Казахстан на пороге курултая: стране предстоит трансформация привычной двухпалатной парламентской системы


По предложению президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева в стране предстоит трансформация привычной двухпалатной парламентской системы: мажилис и сенат уступят место единому народному собранию — курултаю. В обновленной вертикали власти появятся институты вице-президента и народного совета — халык кенесы, а депутаты получат право формировать состав верховного суда. Все эти изменения выносятся на референдум, и если народ поддержит инициативу, обновится и налоговый кодекс.

Для всех этих преобразований будет создана конституционная комиссия во главе с председателем КС Эльвирой Азимовой. «По сути, мы стоим на пороге шага, равнозначного принятию новой конституции» — так анонсировал Токаев грядущие изменения. Несмотря на предсказуемость плебисцита, сам факт вынесения фундаментальных изменений на голосование означает одно: президент берет реформы под личный контроль. Успех на референдуме даст ему прямой мандат на строительство новой архитектуры власти.

Предложенная трансформация, по словам экспертов, опирается на серьезный исторический фундамент. Термин «курултай» апеллирует к национальному сознанию и эпохе «степной демократии». Эксперты считают, что Токаев стремится вписать современную государственность в канон Улуса Джучи — одного из государственных образований Золотой Орды. Курултай исторически был собранием родов — что подчеркивает «семейный», народный характер собрания и одновременно создает некую ауру вековой традиции.

Токаев предложил сократить численность парламента до 145 депутатов (это на три человека меньше нынешней общей численности сената и мажилиса), избираемых по партийным спискам. Токаев заявил, что такая перемена назрела в обществе. По его словам, социологические опросы и обсуждения в рабочей группе показали поддержку идеи единого парламента. Логика перехода к однопалатному парламенту заключается в упрощении системы принятия законов и устранении дублирующих структур.

Создание народного совета — следующий шаг президента Казахстана по внедрению новой формулы народовластия. Эта структура станет верховной площадкой для верификации важнейших реформ. Деятельность совета пропишут в конституции страны. Структура совета подчеркнуто паритетна: 126 мест распределят поровну между общественниками, депутатами маслихатов и представителями этносов.

И, наконец, возвращение поста вице-президента спустя 30 лет — пожалуй, самый неожиданный маневр в современной политической истории Казахстана. В стране официально легализуется статус второго лица. Процедура прозрачна: назначение главой государства при обязательном одобрении парламента.

Функционал вице-президента практически безграничен — он охватывает международную дипломатию, диалог с законодателями и взаимодействие с гражданским обществом. При этом истинные границы его влияния прочерчены не столько законом, сколько степенью близости к президенту. Главный акцент сделан на безопасности: при любых чрезвычайных обстоятельствах именно этот человек примет бразды правления до общенационального голосования, становясь ключевым звеном в архитектуре преемственности. Это предложение породило волну слухов о возможном досрочном уходе действующего главы государства, особенно на фоне закрепления нормы о проведении внеочередных выборов в течение двух месяцев после отставки президента.

Впрочем, большинство экспертов призывают не искать в предлагаемой новации признаки транзита власти. Перед Токаевым, считают они, стояла задача отстроить свою вертикаль власти, отличную от назарбаевской. И за последние годы ему удалось создать политическую систему с центром в лице самого себя, и это будет способствовать преемственности власти вне зависимости от законодательных нюансов.


#Казахстан #власть #референдум

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 11 (8076) от 26.01.2026 под заголовком «Казахстан на пороге курултая».


Комментарии