Как Некрасов стал собственником усадьбы «Карабиха»

Утверждение, что усадьбу «Карабиха» великий русский поэт выиграл в карты, ученые-некрасоведы с негодованием отвергают. Разумеется, это не так — не выиграл, а купил. Причем за очень приличную сумму. На деньги, выигранные в покер… Ибо Николай Алексеевич, обладавший редкостным математическим умом, в этой игре был невероятно удачлив. Став к тому времени известным литератором и обретя финансовое благополучие, он решил подыскать «дачу» на лето. И именно на Волге, где прошло его детство. Родительское имение в деревне Грешнево, проданное за долги его деда (тоже заядлого картежника!), выкупил, но селиться там не хотел. Воспоминания о той жизни, увы, были не самыми радужными.

Как Некрасов стал собственником усадьбы «Карабиха» | Через полтора века поэт снова вернулся в родные места / ФОТО автора

Через полтора века поэт снова вернулся в родные места / ФОТО автора

На холме над речкой Которосль   

«В неведомой глуши, в деревне полудикой // Я рос средь буйных дикарей», — горестно напишет он, обращаясь к своим детским годам. Деспотизм и пьянство отца, его издевательства по отношению к жене и собственным крестьянам оставят в душе мальчика неизгладимый рубец. Но великолепная природа, которую с тех пор он страстно полюбил, много лет тянула его обратно. «В деревне я ищу полной свободы и совершенной беспечности… — пишет он отцу, отношения с которым к тому времени наладились. — Вот почему я ищу непременно усадьбу без крестьян, без процессов и, если можно, без всяких хлопот».

После долгих поисков поэт остановился на «Карабихе» — роскошном, но изрядно обветшавшем имении, стоящем на высоком холме над речкой Которосль в 15 километ­рах от Ярославля. В 1861‑м он взял его в аренду, а спустя 2 года и купил.

Карабиха2_Ру.jpg


Гостиная в большом усадебном доме была местом многих домашних праздников и дружеских встреч / ФОТО автора


Что означает слово «Карабиха», до сих пор точно неизвестно. По преданию, в 1435 году здесь произошло сражение между великим князем Василием Васильевичем Темным и галичским князем Дмит­рием Шемякой. Василий наголову разбил Дмитрия, покарав его за вероломство: «кара бе там» — так написано в летописи. Другая версия отсылает к старославянскому глаголу «карабить» — пахать. А третья — к названию Карабитовой горы, по которой проходил старый мос­ковский тракт. Проезжие путники «карабкались» по дороге, и, может, от этого слова произошло название местности…

Изначально имение принадлежало князьям Голицыным. Один из них в 1801‑м стал гражданским губернатором Ярославля и сделал усадьбу парадной резиденцией. Имя архитектора, спроектировавшего архитектурный ансамбль в модном для того времени стиле классицизма, неизвестно. В центре композиции — большой двухэтажный дом с четырехколонными портиками на северном и южном фасадах и смотровой башней-бельведером на крыше. По бокам два флигеля, соединенных с главным зданием галереями. К тому времени как поэт здесь поселился, галереи обветшали и вскоре были разобраны. Зато все остальное сохранилось до наших дней, в том числе парадный двор-партер, а также два живописных парка с прудами и сад-огород.

Здесь, вдалеке от петербургской суеты, поэт обрел не только чувство слияния с малой родиной, но и желанное вдохновение. «Но я реки любимой не покинул. // Вблизи ее песчаных берегов // Я и теперь на лето укрываюсь. // И, отдохнув, в столицу возвращаюсь // С запасом сил и ворохом стихов».

В «Карабихе» он предполагал проводить 6 – 7 месяцев в году. Но хлопоты по журналам (сначала «Современник», а потом «Отечественные записки») отлучаться из столицы надолго не позволяли. Получалось месяца 2 – 3. Но за 10 таких «сезонов» Некрасов написал стихотворения «Дедушка Мазай и зайцы», «Орина, мать солдатская», «Калистрат» и поэмы «Мороз, Красный нос», «Русские женщины», «Дедушка». В «Карабихе» поэт задавался вопросом «Кому на Руси жить хорошо?» и, размышляя над ним, создал отдельные главы одноименной поэмы.

