Казак — это не хобби. На берегу озера Долгое прошел военно-исторический фестиваль

Рыбаки на берегу озера упорно следили за поплавками, невзирая на невообразимый шум — рвущуюся из динамиков музыку, барабанный бой, ружейную пальбу, звон молотов о наковальню и вопли возбужденных всем этим действом детишек. В парке «Озеро Долгое» Приморского района люди в разноцветных «милитари» прошлых эпох демонстрировали публике холодное и огнестрельное оружие, начиная от мушкетов и аркебуз века пятнадцатого и заканчивая винтовками, которые советские школьники когда‑то учились разбирать-собирать на уроках начальной военной подготовки. Публику знакомили с особенностями казачьей амуниции, обучали традиционным ремеслам, давали стрелять из лука и метать копья, затевали для детей и взрослых игры и соревнования. А приглашенные реконструкторы разыграли бой между казаками петровских времен и шведами, полонившими с десяток русских красавиц. Разбойники-шведы были побеждены, красавицы спасены, а казаки вернулись к своим мирным занятиям. Так в минувшее воскресенье начался фестиваль казачьей культуры, организованный Домом национальностей и Казачьим округом Петербурга.

Казак — это не хобби. На берегу озера Долгое прошел военно-исторический фестиваль | Весь день гостей фестиваля радовали песнями и плясками национальные творческие коллективы Петербурга./Фото Виктора ЮШКОВСКОГО

Весь день гостей фестиваля радовали песнями и плясками национальные творческие коллективы Петербурга./Фото Виктора ЮШКОВСКОГО

Военно-историческая реконструкция — это, конечно, шоу, игра. Но игра весьма познавательная. Хозяева «казачьего стана» и других палаток с готовностью подробно рассказывали о своих костюмах, да и оружие можно было рассмотреть и подержать в руках, что вызывало восторг у гостей, особенно детей.

Вот хрупкая блондинка осторожно вытягивает шашку из ножен и едва не роняет ее:

Какая тяжелая! Я даже не ожидала… Как же ею махать? Ну то есть рубить…

А девчушка лет семи-восьми предусмотрительно выбрала легкий мушкетерский клинок и моментально приняла изящную стойку фехтовальщика, требуя, чтобы папа ее немедленно сфотографировал.

Реконструктор Елена перекатила на новое место огромный деревянный щит на колесах с окошками — это передвижной бруствер мантелет (русский аналог — гуляй-город). Перед Еленой — очень скромные по размеру литые стволы, которые крепятся к деревянной конструкции.

Это пушки конца XVI — начала XVII века, их называли «соколко» или «уключница» — такие можно было поставить на борт ладьи и оттуда стрелять, — поясняет Елена.

Она демонстрирует артиллерийскую технологию тех времен: как в ствол насыпали порох, забивали тряпичный пыж палкой-банником, потом в специальное отверстие — истолченный в муку порох из пороховницы, называемой натрусницей…

Эта пушка «всеядная». Ее, например, можно загружать рублеными гвоздями. Но тогда железо было дорого, поэтому чаще всего заряжали дробом или жребием — дробленым камнем. Это была не прицельная стрельба, и жребий в бою, как правило, мог прилететь (выпасть) случайно, любому… Артиллеристы в те времена были элитой, их берегли и защищали. Они были грамотные и могли рассчитать заряды для каждого вида стрельбы.

Представители петербургских станичных казачьих обществ («Станица Гребенская», «Хутор Приморский», «Балтийская линия», «Станица Охтинская») в отличие от реконструкторов в «войну» не играют, а живут ею. Здесь на фестивале они, конечно, тоже выступят — удивят джигитовкой и работой оружием в седле, покажут свое умение метать ножи и копья — традиционные для всякого казачьего праздника «дисциплины». Но все же состязаться с реконструкторами в артистизме и азарте настоящие казаки не планируют. Хотя и понимают, что этот фестиваль — представление, которое должно заинтересовать, увлечь, понравиться зрителям.

Посажение казачонка на коня, посвящение молодых казаков в воины — это обрядовые праздники, они из области внутренней жизни, и мы проводим их у себя на хуторе, потому что превращать обряд в шоу не хотим, — поясняет войсковой старшина, товарищ атамана окружного казачьего общества «Казачий округ Санкт-Петербурга», атаман хуторского казачьего общества «Хутор Приморский» Алексей Капустин. — А сегодняшний фестиваль — это общегородской праздник, который знакомит горожан с казачьей культурой. Песни мы тоже поем, конечно, но между собой — на сцену выходить не будем. Для этого есть ансамбли, артисты. Пусть они выступают, а мы будем делом заниматься…

Как известно, казаки — это сословие, существовавшее в России более семи веков, причем последние 450 лет казаки-воины служат государству. В Стратегии государственной политики РФ в отношении российского казачества на 2021 – 2030 годы их называют «исторически сложившейся на основе взаимодействия русского народа и других народов России социокультурной общностью, сформированной в ходе многовекового служения казаков Российскому государству и обществу».

