Как живут бедуины на Синайском полуострове?
Бедуины есть во многих странах мира. В Египте они в основном проживают на Синайском полуострове, где мне и удалось с ними встретиться. Считается, что сегодня они составляют приблизительно 10 % от общей численности египетского населения. Но точных данных, сколько всего бедуинов в Египте, нет, так как переписи они не поддаются. При этом основных принципов бедуинского образа жизни (кочевничество и пастушество) придерживается меньшинство — в основном наиболее бедные представители этой этнической группы. Большинство современных бедуинов ведут оседлый или полуоседлый образ жизни.
ФОТО Аллы ЧЕРЕДНИЧЕНКО
Козы против второго этажа
Бедуин в переводе с арабского — «житель пустыни». Переезжать с места на место их заставляли сложные условия существования, нехватка воды и пастбищ. В середине XX века под влиянием социально-экономических преобразований в странах Ближнего Востока количество кочующих бедуинов значительно сократилось. И если раньше они получали доход, предоставляя еду, ночлег и сопровождение торговым караванам, паломникам и путникам, в наши дни они контролируют местный турбизнес (если не брать во внимание криминальные сферы, в которых они, по некоторым сведениям, принимают участие).
Одно из известных поселений оседлых бедуинов на Синае — деревня Дахаб (район Ассала) и ее окрестности. Там идет размеренная жизнь: по мусорным кучам гуляют голодные козы и с аппетитом жуют найденный там картон и целлофан, за ними бегают немытые дети, а усталые женщины в черных одеждах суетятся возле своих лачуг, сквозь крыши которых растут деревья. Бедуины очень бережно относятся к природе. Для них срубить дерево — то же самое, что убить человека, а потому свою хижину они могут строить вокруг дерева…
ФОТО Аллы ЧЕРЕДНИЧЕНКО
Цивилизация до этого места добралась в 1990‑е, и по сей день (постковидный период не исключение) здесь ежегодно появляется что‑то новое из туристской инфраструктуры. А сами бедуины, пересев с верблюдов за руль пикапов и джипов, стали инструкторами для дайверов и кальянщиками. Они с удовольствием сотрудничают с гидами, предлагают услуги перевозок, открывают торговые лавки и этнические кафе, организуют сафари-маршруты по пустыне. Одна живущая на побережье Синая бедуинская семья приручила стаю дельфинов, которые по первому зову хозяев приплывали развлекать туристов.
Недавно в Египте возобновили верблюжьи скачки — популярное традиционное развлечение местных кочевников. Правда, в этот вид спорта были внесены некоторые современные новшества. Функцию «кнута», подгоняющего верблюда к финишу, теперь выполняет звук клаксона джипа, следующего за животным.
Бедуины с удовольствием пользуются мобильными телефонами. На крыше их жилищ нередко можно увидеть спутниковую тарелку, рядом — баллоны с природным газом.
Но, несмотря на технический прогресс, этот народ сохранил тесную связь с миром природы. Даже состоятельные бедуины, живущие в городах, нет-нет да и срываются в пустыню, чтобы пожить в палатке.
Когда же правительство построило для местных аборигенов квартал просторных каменных домов, жить в них обитатели пустыни отказались. Дело в том, что эти дома двухэтажные. А уважающий себя бедуин никогда не станет (да и не сможет) жить выше первого этажа.
«Как же козы будут подниматься по лестнице?» — посмеялись они над «глупыми архитектурными решениями» и остались в своих ветхих лачугах.
Горбатый для красавицы
По всему Синаю помимо оборудованных пляжей, относящихся к городской и туристической инфраструктуре, разбросаны так называемые бедуинские пляжи. Обычно там есть знаки, запрещающие вход.
Проигнорировав знак, я пробралась на такую территорию. Не успела осмотреться, как передо мной словно из‑под песка вырос человек в белом дишдаше (длинная рубаха-платье) и в куфии (мужской головной платок, часть современного арабского мужского костюма).
Он представился Саидом и жестом (так как по‑английски знал всего несколько слов) предложил пройти в хижину из тростника и хлама, который, судя по всему, сюда принесли с мусорки одного из окрестных отелей. Смотритель пляжа принес на обернутом фольгой подносе стаканчик ароматного бедуинского чая и поклонился. Я молча вытащила из кармана денежную купюру. Саид расплылся в улыбке и жестом пригласил пройти за хижину, где гордо показал местную достопримечательность — огромную дохлую черепаху. Так мы и подружились.
Особенно он меня зауважал, когда я отдала ему крупную морскую раковину, которую нашла на берегу. На мое восторженное How beautiful! он коротко ответил: It’s food, правда, на ужин меня не пригласил.
Еще одна встреча с бедуинами у меня состоялась в окрестностях монастыря Святой Екатерины у подножия горы Синай, где они «обрабатывали» туристов. Взрослые продавали сувениры а-ля хенд-мейд — разные бусики, браслетики и сумочки для мелочей из яркого бисера. А дети позировали для фото (за деньги, конечно) и просто попрошайничали. Они не просили, а практически требовали money, презрительно отворачиваясь от конфет и шоколадок.
