2Vtzqv4Hz9U

Каждый день по штрафу. Управление автомобилем без ОСАГО может «влететь в копеечку»

У меня есть знакомый водитель, с которым я точно не хотела бы столкнуться на дороге. Нет, он не «чайник», не лихач. Просто уже несколько лет принципиально ездит без полиса ОСАГО. Мол, зачем платить несколько тысяч, когда штраф за отсутствие бумажки всего 800 рублей? А со скидкой и вовсе 400. И то если поймают за руку. Пока везло.

Каждый день по штрафу. Управление автомобилем без ОСАГО может «влететь в копеечку» | ФОТО Jan Baborák on Unsplash

ФОТО Jan Baborák on Unsplash

Увы, так рассуждают многие. Только за прошлый год в России было выявлено 1,5 миллиона таких нарушителей. И это, как уверяют эксперты, только «надводная часть айсберга». По разным оценкам, по дорогам без страховки колесят около 4 миллионов машин.

Как следствие — растет количество дел в судах, когда пострадавшие от таких незастрахованных пытаются получить возмещение ущерба. И длиться подобные суды могут годами. Растет и нагрузка на приставов, которым по решению судов приходится работать с должниками. Ну а главное — те добросовестные автомобилисты, которые могли бы без проблем получить возмещение у страховщика, вынуждены тратить время, деньги и нервы, чтобы «выбить» его из виновника аварии.

Как подчеркнули в Российском союзе автостраховщиков (РСА), он уже неоднократно выступал за увеличение текущих размеров штрафов за управление транспортным средством без полиса ОСАГО. Эти штрафы не менялись с момента запуска самой программы страхования, притом что средний размер стоимости полиса вырос с того времени в несколько раз. Поэтому в РСА считают, что штраф за управление транспортом без ОСАГО должен быть приближен к стоимости самого полиса.

Почему бы нет? Например, в Белоруссии, если пересчитывать на российскую валюту, такой полис стоит в среднем 3 тысячи рублей. А штраф за его отсутствие — 20 тысяч (!). Чувствуете разницу?

Но похоже, что и в России ездить без страховки скоро станет накладно. Законопроект об этом разработал парламент Кабардино-Балкарии. «Полагаем, более строгое наказание за повторное правонарушение будет способствовать увеличению количества лиц, заключающих договор обязательного страхования. Соответственно, уменьшится количество случаев, в которых потерпевшие будут ограничены в своих правах на возмещение ущерба от ДТП», — говорится в пояснительной ­записке к документу.

Кстати, эта инициатива уже получила положительный отзыв каб­мина РФ. И если документ будет принят, то за первое нарушение водитель заплатит все те же 800 руб­лей, а за каждое повторное — уже от 3 до 5 тысяч. И неизвестно, будет ли доступна скидка.

По словам автоэксперта Игоря Моржаретто, идея хорошая. Ведь сегодня полис не нужен даже для постановки автомобиля на учет — номера выдадут без него. Вот многие на нем и экономят. О том, что, оказавшись виновником аварии, ты должен будешь из личного кармана компенсировать ущерб пострадавшему, обычно не думают.

Но вопрос с количеством незастрахованных лиц на дорогах нужно решать в комплексе. То есть необходимо не только вводить дополнительный штраф с увеличенным размером, но также сделать наказание неминуемым. Если человек будет понимать, что ему ежедневно станут приходить штрафы за отсутствие полиса ОСАГО, количество незастрахованных сильно уменьшится.

Как полагают в РСА, этому будет способствовать запуск проекта по контролю за наличием полиса ОСАГО через камеры. Пока же комплексы фотовидеофиксации определять нарушителей не умеют. Необходимо объединить базы данных ГАИ и страховщиков, чтобы по номеру автомобиля можно было понять, оформлен на него полис или нет. Это сложная задача, решить которую обещают к Новому году.

Как подчеркнул Игорь Моржаретто, когда камеры смогут определять нарушителей, их можно будет штрафовать постоянно. Да, не более одного раза в сутки, зато — каждый день! И вот тогда езда без полиса ОСАГО действительно обойдется в копеечку и экономить на полисах перестанут.

МЕЖДУ ТЕМ 

Когда ОСАГО только появилось, действовал запрет на эксплуатацию транспорта без этой обязательной страховки. Реализовывался он снятием регистрационных знаков с автомобилей. И получить их обратно можно было только по предъявлении полиса. Если кто помнит — тогда страховались практически все.

Этот прием ушел в прошлое. А иных механизмов заставить автомобилистов платить за ОСАГО так и не появилось. Некоторые эксперты считают, что эффективным способом было бы разрешить задержание такого незастрахованного транспорта. Но это уже радикальная мера.

Читайте также:

Маскировка не поможет? За что владельцев автомобилей теперь станут наказывать руб­лем

Тянем билет. Даже водителю со стажем полезно вспомнить ПДД


#автомобили #ОСАГО #водители

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 206 (7782) от 30.10.2024 под заголовком «Каждый день по штрафу».


Комментарии