцелярию комиссии по иностранным делам ЦК КПК, взял на себя управление ведомством. Однако вопреки ожиданиям многих наблюдателей о назначении нового министра иностранных дел так и не было объявлено. Совмещение Ван И двух должностей — в МИД и комиссии по иностранным делам ЦК КПК — также укладывается в тренд на переход власти от исполнительных органов к партийным, считает Александр Ломанов. Более того, в политбюро ЦК КПК сейчас нет «свободных» членов, которые бы не занимали другую правительственную должность и могли быть назначены в министерство. Выдвижение же на этот пост человека, не входящего в высшее партийное руководство, сделало бы из него аутсайдера. «Сегодняшняя конфигурация с точки зрения ее функционирования и прямой связи между политбюро и МИД оптимальна для Китая на нынешнем этапе», — резюмировал эксперт.


#Китай #события #идеи

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 47 (7623) от 15.03.2024 под заголовком «Китай сдал сессию».


Комментарии