Хмурое небо. Почему ДОН «иссяк» для России?

Недавно Москва официально объявила, что вслед за Вашингтоном выходит из Договора по открытому небу (ДОН). Об этом известил МИД РФ. Ведомство обозначило главную причину такого решения – первыми еще в ноябре из договора вышли США, которые тем самым нарушили баланс интересов стран – участниц ДОН и лишили соглашение всякого смысла.

Хмурое небо. Почему ДОН «иссяк» для России? | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

Характерно, что даже после выхода Вашингтона Москва предприняла усилия по спасению договора, попросив оставшихся участников предоставить гарантии того, что они не будут передавать американцам данные, получаемые во время наблюдательных полетов над российской территорией. Также РФ запросила, в соответствии с договором, подтверждения готовности обеспечить возможность наблюдения всей их территории, включая находящиеся там американские военные объекты. Страны Запада от прямого ответа уклонились. В МИД такой подход сочли «искусственным затягиванием вопроса» в ситуации, когда, по имеющейся у ведомства информации, Вашингтон требует от европейских союзников делиться с американцами данными наблюдения за территорией России.

«Создавшаяся ситуация для нас абсолютно неприемлема, так как, по сути, у всех членов НАТО сохранялась бы возможность наблюдать за всей территорией России, а территорию лидера альянса – США – от российского наблюдения закрыли», – подчеркнула официальный представитель МИД Мария Захарова.

«В связи с отсутствием прогресса в деле устранения препятствий для продолжения функционирования договора в новых условиях Министерство иностранных дел России уполномочено заявить о начале внутригосударственных процедур по выходу Российской Федерации из ДОН», – чуть позже сообщили в ведомстве. После завершения необходимых процедур Россия обещала направить всем депозитариям официальное уведомление о выходе из договора.

Напомним, Договор по открытому небу был подписан в марте 1992 года в Хельсинки представителями 23 государств – членов Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. ДОН разрешает свободные полеты невооруженных разведывательных летательных аппаратов в воздушном пространстве стран, задействованных в соглашении, и призван укреплять доверие между государствами с помощью совершенствования системы контроля за военной деятельностью. На данный момент в договоре участвуют более 30 государств.

При этом Соединенные Штаты за последние несколько лет неоднократно выступали с бездоказательными обвинениями в адрес российской стороны, заявляя, что Москва якобы нарушает условия договора, ограничивая возможности пролета над определенными территориями. В США звучали призывы прекратить выполнение ДОН. РФ отвергала все обвинения, а также выдвигала Вашингтону встречные претензии, обращая внимание на конкретные нарушения. В мае 2020 года президент США Дональд Трамп объявил о выходе страны из Договора по открытому небу, назвав в качестве причины якобы несоблюдение Россией установленных регламентов. В МИД РФ тогда сочли названный Трампом предлог для прекращения участия в соглашении надуманным, а глава внешнеполитического ведомства Сергей Лавров прямо заявил, что Москва не видит «каких-либо причин, которые могли бы оправдать односторонние действия США по «разрушению» договора».

Российские аналитики уверены, что выход РФ из договора был неизбежен, поскольку тот стал после выхода из него США невыгоден Москве. Так, в частности, полагает член экспертного совета коллегии Военно-промышленной комиссии РФ Виктор Мураховский: «Я считаю, что решение России не приведет к серьезным последствиям. Такого шага следовало ожидать после выхода Соединенных Штатов, поскольку оставшиеся в договоре страны – члены НАТО в рамках Североатлантического договора обязаны передавать данные США. Кроме того, они не стали брать на себя письменных обязательств о прекращении передачи таких данных. Мы не можем участвовать в договоре, который, по сути дела, становится односторонним, причем не в нашу пользу».

В то же время, по словам эксперта, Договор по открытому небу имел, скорее, символическое и политическое значение как один из инструментов контроля над выполнением обязательств в области вооружений и вооруженных сил. «Что касается ценности этих данных, то национальные и технические средства разведки в США и России позволяют получать более качественные данные со своих спутников в рамках радиоэлектронной разведки», – добавил аналитик.

Политический аспект данной проблемы рассматривает американский эксперт директор программы по Европе, России и Евразии Центра стратегических и международных исследований в Вашингтоне Хезер Конли. «Я оцениваю решение Москвы начать процесс выхода из Договора по открытому небу как способ «сконцентрировать умы» приходящей администрации Байдена на необходимости начать обсуждать с Кремлем ряд вопросов, связанных с контролем над вооружениями», – сказала Конли РИА «Новости».

По ее словам, этот договор не настолько жизненно важен, как СНВ-3, но это напоминание о том, что вся международная архитектура контроля над вооружениями начинает разваливаться и ее нужно как-то сохранять.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 9 (6847) от 21.01.2021 под заголовком «Хмурое небо».


Комментарии