Как растить профессионалов: кадровый вопрос стал одной из главных тем дискуссий на ПМЭФ

На недавнем Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) состоялось сразу несколько профильных сессий на тему занятости. В отличие от предыдущих лет в этот раз они прошли с участием тех, кто принимает принципиальные решения.

Как растить профессионалов: кадровый вопрос стал одной из главных тем дискуссий на ПМЭФ  | Производственные предприятия испытывают острую нехватку персонала и из-за нехватки информации: молодые люди часто не знают, насколько выгодно трудиться в отрасли / ФОТО Сергея РУСАНОВА/ТАСС

Производственные предприятия испытывают острую нехватку персонала и из-за нехватки информации: молодые люди часто не знают, насколько выгодно трудиться в отрасли / ФОТО Сергея РУСАНОВА/ТАСС

Вопрос первостепенной важности

Президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин на одной из сессий прямо заявил, что «недостаток квалифицированных кадров вышел на первое место среди ключевых ограничений развития бизнеса». И в подтверждение своих слов привел данные опроса, проведенного РСПП в 2023 году: как оказалось, представители более двух третей компаний назвали нехватку персонала барьером номер один на пути увеличения объемов производства товаров и услуг. При этом оценка предпринимателей вполне бьется с аналогичной у властей: по словам министра труда и социальной защиты России Антона Котякова, сложившаяся на рынке труда ситуация характеризуется крайне низким уровнем безработицы (в целом по стране он составляет всего 2,6 %) при постоянно растущей потребности в рабочих руках. «Если учесть, что в период до 2030‑го российской экономике дополнительно потребуется 2,4 млн человек, это серьезный вызов для всех, кто участвует в формировании будущего рынка труда», — сообщил министр.

Куда двигаться

Эксперты сходятся в одном: работодатели вместе с системой профобразования всех уровней должны действовать солидарно для того, чтобы «производить» только тех специалистов, которые действительно нужны предприятиям. И с теми знаниями и навыками, которые позволяют им приступать к исполнению обязанностей сразу по окончании учебного заведения.

Так, глава Национального агентства развития квалификаций Артем Шадрин уверен, что «ключевой тезис о максимальной увязке требований рынка труда и системы проф­образования необходимо транслировать на взаимосвязь системы профстандартов и образовательных стандартов». А научный руководитель Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов подчеркнул, что необходимо найти возможности для разрешения базового противоречия, при котором компании заинтересованы в подготовке сотрудников с «узкой» квалификацией, тогда как сами работники хотят обладать максимально широкими знаниями и навыками, гарантирующими их трудовую мобильность. «Нужны инструменты (бюджетные, кредитные, налоговые и др.) для того, чтобы включить бизнес, который владеет современными технологиями, в обучение», — резюмировал Кузьминов.

Движение в этом направлении есть. Так, с 2022 года в стране началась реализация федерального проекта «Профессионалитет», ставшего локомотивом комплексной модернизации системы среднего профобразования (СПО). Именно благодаря ему бизнес стал равноправным участником образовательного процесса, идет модернизация материально-технической базы колледжей и техникумов, а учебные программы трансформируются с упором на практическую подготовку. В 2024‑м число выпускников «Профессионалитета» (проект уже охватил 79 субъектов РФ и 1,6 тыс. предприятий) составит 138 тысяч, свыше 80 % из них уже «приписаны» на конкретные производства.

И, конечно, предстоит всячески повышать эффективность труда. «Надо работать над автоматизацией труда там, где это возможно, — роботы должны заменять человека, — уверен первый вице-премьер правительства РФ Денис Мантуров. — Государство это поддерживает». А председатель совета директоров металлургического гиганта Алексей Мордашов привел наглядный пример того, насколько бизнесу выгодно вкладываться в инновации. «Настройка технологического процесса с помощью искусственного интеллекта позволила на одном из наших объектов повысить производительность труда на 5 %, — сообщил он. — Мало? Затратив около $ 200 тыс., мы получили экономический эффект во многие миллионы долларов…»

Равняться на лучших

Есть ли в России примеры, которым стоит подражать? Безусловно. Причем они со всей наглядностью показывают, что хорошо забытое старое и сейчас вполне актуально.