Меня обступила компания из детей, во главе которой была симпатичная тринадцатилетняя девочка по имени Сальма. Она вела себя довольно уверенно, с чувством собственного достоинства. Коверкая английские слова, выученные специально для общения с туристами, дети рассказали, что египетские власти построили для них школу, но они в нее не ходят, потому что «это бесполезное занятие», особенно для девочек, у которых главная задача — удачно выйти замуж. К слову, у бедуинов девочки выходят замуж очень рано — в 12 – 14 лет. Пятнадцатилетняя невеста считается «залежалым товаром».
Сальма похвастала, что как раз готовится к свадьбе и благодаря ее красоте за нее дают калым — 20 верблюдов (если бы она была некрасивой, то ее семья получила бы лишь курицу). Это очень важно, потому что, по местным обычаям, калым остается у женщины даже после развода.
Родня жениха заранее осматривает невесту на предмет изъянов, за которые полагается скидка.
У некоторых бедуинских племен существует предсвадебная традиция — когда жених с родней приходит свататься к невесте, она подает ему чай. Сладкий, если согласна на замужество, несладкий — если жених ей не понравился.
Бедуины проводят свадебные торжества в пустыне, в идеале — во время полной луны. Празднуют в течение нескольких суток — с песнями, танцами и верблюжьими скачками.
К слову, к верблюдам в бедуинском мире относятся лучше, чем к женщинам. Это объясняется тем, что от верблюдов (особенно раньше) пользы больше, ведь они могут определять, где в пустыне источник воды, а это самое важное для кочевников. Это животное может находиться без питья десять дней. Поэтому бедуины специально не поят одного из верблюдов, а на десятый день выпускают его из загона. Там, где он лег на землю, и надо копать — вода в этом месте ближе всего к поверхности. Правда, если раньше колодцы копали вручную лопатами, теперь для этих целей используют современную строительную технику — экскаватор.
Что касается медицины, то к государственным докторам бедуины обращаются только в экстренных случаях. В каждом племени имеется свой народный лекарь-травник. Рожают бедуинки в походных условиях при содействии повитух, которые при необходимости умеют оказывать даже хирургическую помощь.
Шейх, просто шейх
Чтобы пообщаться с настоящими кочевыми бедуинами, не связанными с турбизнесом, я отправилась в пустыню. Мне повезло, потому что в день моего приезда в бедуинском лагере находился сын шейха, который представился султаном, подчеркнув, что может себе позволить иметь несколько жен.
Стоит пояснить, что шейх — это старейшина племени. Он пользуется особым авторитетом и решает организационные вопросы бедуинского коллектива. Как мне пояснили местные жители, современные шейхи в своих владениях бывают наездами, а сами живут в Хургаде или Шарм-эль-Шейхе в шикарных особняках с прислугой и целым парком автомобилей.
«Сейчас у меня уже есть две жены, — похвастал мой высокопоставленный собеседник. — Когда разбогатею, будет больше».
Согласно местным обычаям, если бедуин хочет жениться, он выбирает небольшую свободную территорию в пустыне и складывает на ней лачугу из тростника. Если он хочет иметь вторую жену, то в ста метрах от первого дома строит еще один. Так можно построить четыре домика, то есть на жен есть лимит — четыре. С супругами бедуин живет по очереди: неделю с одной, следующую неделю — со второй.
Мажористому сынку шейха польстил мой неподдельный интерес к его персоне, и он лично провел для меня экскурсию по деревне, несколько раз уточнив, что сам живет в другом, более дорогом жилище.
Из экскурсии я поняла, что палатки бедуинов называются по‑арабски «бурьюут хаджар», что в переводе означает «дом из шерсти». Традиционно она строится из шестов и тканого покрытия из козьей или верблюжьей шерсти темного цвета, но сегодня многие бедуинские жилища покрываются обычным брезентом. Одна часть палатки остается открытой для входа — так что она больше напоминает навес. Внутри палатка состоит из нескольких разделенных зон, она устилается коврами, на которые кладутся подушки, матрасы и одеяла. В бедуинской «спальне» царил беспорядок, освещенный энергосберегающей лампой. Кухня в виде загончика за палаткой тоже поразила меня антисанитарией. Среди хлама виднелся сложенный из камней очаг — по мнению бедуинов, еда должна быть приготовлена только на открытом огне. Из утвари — разномастная посуда (явно из каких‑то отелей) и жестяная банка для заваривания чая. Зачастую бедуины вместо чайников используют именно такие банки: тонкий металл обеспечивает быстрое закипание воды при очень небольшом количестве используемого топлива. Такие баночки можно обнаружить среди пустыни, заботливо оставленные для путников. Еще один кухонный атрибут — закопченный металлический лист для выпечки хлеба.
Из соседнего загона доносились блеяние коз и кудахтанье кур. А за ним я наткнулась на нескольких мертвых верблюдов. Как потом выяснилось, таких верблюжьих трупов в пустыне очень много. Где издох, там и упал… Даже если это случится возле бедуинского жилья, верблюжий труп никто ни убирать, ни тем более хоронить не будет — «пустыня сама знает, что с ними делать».
ФОТО Аллы ЧЕРЕДНИЧЕНКО
К слову, сами бедуины доживают до ста и более лет. Считается, что секрет их долгожительства — в отсутствии стрессов, так как они стараются минимизировать связь с внешним миром. Правда, в последнее время им это удается все реже…
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 86 (7662) от 15.05.2024 под заголовком «Бедуинское царство, верблюжье государство».
Комментарии