Казань собирает единомышленников. Через три дня в столице Татарстана стартует очередной саммит БРИКС
Свое участие в саммите БРИКС, который пройдет 22 – 24 октября в столице Татарстана, уже подтвердили представители более 30 государств, а также некоторые руководители международных организаций.
ФОТО Pixabay
Буквально за две недели до встречи еще одно государство — Куба запросило статус страны — партнера БРИКС. В письме президенту РФ, поскольку Россия сейчас председательствует в объединении, Гавана изложила свою просьбу войти в состав БРИКС. Ранее посол РФ на Кубе Виктор Коронелли сообщил, что Москва ожидает увидеть на саммите в Казани кубинскую делегацию — президент Мигель Диас-Канель уже получил соответствующее приглашение от Владимира Путина.
В начале октября в МИД Мали выразили надежду на скорую подачу заявки на вступление в БРИКС. Как подчеркнул глава внешнеполитического ведомства этой страны Абдулай Диоп, государство заинтересовано в присоединении к БРИКС и надеется «в ближайшем будущем» вместе с альянсом стран Сахеля подать заявку. При этом Диоп назвал БРИКС альтернативной моделью многостороннего мира, обеспечивающей определенный баланс в международных отношениях.
До этого и в Ливии заявили, что власти востока страны рассматривают вопрос о присоединении к БРИКС в контексте стратегии развития связей с другими государствами. В частности, министр иностранных дел правительства востока Ливии Абд аль-Хади аль-Хувейдж объявил, что он «среди тех, кто поддерживает» присоединение его страны к БРИКС. В беседе с РИА «Новости» аль-Хувейдж назвал это объединение важным экономическим блоком.
Как отметила официальный представитель МИД России Мария Захарова, десятки государств желают вступить в БРИКС. «Заявок огромное количество, их уже несколько десятков… Приняты новые члены, масштабное расширение было, нужен опыт взаимодействия БРИКС вот в таком расширенном уже составе», — констатировала Захарова. Замглавы МИД России Сергей Рябков в свою очередь уточнил, что одним из условий вступления в БРИКС является неприсоединение к санкциям против членов объединения. По словам дипломата, перспективы дальнейшего расширения БРИКС не находятся на повестке дня грядущего форума в России (всего свое желание присоединиться к клубу или наладить с ним тесное сотрудничество высказали около 40 стран. — Ред.), так как в объединении хотят сначала полноценно завершить интеграцию государств, присоединившихся с 1 января 2024 года. «Но двери в БРИКС остаются открытыми», — заверил Рябков.
Требований к «абитуриентам» — странам, желающим стать новыми членами БРИКС, не будет, но будут некоторые критерии. Им, по словам Рябкова, необходимо проводить суверенный курс, играть значимую роль в международных и региональных делах, выстраивать со странами БРИКС добрососедские и добрые отношения и не присоединяться к санкциям в отношении членов клуба. В Казани будет представлен доклад о возможном новом статусе «партнера БРИКС».
Встреча глав государств и правительств БРИКС в Казани станет первым саммитом группы в расширенном составе. Сейчас в нее входят десять стран. К государствам, давшим название объединению по своим первым буквам (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР), добавились Египет, Иран, ОАЭ, Эфиопия и Саудовская Аравия, власти которой, впрочем, в начале 2024 года посылали неоднозначные сигналы о собственном статусе в этой группе. В таком составе на страны объединения приходится 34 % территории Земли, 45 % ее населения. ВВП по паритету покупательной способности составляет 36,7 % от общемирового значения.
Председательство России в объединении с 1 января нынешнего года проходит под девизом укрепления многосторонности для справедливого глобального развития и безопасности. Закономерно, что программа председательства РФ включала свыше 200 мероприятий, нацеленных на продвижение партнерства по всем ключевым направлениям: политика и безопасность, экономика и финансы, культурные и гуманитарные связи. Среди них — межпарламентские форумы БРИКС, заседания министров финансов, энергетики, образования, спорта, глав прокурорских служб, председателей верховных судов и высших органов аудита.
По словам Владимира Путина, в Казани «предполагается предметно обсудить перспективы дальнейшего наращивания всестороннего партнерства стран — участниц БРИКС, а также утвердить пакет договоренностей по различным отраслям и направлениям сотрудничества». Можно с полным основанием констатировать, что сотрудничество в формате БРИКС — один из главных долгосрочных векторов внешней политики России. Оно вписывается в курс на многополярное мироустройство.
По мнению экспертов, все больше государств хотят присоединиться к БРИКС, ставшей «альтернативой инвестиционной реальности Запада». «Западные страны хотели изолировать Россию и тех, кто ее поддерживает, но теперь сам Запад оказывается в изоляции, поскольку РФ наращивает взаимодействие со своими партнерами в рамках БРИКС», — отмечает директор Центра политической информации Алексей Мухин. По его словам, для дружественных России стран вступление в БРИКС предоставляет новые возможности развития. «Куба — одна из первых стран, против которых США ввели жесткие ограничения. При этом государства БРИКС не приемлют санкционной политики Запада и стараются нивелировать ее последствия. Для Кубы присоединение к БРИКС было бы неплохим способом укрепить свою экономику», — считает эксперт.
Как отмечает руководитель Бюро военно-политического анализа Александр Михайлов, Куба, вступив в БРИКС, в дальнейшем может стать частью Глобального юга. «Куба стремится быть страной-наблюдателем в БРИКС, но экономическая ситуация в этом государстве сложная. Однако поддержка, которую может получить Гавана, став членом объединения, дорогого стоит. В перспективе Куба — потенциальная геополитическая опора Глобального юга и в целом многополярного мира», — подчеркивает политолог.
Аналитики полагают, что за счет присоединения новых членов БРИКС «станет лишь масштабнее и влиятельнее». «Уже сейчас объединение с участием России, Индии, Китая и ЮАР демонстрирует впечатляющие результаты экономического развития. В частности, КНР — это не только экономический гигант, но и технологический, а РФ в последние годы обгоняет европейские страны по экономическому росту. Очевидно, что такое объединение перспективно для развивающихся стран, тем более тех, которые нуждаются в ресурсах и технологиях. У стран — участниц БРИКС все это есть», — утверждает политолог Денис Батурин. По его словам, БРИКС является подходящим объединением для многих стран мира с точки зрения того, что речь идет преимущественно о взаимовыгодном экономическом сотрудничестве «без каких‑либо идеологических установок». Эксперт считает объединение оптимальной альтернативой инициативам Соединенных Штатов. «БРИКС — это альтернатива, которая показывает, что союз государств не обязательно должен быть военным и идеологизированным. Объединение ставит перед собой главную задачу — создание механизмов, противодействующих санкциям, в том числе за счет создания новой платежной системы», — уточняет Батурин.
По мнению директора Института нового общества Василия Колташова, драйверами мирового экономического роста сейчас выступают больше государства БРИКС, чем коллективный Запад.
«БРИКС формирует различные институциональные структуры многополярности, в том числе через культурное сотрудничество. В условиях, когда другие органы, в том числе ООН, по сути, парализованы, в БРИКС все функционирует исправно и соответствует программе суверенного экономического развития и построения многополярной системы международной политики», — заключает эксперт.
Читайте также:
Санкционный бумеранг. Рестрикции не помогут Западу диктовать свою волю России
Ответная мера. Россия может ограничить экспорт стратегического сырья на Запад
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 197 (7773) от 18.10.2024 под заголовком «Казань собирает единомышленников».
Комментарии