Атаман Капустин с таким подходом, правда, готов поспорить:

Вот говорят: казаки не народ, а сословие. В 1917‑м все сословия отменили — не стало ни купцов, ни аристократов. А мы есть. Так сословие мы или нет? Кто‑то говорит про казаков: мол, ряженые. Но это наша традиционная одежда и амуниция! Вот про арабов же никто не говорит, что они ряженые, хотя они носят свои тобы и «арафатки»… Казаками мы не работаем. И это не хобби. В определенной степени это наш образ жизни. Казак — воин по складу своему, по характеру. В нашей среде есть художники, водители, охранники, строители… Вот этот — компьютерщик, а тот — литейщик… Конечно, на работу мы не ходим с шашкой на поясе. Но когда собираемся, надеваем ту одежду и берем те предметы, которые являются традиционными. Так сохраняется связь времен.

Напомним, возрождение казачества России началось в 1989 году. Тогда были воссозданы исторические казачьи войска: Донское, Кубанское, Терское, Астраханское, Уральское, Оренбургское, Семиреченское, Сибирское, Забайкальское, Амурское, Уссурийское. Все они в 1990‑м объединились в Союз казаков России.

Казачий1_Юш-В.jpg
В рукопашной схватке казакам нет равных./Фото Виктора ЮШКОВСКОГО

В ноябре 1990 года в Ленинграде прошел первый казачий круг, была образована Невская станица, которая насчитывала в своих рядах более сотни казаков, выходцев из всех казачьих войск. В 2017‑м Минюст зарегистрировал окружное казачье общество «Казачий округ Санкт‑Петербурга», к 2018‑му оно насчитывало уже более тысячи членов, а в ноябре 2021 года вошло в состав Всероссийского казачьего общества.

Связь поколений, военно-патриотическое воспитание молодежи — об этом в первую очередь заботятся петербургские казаки.

У нас ведется системная работа с детьми, — рассказывает Алексей Капустин. — Работают подростковые объединения, проводятся военно-патриотические слеты, соревнования, праздники. В Парголове и других районах формируются казачьи классы. В Российском движении школьников организована казачья группа. Функционирует Союз казачьей молодежи. Есть молодежная казачья сотня…

С 2014 года казаки ведут пешее патрулирование в Коломягах. А теперь еще и конное — в лесных зонах (Шуваловский карьер, Юнтолово, Орловский заказник). И когда казачий патруль из двух-трех человек заходит во двор, где компания выпивает на детской площадке, бесчинствующих как ветром сдувает.

Нам иной раз звонят из Юнтолова, с Богатырского проспекта: придите, пожалуйста, у нас во дворе шумят, хулиганят. Мы едем. И после нашего визита там уже никто не безобразничает. Потому как знают: с нами лучше не спорить.

На вопрос «Санкт-Петербургских ведомостей» о том, какой он видит роль казачества в современной России, Капустин отвечает:

Да хоть сегодня, хоть тридцать лет назад, хоть сто, хоть пятьсот — роль все та же, мы сохраняем наши традиции. Что поменялось в человеке? Ну дали людям приборы, гаджеты, Интернет… А в остальном все — главное — осталось прежним. Верность, честь, любовь, вера, мужество, отвага. И заповеди все те же — не убий, будь честным, люби и береги семью, близких, дом, Родину. Мы это храним.

Только факты 

Первое упоминание о казаках в Невском крае появляется в 1656 году, когда донские казаки стали главными участниками морского сражения со шведской флотилией у острова Котлин. В допетровское время казачьи станицы были в Старой Ладоге, Тихвине и Лодейном Поле.

В составе армии Петра I казаки участвовали в Северной войне и Полтавской битве, строили Ладожский канал.

В 1792 году был учрежден легендарный лейб-гвардии Казачий полк в Гатчине. С этого времени и до 1917 года в Петербурге на постоянной основе дислоцировались казачьи воинские части. Казачьи казармы располагались в Царском Селе, на Обводном канале, на Шпалерной и Караванной улицах. С берегов Невы полки уходили на войну со шведами, поляками, турками, французами, немцами и англичанами, на Кавказ и в Персию.

С 1828 года в Петербурге находился главный штаб казачьих ­войск, верховным атаманом традиционно назначался наследник российского престола.

После революции большая часть казаков не признали новую власть. Восставшие донские, терские, уральские, оренбургские, кубанские, забайкальские и семиреченские казаки составили более 75 % от всей численности белой армии. В 1919 году казачье население во всех областях было подвергнуто репрессиям и переселению на окраины России. Если в 1913‑м население казачьих земель составляло 4,1 млн человек, то к 1937 году оно уменьшилось до 500 тыс.

В 1935‑м казаков вернули в армию. Первая казачья дивизия была сформирована на базе 4‑й Ленинградской кавалерийской дивизии, ее первым командиром стал будущий маршал Советского Союза Г. К. Жуков. Более 300 родовых казаков удостоены звания Героя Советского Союза.

Казачьи части геройски сражались при обороне Ленинграда. В честь казаков, удостоенных звания Героя Советского Союза, названо пять улиц Петербурга.

#фестиваль #озеро #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 157 (7240) от 25.08.2022 под заголовком «Казак — это не хобби».


Комментарии