Хоккейный путь от Коркина до Нью-Йорка. Как Артемий Панарин стал самым дорогим европейским игроком НХЛ
На этой неделе начинается новый сезон в НХЛ. Бывший хоккеист СКА Артемий Панарин (на снимке) проведет его в составе «Нью-Йорк Рейнджерс». Подписав с этим клубом семилетний контракт на 81,5 млн долларов, парень из Коркина, что в Челябинской области, стал самым дорогим хоккеистом из Европы в заокеанской лиге. Секрет успеха, если верить самому Панарину, более чем прост: «Я просто очень люблю хоккей».
ФОТО Kostas Lymperopoulos/ СSM via ZUMA Wire/ ТАСС
В январе 2011 года Артемий - довольный, розовощекий и без переднего зуба - раздавал, широко улыбаясь, интервью у раздевалки подмосковного «Витязя» в Ледовом дворце Петербурга. Как раз в тот день он вернулся в Россию из Баффало с «золотом» молодежного чемпионата мира, первым для россиян за семь лет. После двух периодов наши парни «горели» в Канаде 0:3, но за 20 оставшихся минут все перевернулось в их пользу - 5:3. Панарин забросил первую шайбу и победную.
Но даже проявленный за океаном героизм не стал поводом для того, чтобы пропустить календарный матч своей команды. «Витязь» Панарина приехал в гости к грозному СКА, а Андрей Назаров, тренировавший тогда подмосковный клуб, при любой возможности стремится «укусить» питерский клуб. Ставка на сонного Панарина сыграла: Артемий отдал две результативные передачи, а в серии буллитов исполнил победный бросок - 5:4.
- В последних сменах уже жабрами дышал, - сиял герой. - Сил - никаких, а тут еще говорят: «Иди на буллиты». Я уже ничего не понимал - где я, в какие ворота бросать? Организм работал по американскому времени. Но мы победили, а это главное.
Со стороны этот парень с голливудской нынче улыбкой кажется баловнем судьбы, но он просто идет по жизни смеясь, даже когда приходится сжимать зубы.
Панарин родился в 1991 году в провинциальном Коркине, где тогда проживали 45 тысяч человек, а теперь и того меньше - 35 тысяч. Молодежь из таких мест уезжает при первой возможности, а оставшиеся старики не молодеют. До областного центра, до Челябинска, - 40 км. Кататься ежедневно туда-сюда, понятное дело, удовольствие сомнительное, но Панарин изучил ту дорогу вплоть до каждой кочки. С шести лет пять дней в неделю его возил на тренировки в СДЮШОР «Трактор» дед. В пять утра подъем, завтрак и - вперед!
Артемий рос без отца. Родители разошлись, когда он был еще крохой. Воспитывали его бабушка с дедом. Денег не хватало, и чтобы покрыть траты на хоккей и бензин, завели корову - продавали молоко. Инициатором того, чтобы поставить парня на коньки, был дед. Сам в молодости играл на первенстве Челябинской области и во внуке видел реализацию своих несостоявшихся мечт.
- Меня не спрашивали, хочу я играть или нет, - вспоминает Панарин. - Дед других вариантов не оставил. Иногда я сопротивлялся, а сейчас, конечно, очень благодарен ему.
Первые коньки в жизни Артемия были фигурными и, как водится, чужими. Панарин был маленьким и щуплым, его не всегда ставили на матчи, а в какой-то момент даже решили перевести в «Сигнал» - учебную базу клуба. Дед понимал, что такой шаг - крест на его мечтах, и стал искать варианты.
У Панарина, по сути, оставался один шанс из тысячи зацепиться за большой хоккей, и он ему предоставился. И снова благодаря деду, который нашел земляка, чей сын играл в хоккей в Чехове, в ДЮСШ местного «Витязя» - объяснил ситуацию, попросил помочь, и уже через несколько дней Артемий осваивался в Подмосковье, где встретил, что называется, «своего» тренера - Сергея Левашова.
- Тема пришел гадким утенком, - вспоминает он. - Но у парня уже имелось катание, владение клюшкой, техника - он все старался делать красиво. Это был талант, который при должном подходе должен вырасти в красивого лебедя.
