Хрупкое перемирие. Индия и Пакистан остановили военные действия

Президент США Дональд Трамп предложил Дели и Исламабаду уладить конфликт из‑за Кашмира. Военные действия вроде приостановлены, но как окончательно решить давний спор между двумя ядерными государствами, все равно непонятно.

Хрупкое перемирие. Индия и Пакистан остановили военные действия | ФОТО Ali Khokhar on Unsplash

ФОТО Ali Khokhar on Unsplash

Хозяин Белого дома заявил, что именно США побудили Дели и Пакистан согласиться на перемирие. Тут, по его словам, заслуга Вашингтона неоспорима. Мало того, Трамп ранее утверждал, что знает секрет того, как Дели и Исламабад могут прекратить свою давнюю вражду из‑за Кашмира. Он считает, что способен исправить роковую ошибку, допущенную Великобританией, когда в 1947 году лидерам двух новых государств были целиком переданы не только бразды правления над субконтинентом, но и неразрешенные споры между двумя религиозными общинами, индусской и мусульманской.

А вот в Индии отнеслись к идеям американского президента скептически. Как пишет The Times of India, в Дели не приняли трактовку событий, изложенную Вашингтоном. Министерство информации страны указало, что высокопоставленные чиновники Индии и Пакистана сами вошли в контакт друг с другом и договорились о прекращении огня. То есть Дели твердо следует своему курсу, состоящему в том, что индийско-пакистанский конфликт должен быть урегулирован его непосредственными участниками напрямую, без какого‑либо вмешательства извне. В 1965 году стороны заключили перемирие при посредничестве главы советского правительства Алексея Косыгина. Ныне подобный вариант Дели не устраивает. Стороны договорились разрешать споры напрямую еще в 1972 году, подписав соглашение в индийском городе Симла.

А вот Пакистан, напротив, расточает похвалы Трампу за его содействие процессу прекращения огня. Однако в реальности договоренность об этом остается крайне хрупкой, что создает опасную ситуацию. Ведь и Дели, и Исламабад обладают ядерным оружием. По данным западных экспертов, тут у двух стран есть в принципе паритет. Но Индия не упоминала о возможности применить ядерное оружие. А Пакистан давал понять, что если на карту будет поставлено само существование государства, то может быть приведено в действие и оружие массового уничтожения.

Как сообщает CNN, перемирие вроде бы соблюдается, несмотря на то что обе стороны обвиняют друг друга в его нарушениях. В обеих частях Кашмира — и в той, что контролируется Индией, и в той, что подконтрольна Пакистану, — слышались взрывы. Но репортерам не удавалось быстро побывать на месте этих трагических событий. Беспристрастному анализу обстановки мешает и то, что обе стороны умалчивают о своих потерях, особенно в ходе воздушных боев между истребителями, и пре­увеличивают урон, нанесенный противнику. Тем не менее и Индия, и Пакистан подтвердили приверженность договоренности о прекращении огня, объявленной на прошлой неделе.

Как известно, причиной конфликта на сей раз послужило убийство 26 туристов боевиками, пробравшимися через линию контроля в индийскую часть Кашмира в апреле. Пакистан отрицает причастность к преступ­лению. Хотя трудно поверить в то, что фанатичные приверженцы «священной войны против неверных» могли свить гнезда в пакистанском Кашмире без ведома могущественной межведомственной разведки Пакистана.

В ответ Индия начала проводить военную операцию как в пакистанской части Кашмира, так и на территории пакистанской провинции Пенджаб, где два государства разделяет международно признанная граница.

Жители той части Кашмира, которая находится под контролем Индии, говорят, что вздохнули с облегчением, когда узнали о договоренности о прекращении огня. Они стали возвращаться в свои деревни и пытаются оценить масштабы разрушений от пакистанских бомбардировок. Учитывая, что власти установили суровые порядки в этой союзной территории, которой управляет Дели, местные жители просят журналистов не называть их имен. Но все говорят, что надеются на нормализацию обстановки. Напряжение усугубляется религиозным фактором. В индийской части Кашмира большинство населения, как и в Пакистане в целом, мусульмане. А в Индии — индусы.

Похоже, что теперь противостояние Дели и Исламабада переходит в плоскость политической, экономической и информационной войны. Это, в частности, проявилось в кардинально отличающихся оценках итогов конфликта, которые дают в двух странах, рапортуя о собственных успехах и пытаясь дезавуировать заявления другой стороны. Так, в заявлении представителя минобороны Индии отмечается, что «за последние несколько дней Пакистан понес очень тяжелые потери как на суше, так и в воздухе, после того как совершил неспровоцированные атаки на наши объекты».

В свою очередь пакистанская сторона рапортует об успешных ударах по базам индийских ВВС и аэродромам в Джамму и Кашмире и штатах Пенджаб и Гуджарат, а также о ликвидации базы ракет BrahMos.

Эксперты считают, что в предыдущих конфликтах Дели и Исламабад уже сталкивались с временными соглашениями о прекращении огня, заключаемыми при посредничестве мировых держав. Однако пока Индия и Пакистан серьезно не урегулируют свои споры вокруг Кашмира, окончательно конфликт между двумя ядерными державами разрешен не будет.

Читайте также:

Битва на экваторе: 13 апреля состоялся второй тур президентских выборов в Эквадоре

Румыны протестуют. Премьер страны заявил об уходе после первого тура президентских выборов


#Индия #Пакистан #политика

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 84 (7906) от 14.05.2025 под заголовком «Хрупкое перемирие».


Комментарии