Например, во время дискуссии на одной из профильных сессий ПМЭФ Денис Мантуров заявил, что «социалка» возвращается». «Если какое‑то время назад предприятия от нее стремились избавиться, теперь они снова строят детсады, пансионаты и даже дома культуры, — сообщил он. — Это позволяет сплотить и заинтересовать людей, усилить их мотивацию к труду именно на этом заводе или в этой компании».

С этим согласны и сами предприниматели. Так, председатель правления одной из крупных неф­техимических компаний Михаил Карисалов уверен, что «конкуренция за кадры растет и надо создавать среду, в которой люди хотят работать». «Работодатель должен быть правильно социально ориентированным предприятием, на которое специалисты сами стремятся пойти на работу, — полагает он. — Речь не только про деньги — людям нужны перспективы развития, корпоративная культура и т. д.». По его словам, за последние годы в этой компании в систему собственного образования вложили 9 млрд рублей. Солидарен с коллегой и Алексей Мордашов: «Поскольку дефицит кадров охватил практически все профессии, сейчас надо не только привлекать новых специалистов, но и удерживать тех, кто уже работает. Платить конкурентную зарплату и вовремя ее индексировать — за последние пять лет средняя на предприятии выросла на 40 % — уже недостаточно. Нужно создавать максимально комфортную среду для работы в целом, поэтому нужны хорошие столовые и раздевалки, качественное и недорогое медицинское обслуживание, социальные объекты». В свою очередь Александр Вайно, представитель Агентства стратегических инициатив, заявил, что «сейчас не столько кандидат должен «продать» себя работодателю, сколько предприятие заинтересовать соискателя». Если оно на это способно — люди сами предпочтут его из множества других. Если нет — кадровая проб­лема будет только обостряться.

Начинать с детсада

«Если хотим, чтобы проблема дефицита кадров потеряла сегодняшнюю остроту, надо начинать профориентацию с детского сада, — уверены эксперты. — И всячески повышать престиж работы в реальном секторе экономики». По мнению Дениса Мантурова, «инженер — это даже не профессия, а звание, которым надо гордиться. «А современный рабочий? Теперь это не «чистый» токарь или фрезеровщик, а человек, управляющий сложным обрабатывающим центром с соответствующим набором знаний и навыков — стране, ее реальной экономике, нужны высококвалифицированные кадры, способные реализовывать прорывные идеи», — говорит он.

Увы, но пока с имиджем инженера или рабочего в России туго. По оценке Александра Вайно, о значимости и престиже профессий реального сектора экономики, а также об отличных перспективах работы в промышленности молодые люди пока информированы недостаточно. В результате из 300 тыс. выпускников по инженерным профессиям только каждый шестой идет трудиться по специальности на производство — остальные выбирают себе другое применение.

Впрочем, понимание проблемы «внизу» есть. Например, в РЖД работа с кадрами начинается с проф­ориентации еще в детских садах. В средней школе организованы профильные классы, проводят профильные смены в летних лагерях. А в рамках федерального проекта «Профессионалитет» работают десять железнодорожных кластеров СПО. Еще в одной крупной российской компании действует бесшовная программа «школа — колледж — вуз — предприятие» и есть своя корпоративная ­программа, ориентированная на дошкольников. И число предприятий, готовых выращивать кадры с малых лет, продолжает расти.

КСТАТИ 

Предприятия Объединенной двигателестроительной корпорации (входит в «Ростех») во время весеннего этапа акции «Неделя без турникетов» в 2024‑м провели 211 профориентационных мероприятий. Цеха по производству авиационных двигателей и уникальные музеи посетили более 11,5 тыс. студентов, школьников и их родителей. Акция прошла на 17 предприятиях ОДК в 15 городах страны (в т. ч. и в Петербурге). «Эта форма взаимодействия позволяет молодым людям получить полную информацию о создании авиационных двигателей из первых рук», — отметил заместитель генерального директора ОДК по персоналу Денис Ванеев. Всероссийская акция «Неделя без турникетов» ежегодно проходит в апреле и октябре. Ее главные цели — ранняя профориентация молодежи и популяризация рабочих профессий.


#кадры #профориентация #профессионалы

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 109 (7685) от 18.06.2024 под заголовком «Как растить профессионалов».


Комментарии