Левашов многое прощал Панарину - к таланту, как известно, в любом деле нужен особый подход. И не зря - в 20 лет Артемий стал одним из лидеров «Витязя» в КХЛ, перед плей-офф его брали на усиление топ-клубы - «Ак Барс» и СКА. И если в Казани с Зинэтулой Билялетдиновым у него не пошло, то в Петербурге все сложилось прекрасно. Сначала в молодого нападающего поверил Юкка Ялонен, а при Вячеславе Быкове появилась супертройка Панарин - Шипачев - Дадонов, демострировавшая космический уровень хоккея.
Он много забрасывал, дважды завершая регулярку лучшим бомбардиром СКА и обгоняя по набранным очкам даже Илью Ковальчука. А после триумфального сезона-2014/15, несмотря на космическое предложение от чемпионов, решился шагнуть на новый уровень - НХЛ.
Забавно, но и там в него поначалу не верили. Даже после триумфального молодежного ЧМ-2011 его не взяли на драфт, хотя партнеры по молодежке Евгений Кузнецов, Владимир Тарасенко, Никита Зайцев и Дмитрий Орлов с юных лет были на карандаше у скаутов. Как и детский тренер в Челябинске, они сочли Панарина «мелким». «В НХЛ, - говорили, - такие не выживают». Но он взял свое хитростью, маневренностью и терпением.
Свой первый контракт с «Чикаго» Артемий оформил на правах свободного агента в 24 года. Вскоре он окажется в первом звене «Блэкхоукс» рядом с главной звездой команды Патриком Кейном. Именно с передачи американца Панарин откроет счет своим шайбам в НХЛ в одной из своих первых смен. Забавно, но тот гол пришелся на клуб, который впоследствии предложит ему баснословный контракт - «Рейнджерс». Нью-йоркцы, правда, победили - 3:2.
«Чикаго» нравился юркий форвард с мягкими руками, отличным пасом, потрясающим видением площадки и результативностью. В дебютном сезоне он набрал 77 очков, и через полгода, в декабре 2016-го, с ним пролонгировали контракт на два года. И это был самый крупный двухлетний договор в истории НХЛ - на 12 млн долларов.
Казалось бы, отличный расклад, но через полгода из-за проблем с потолком зарплат «Чикаго» обменял Артемия в «Коламбус», и это решение менеджмента впоследствии назовут одним из худших в современной НХЛ. Нападающий Брендон Саад и вратарь Антон Форсберг, пришедшие на замену, игроки другого уровня, с ними «Чикаго» больше ни разу не вышел в плей-офф. А вот у Артемия дела пошли в гору. Если в «Чикаго» он был одним из многочисленных технарей, то в «Коламбусе», команде довольно прямолинейной, он стал настоящей примой. Оба сезона в штате Огайо завершал лучшим бомбардиром, причем с отрывом в два десятка очков. Понятно, что такую ударную мощь «Коламбус» терять не хотел. Ему предлагали остаться еще на восемь лет, давали 96 миллионов, но Артемия, словно Чарли Чаплина (они, между прочим, с великим комиком даже внешне чем-то похожи), манили огни большого города: Нью-Йорк и прежде всего легендарная арена «Мэдисон-сквер-гарден», мекка заокеанского хоккея.
Заключив контракт с ежегодным окладом в 11,6 млн долларов, Панарин стал самым высокооплачиваемым европейцем и вторым среди всех игроков лиги. Это больше, чем получают такие символы НХЛ, как Сидни Кросби (8,7 млн), Джон Таварес (11 млн), Александр Овечкин (9,5 млн), Патрик Кейн (10,5 млн) и Никита Кучеров (9,5 млн). Лишь канадская суперзвезда Коннор Макдэвид из «Эдмонтона» ценится выше - 12,5 млн. И в новом сезоне Панарин абсолютно точно станет одним из самых обсуждаемых игроков НХЛ. Рядом с ним за океаном, кстати, его девушка Алиса Знарок - дочь бывшего главного тренера СКА и сборной России.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 182 (6535) от 30.09.2019 под заголовком «Хоккейный путь от Коркина до Нью-Йорка».
Комментарии