Как строить фундамент карьеры: соискателям советуют больше учиться и не засиживаться на одном месте

Основной тенденцией 2026 года на петербургском рынке труда станет стремление работодателей к повышению эффективности использования имеющейся рабочей силы: от тактики удержания и привлечения персонала любой ценой компании переходят к продуманной стратегии кадрового развития с помощью роста внутренней мобильности специалистов и предложения им новых карьерных перспектив.

Как строить фундамент карьеры: соискателям советуют больше учиться и не засиживаться на одном месте | Начало года — хороший повод для изменения собственной профессиональной траектории и освоения новых знаний и навыков./ФОТО Кирилла КУХМАРЯ/ТАСС

Начало года — хороший повод для изменения собственной профессиональной траектории и освоения новых знаний и навыков./ФОТО Кирилла КУХМАРЯ/ТАСС

Предложение остается широким

Ситуация на городском рынке труда в течение 2025‑го заметно изменилась в пользу работодателя. По данным hh.ru, в целом по году соотношение числа резюме к количеству вакансий в Петербурге составило 6,7, что соответствует сбалансированному уровню конкуренции среди соискателей. За 12 месяцев показатель вырос почти на 68 % — до уровня 9,4, однако в сегментах рынка с массовым наймом он все равно остался в зоне дефицита персонала и не превысил четырех.

Кадровая картина Петербурга к середине января 2026 года по сравнению с серединой декабря 2025‑го почти не изменилась: в настоящее время в городе ­около 74,4 тыс. вакансий при наличии более чем 702,3 тыс. резюме. При этом первую десятку спроса на кад­ры формируют 10 отраслей, а лидирующую тройку составляют продажи и обслуживание (19 % всех вакансий, более 140 тыс. предложений), рабочий персонал (16 % объема спроса, свыше 118 тыс. вакансий) и сфера производства с долей 13 % (около 91 тыс. свободных мест).

Что касается наиболее дефицитных профессий, явная нехватка персонала сохраняется там, где он нужен в больших количествах. Например, самой востребованной профессией в 2025 году стали менеджеры по продажам. В обойму кадровой нехватки вошли не только рабочие, но и инженеры, врачи и бухгалтеры — по этим профессиям в Петербурге были предложены десятки тысяч вакансий. Вместе с тем проще всего устроиться на работу в Северной столице было дворникам — при соотношении числа резюме к количеству вакансий в 1,2 любой желающий мог занять такую должность, как говорится, не отходя от кассы. Правда, высокая востребованность не помогает дворникам или кассирам много зарабатывать: по итогам 2025‑го, как и следовало ожидать, наиболее высокооплачиваемыми стали разработчики сферы IT. В среднем профессионалам такого профиля в Петербурге предлагали ни много ни мало 243,8 тыс. рублей.

Новый год — новые тренды

Подводя итог прошедшего года, эксперты отмечают: несмотря на снижение спроса на кадры, в целом ряде отраслей экономики работодатели по‑прежнему ощущают дефицит персонала. Однако теперь они не настроены принимать на работу всех подряд и платить им столько, сколько попросят: сейчас все большее значение приобретает наличие у кандидата знаний и навыков, нужных конкретному предприятию.

«Спрос постепенно смещается в сторону специалистов, сочетающих цифровую грамотность с глубокими отраслевыми или профессиональными знаниями, — считает директор hh.ru по исследованиям Мария Игнатова. — При этом ценность прикладных, рабочих профессий еще больше укрепляется. Они не только сохраняют востребованность, но и демонстрируют удивительную устойчивость к различным переменам». По ее оценке, такие профессии переживают настоящий ренессанс, предлагая их обладателям не только стабильность, но и конкурентоспособный, а зачастую и опережающий рост доходов. Однако это происходит лишь в случае, если специалист шагает в ногу со временем и постоянно учится, приобретая дополнительные современные знания и навыки. «Инвестируя в свои цифровые компетенции сегодня, соискатель создает прочный фундамент для успешной и востребованной карьеры завтра», — уверена Игнатова.

Согласна с этой точкой зрения и независимый рекрутер Светлана Клейменова. «Сейчас все большее значение для кандидата имеет не наличие определенных знаний и навыков, а его способность быстро учиться и осваивать новые, — полагает она. — Сидеть на багаже прошлого ­можно, но длиться это будет недолго — без постоянного обучения и освоения новинок уже не обойтись. Если, конечно, человек хочет оставаться востребованным». По ее мнению, все большее значение приобретают не общие знания, а владение точечными инструментами, позволяющими превратиться в узкого специалиста, у которого практически нет конкурентов на рынке труда.

Кроме того, все большее значение приобретает и готовность соискателя к переезду в места, где спрос на его услуги выше.

Не только в столицах

Да, по количеству вакансий по итогам 2025‑го обеим российским столицам нет равных. В Москве, к примеру, в прошлом году была предложена почти каждая пятая вакансия страны, а в Петербурге — более 753 тыс. (8 % общего числа в России). По этому показателю тягаться с ними может разве что Подмосковье (7 %, около 710 тыс. вакансий), даже занявшие следующие места Кубань и Свердловская область (по 4 %) уже сильно отстают. Но…

В реальности выгодность трудоустройства в разных регионах страны определяется вовсе не только числом свободных рабочих мест и размером предлагаемой зарплаты. Существенное значение также имеют соотношение уровня доходов с прожиточным минимумом, состояние инфраструктуры и т. д. Большие заработки порой не означают высокого качества жизни. И в рейтинге привлекательности трудоустройства российских регионов обе столицы страны оказываются в середнячках. Петербург в нем занял 22-е место, а Москва и вовсе 30‑е.

«Соискатели все чаще ценят не только размер оклада, но и то, сколько средств остается пос­ле обязательных расходов, насколько стабильно их рабочее место и есть ли уверенность в завтрашнем дне», — отмечает Мария Игнатова. В результате лидерами рейтинга трудоустройства стали регионы РФ, в которых высокий доход сочетается с доступной стоимостью жизни и более низким уровнем конкуренции за рабочие места. Первую пятерку, в частности, образовали Татарстан, Забайкалье, Амурская область, Башкирия, а также Тамбовская область. Почему? При высокой медианной зарплате (в Татарстане или Башкирии она вполне сопоставима с петербургской) прожиточный минимум там заметно ниже (немногим более 15 тыс. рублей в месяц), а конкуренция за вакансии и уровень безработицы примерно те же, что и на берегах Невы. Опередили Северную столицу и некоторые развитые в промышленном отношении северные территории. В частности, в Ямало-Ненецком автономном округе, где при средней зарплате почти 120 тыс. рублей и ненамного большем прожиточном минимуме (около 25 тыс. в месяц) наблюдается явная нехватка персонала (на вакансию приходится только 4 резюме), а уровень безработицы почти вдвое ниже, чем в нашем городе. Однако, несмотря на это, из Петербурга уезжать никто не торопится: абсолютное большинство его жителей не рассматривают переезд, так как местный рынок труда в целом удовлетворяет их карьерные и финансовые ожидания.

Читайте также: 

Растить специалистов смолоду: работодатели всё активнее идут в школы и колледжи

От общего к частному. Поколение зумеров хорошо знает, чего хочет от работы и жизни



#работа #соискатели #навыки

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 245 (8067) от 13.01.2026 под заголовком «Как строить фундамент карьеры».


Комментарии