Каспий получил свою «конституцию»

Как мы уже сообщали, состоявшийся недавно саммит глав пяти прикаспийских государств - Азербайджана, Ирана, Казахстана, России и Туркменистана - в казахстанском Актау завершился подписанием Конвенции о статусе Каспийского моря. Это событие широко комментируют различные СМИ и эксперты.

Каспий получил свою «конституцию» | ФОТО Дмитрия РОГУЛИНА/ТАСС

ФОТО Дмитрия РОГУЛИНА/ТАСС

Напомним, согласно документу, основная площадь водной поверхности Каспия остается в общем пользовании сторон, а дно и недра делятся соседними государствами на участки по договоренности между ними на основе международного права. Судоходство, рыболовство, научные исследования и прокладка магистральных трубопроводов осуществляются по согласованным сторонами правилам. При реализации масштабных морских проектов в обязательном порядке учитывается экологический фактор. Конвенция фиксирует положение о недопущении присутствия на Каспии вооруженных сил внерегиональных держав, определяет пять прикаспийских государств ответственными за поддержание безопасности на море и управление его ресурсами.

«Конвенция закрепляет исключительное право и ответственность наших государств за судьбу Каспийского моря, устанавливает четкие правила его коллективного использования, - отметил, оценивая достигнутое соглашение, президент РФ Владимир Путин. - Урегулирование правового статуса Каспия создает условия для вывода сотрудничества между странами на качественно новый партнерский уровень, для развития тесной кооперации по самым разным направлениям».

Российский лидер поблагодарил «всех причастных к этому большому делу - и лидеров государств, и переговорщиков, и экспертов. На основе консенсуса и взаимного учета интересов выработан современный и сбалансированный международный договор - конвенция, которая приходит на замену советско-иранским договоренностям 1921 и 1940 гг.».

В ходе заседания Путин также сообщил, что объем российской торговли с прикаспийскими государствами постоянно растет. Так, по его словам, в 2017 году внешнеторговый оборот увеличился более чем на 20% и составил 22 млрд долларов, а в январе - мае этого года он вырос еще более чем на 10%».

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев заявил, что «значительный ресурсный и транзитный потенциал региона, близость к Каспийскому морю зон нестабильной политической ситуации требуют от прибрежных государств налаживания взаимовыгодного взаимодействия в сфере обеспечения безопасности». Он назвал принятый пятью странами документ «конституцией» Каспийского моря, которая должна стать гарантом безопасности в регионе.

Подписание Конвенции о статусе Каспийского моря - это огромный вклад в международное право, считает заместитель декана факультета мировой экономики и мировой политики Высшей школы экономики Андрей Суздальцев. «Это практически революция и огромный вклад в международное право», - сказал Суздальцев в беседе с РИА «Новости». Эксперт указал, что, безусловно, всем сторонам без исключения пришлось пойти на некоторые уступки. «Конечно, это компромисс», - подчеркнул он, отметив при этом, что для России как для супердержавы, для которой вопросы безопасности стоят на одном из первых мест, подписание конвенции будет означать значительную экономию средств.

«Каспийское море закрыто для внешних, нерегиональных сил, создание здесь баз, скажем, НАТО или США невозможно, по соглашению. Это позволяет нам в меньшей степени тратить ресурсы на прикрытие южных рубежей, ориентируясь на то, что здесь, в общем-то, собрался блок единомышленников», - напомнил эксперт. Кроме того, по его словам, теперь появилась большая ясность в распределении крупных ресурсов региона - как самого моря, так и его дна. «Это огромное продвижение вперед», - подытожил Суздальцев.

Свое мнение о том, что является главным достижением, в эфире радио Sputnik высказал политолог профессор Высшей школы экономики Олег Матвейчев. «Если бы не ситуация с Ираном, выходом США из иранской ядерной сделки и возможными санкциями против этой страны, которые могут последовать в ближайшее время, то договориться, наверное, не удалось бы. Одним из основных камней преткновения была позиция именно Ирана, который хотел себе гораздо больше привилегий, нежели имел до сих пор. Все остальные страны договорились: Казахстан, Азербайджан, Россия по крайней мере уже имели определенные договоренности и в этом формате долгое время существовали. Хотя были определенные опасения по поводу того, что какая-то из стран допустит военные силы внерегиональных держав на Каспий. Наше завоевание и самое главное достижение - это то, что никаких военных баз третьих государств там не будет», - сказал Олег Матвейчев.

«Экономика важна, потому что Каспий - это нефть, это мощнейшая транспортная артерия. Сейчас все споры будут регулироваться на основе конвенции, и, конечно, это даст импульс к тому, чтобы страны-участницы могли более свободно строить свои экономические планы. Военное значение - это неприсутствие третьих сил. И политическое значение - это демонстрация некой условной солидарности стран Прикаспийского бассейна, по крайней мере в определенных вопросах - все вместе смогли договориться, несмотря на довольно разновекторные интересы», - полагает Матвейчев.

#каспийское море #саммит #Путин

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 151 (6250) от 20.08.2018.


Комментарии