2Vtzqv4Hz9U

Как развивается рынок картофеля и сливочного масла в России?

Хотя диетологи и предупреждают, что активное потребление картофеля — продукта крахмалосодержащего — удовольствие для организма не лучшее, россияне все равно съедают его больше нормы, утвержденной Минздравом. Но год на год не приходится — иногда обстоятельства загоняют едока в эту самую норму. Это когда картофель начинает дорожать и спрос на него падает. Что, собственно, происходит сейчас.

Как развивается рынок картофеля и сливочного масла в России? | РИСУНОК Михаила ЛАРИЧЕВА

РИСУНОК Михаила ЛАРИЧЕВА

Дефицита не будет

Ценовой рост второй хлеб показал еще во время массовой уборки урожая. И это был нонсенс: традиционно в это время, когда с полей идет картофельный вал, цены снижаются. И не только, кстати, на картошку, но и на весь ассортимент овощей, выращенных в открытом грунте.

Картофель — культура рисковая. Не только и даже не столько из‑за погоды (аномалии по большому счету случаются не так часто), сколько из‑за рыночной нестабильности самой отрасли. Просчитать ее развитие хотя бы на пятилетку вперед весьма затруднительно. Производители работают по принципу «как рынок повернет».

Происходит это так. Получив от картофеля хорошую прибыль, производитель решает в следующем сезоне расширить посевные площади. Его коллеги, завидуя счастливчику, делают то же самое. А осенью происходит перенасыщение рынка, цены падают, часть игроков убегает с картофельного поля, зарекаясь впредь заниматься этой культурой.

Ровно так случилось в прошлом году. На больших посевных площадях урожай тогда взяли без преувеличения рекордный — 8,6 миллиона тонн. Россия вышла на полное самообеспечение картофелем. Даже небольшой излишек образовался. Но цены при этом и в опте, и в рознице поскакали вниз. Некоторые производители, не получив никакой прибыли, ушли в минус…

Поэтому не стоит удивляться, что в нынешнем году посевные площади были сокращены. А дальше — один к одному как снежный ком: удорожание всех компонентов производства, нехватка трудовых ресурсов, засуха в одних регионах, потоп в других, как результат — снижение урожайности… По прогнозам, в этом году ожидаемая картофельная валовка едва ли дотянет до 5,7 миллиона тонн. Выходит, нам грозит картофельный дефицит?

Эксперты из Картофельного союза России не считают ситуацию катастрофичной. Говорят, что и раньше такой показатель валовых сборов был не редкостью. А дефицита не наблюдалось. Догоняли импортом?.. Не без этого. Однако импортная составляющая у нас из года в год уменьшается. В последнее время привозная картошка из дальнего зарубежья и из некоторых южных стран ближнего появлялась на наших прилавках только вне сезона, когда свой прошлогодний запас был на исходе. Всесезонной оставалась и останется только белорусская бульба.

«Дефицита не будет потому, что от возделывания второго хлеба не отказываются личные подсобные хозяйства, — поясняют в Картофельном союзе. — Предполагаемый объем 5,7 миллиона тонн — это картофель промышленного производства. С учетом же хозяйств населения, даже при самых осторожных прогнозах, у нас в этом году будет не меньше 15 миллионов тонн».

Минсельхоз и другие заинтересованные ведомства разработали ряд мер по сдерживанию роста цен. В частности, предполагается ввести льготы для ввоза продукции из стран — участниц Евразийского экономического союза. Кроме того, продолжится реализация отдельного федерального проекта, направленного на стимулирование производства картофеля и овощей — в прошлом году именно он во многом определил картофельные рекорды страны.

Прогноз Минсельхоза таков: уже в ноябре цены на картофель должны стабилизироваться и до весны продержаться примерно на одном уровне. Весной они снова пойдут вверх. Но это будет уже сезонный рост.

photo_5300977344464414579_y.jpg

Буренки на пляже

Знаменитая поговорка «Кашу маслом не испортишь» легко трансформируется в созвучную: «Картошку маслом не испортишь». Особенно если речь о картошечке отварной или сбитой в пышное пюре. Кстати, нежный вкус пюре придает именно сливочное масло, а не молоко, как считают некоторые кулинарки.

Но за десять месяцев нынешнего года маслице, по данным Росстата, подорожало на 25,7 %. В торговой рознице Петербурга этот показатель ниже — около 18 %, но и такой рост оказался весомым для кошельков многих наших сограждан. «Переходим на маргарин», — печалились они.

Крупные производители масла стали уменьшать выпуск продукции и приостановили ее отгрузку в торговые сети. Одновременно предупредили сети о дальнейшем повышении цен. Антимонопольная служба решила на всякий случай провести проверки — нет ли тут следов картельных сговоров.

Хотя в Национальном союзе производителей молока («Союзмолоко») довольно доходчиво объяснили причины ценового скачка. Изначальная — удорожание «базиса» — сырого молока. И далее — увеличение себестоимости производства по всей цепочке от сырья до переработки.

Для тех, кто еще не знает: для производства 1 килограмма сливочного масла требуется 25 – 40 литров молока жирностью 3,2 – 6 %. То есть в пачке масла весом 200 граммов «спрятано» 5 – 8 литров молока.

Чтобы сбить ценовой рост, правительство открывает закупки сливочного масла в дружественных странах. Основными поставщиками станут Белоруссия, Иран, Индия, Турция. А также Объединенные Арабские Эмираты. К поставкам из ОАЭ большой вопрос у наших несведущих обывателей: «Откуда возьмется сливочное масло в стране, большая территория которой — пустыня? ­Пески, пески…».

При ограниченных природных ресурсах этой пустынной стране удалось создать довольно крепкую молочную промышленность. Общее поголовье коров там — 112 тысяч. Каждая среднестатистическая эмиратская буренка дает около 13 тысяч килограммов молока в год. Это примерно столько же, сколько получают от каждой коровы на наших лучших племзаводах. Как и у нас, многие фермы имеют собственные перерабатывающие заводики. Но вот корма там, конечно, привозные.

Что же касается песка пустыни, то на местных фермах его, хорошенько очистив, используют в качестве подстилки. Так что коровы всегда лежат практически на пляжном песочке.

Конечно, увеличение импорта — мера вынужденная и временная. Но не из ряда вон выходящая. Точно так же страна увеличивала импорт куриных яиц, когда в этом сегменте внутреннего рынка случился сбой.

Весовые фантазии

Для российских производителей масла эксперты называют два возможных варианта действий. Либо они будут вынуждены увеличить выпуск сливочно-растительных масел, или, иначе говоря, спредов. Либо, не задирая цены, в очередной раз попытаются изменить объем упаковки в сторону ее уменьшения.

Вспомним: сливочное масло было одним из первых продуктов на молочном рынке, которое подверглось даунсайзингу. То есть уменьшению веса или объема продукта в упаковке без изменения цены. Грешить даунсайзингом отечественные производители начали без малого двадцать лет назад. Первопроходцами в этом деле стали производители круп, за ними подтянулись изготовители сахара, а потом и молочники. Обыватель не сразу заметил подвох, а многие и до сих пор 180‑граммовую пачку сливочного масла воспринимают как прежнюю 200‑граммовую.

У производителей были доводы в свою защиту. Маслоделы ссылались на исследования маркетинговых служб торговых сетей, подтверждавших огромный спрос на масло в малых упаковках со стороны студентов, холостяков, одиноких пенсионеров. Пробные партии в «экспериментальных» 90‑граммовых упаковках уходили влет.

Тем не менее мысль о необходи­мости ввести запрет на произвольный — по желанию производителя — объем упаковки витала в законодательных кругах несколько лет. И только под занавес прошлого года по инициативе Генпрокуратуры были внесены корректировки в соответствующий меж­государственный стандарт.

«Теперь производители сливочного и подсолнечного масла, вермишели, сахара, соли, муки, риса, пшена, черного чая и иных продовольственных товаров первой необходимости, желающие заявить об их соответствии ГОСТу, должны использовать фиксированные значения количест­ва названного товара», — подчерк­нули в прокуратуре. Таковыми, например, для твердых и сыпучих продуктов являются 500 г/1000 г/2000 г, а для жидких 200 мл/250 мл/500 мл или 1 л/2 л.

Вероятно, предчувствуя, что в нынешней сложной экономической ситуации производители сливочного масла, стремясь снизить свои затраты, вновь возьмутся за старое, им напомнили, что, по закону, они могут фасовать свою продукцию в упаковку весом 100, 200, 250 и 500 граммов.

Но не бывает правил без исключения. И в предписаниях прокуратуры термин «ГОСТ» употреблен не случайно. Жесткие требования к упаковке будут предъявлены только в том случае, если изготовитель позиционирует свой товар как произведенный по ГОСТу. Если же есть указание, что он сделан по техническим условиям (ТУ) самого предприятия, то его весовые фантазии «преследованиям» не подлежат.

Читайте также:

Грядки в банке. Как развивается рынок кабачковой икры в России?

Корнеплод со сладкой начинкой. Сахарная свекла сохраняет статус одной из самых рентабельных культур


#рынок #картофель #сливочное масло

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 212 (7788) от 10.11.2024 под заголовком «Картошку маслом не испортишь».


Комментарии