Вино, охота и подруги

Кабинет поэта — центральное помещение второго этажа. Огромная комната с двумя большими окнами и дверью, ведущей на балкон. Интерьер впечатляет: два трюмо в стиле рококо, великолепные резные шкафы с книгами, на стенах — множество фотографий и портретов (в том числе авторская копия знаменитого предсмертного портрета Некрасова работы Крамского). Разумеется, взор приковывает двухтумбовый письменный стол из карельской березы. Кресло, обитое сафьяном. И восьмигранная корзина для бумаг с деревянным декором в виде двуглавого грифона. Красиво, солидно, но… при жизни Николая Алексеевича этих предметов здесь не было. Из квартиры на Литейном после его смерти их привез брат поэта Федор Алексеевич.

Карабиха3_Ру.jpg

Комната охоты говорит об одном из главных увлечений Некрасова / ФОТО автора


Собственно, и этот кабинет вскоре после покупки имения стал принадлежать ему. Как, впрочем, и само имение, которое в 1867 году Некрасов переоформил на брата. У него была большая семья, двенадцать детей (двое из которых умерли в несовершеннолетнем возрасте), и поэт без колебаний уступил им большой дом, переселившись в восточный флигель.

Федор Алексеевич сумел не только сохранить усадьбу для наследников, но и превратил ее в доходное предприятие. Приведя в порядок и обставив «по‑богатому» все имеющиеся жилые постройки, он добавил к ним много хозяйственных. Часть из них сохранилась до наших дней. Бондарная мастерская, людские, ледник, винный склад… Главной же статьей дохода был винокуренный завод, к которому добавились водочный, пиво-медоваренный и солодовенный. Развивать это производство активно помогал и Николай Алексеевич. За что, кстати, многие современники его порицали.

Успешный семейный бизнес позволял обеспечивать и бурную летнюю жизнь. Постоянные гости, катание на тройках, пикники, грандиозные выезды на охоту, домашние спектакли…

Многолетняя спутница Некрасова, его верный соратник по журналу и соавтор нескольких литературных произведений Авдотья Панаева, однако, в «Карабихе» не побывала — к тому времени их союз распался. Зато сюда вместе с поэтом приезжали его новые подруги. Сначала французская актриса Селина Лефрен, а потом крестьянская девушка Фекла Викторова, которую Николай Алексеевич «для солидности» переименовал в Зинаиду Николаевну.

Была она малообразованной, но поэт активно занялся ее воспитанием. Зинаида хорошо пела, и сегодня посетителям «Карабихи» показывают рояль, который он специально взял напрокат для ее музыкальных занятий. Последняя гражданская жена Некрасова (а обвенчались они за 8 месяцев до его смерти) была бесконечно предана ему, знала наизусть массу его стихов, сопровождала даже на охоте, причем неплохо ездила верхом. Правда, однажды она случайно застрелила любимую собаку мужа — пойнтера Кадо. Некрасов жену ругать не стал, но после этого на охоту больше не ходил. А в память о погибшем друге рядом с усадебным домом поставил гранитную плиту.

Отвоеванный мир

Восточный флигель, где по приезде в «Карабиху» обитал Николай Алексеевич, роскошью не поражает. Но обустроен, тем не менее, весьма комфортно. Столовая с дубовым обеденным столом и мягкой мебелью. Здесь же — кресла, выполненные по заказу Некрасова и украшенные вырезанными из дерева длинноухими собачьими мордами. Скромная спальня — комод, зеркало в раме из красного дерева и маленькая, но тонко сработанная прикроватная тумбочка. Гостиная с мраморным камином, диваном-оттоманкой, чучелом добытой на охоте птицы и бюстом Вальтера Скотта. Рядом с выходом на балкон — конторка, на которой лежат копии рукописей Некрасова.

Для работы, впрочем, предназначался специальный кабинет, обставленный весьма лаконично. Бюро-секретер из красного дерева, диван, письменный стол с приставленным к нему креслом. За столом, однако, поэт только записывал уже готовые стихи. Обладая феноменальной памятью, он все свои произведения сначала «вышагивал», полностью выстраивая их в голове.

Увы, подлинных некрасовских вещей здесь осталось немного. Хотя к революции 1917 года имение подошло в полном порядке. После национализации в 1919‑м здесь «поселились» совхоз «Бурлаки» и санаторий для туберкулезных больных, вместо которого в начале 1930‑х годов был организован детдом.

Создание музея в «Карабихе» началось лишь в 1946 году. Первый его хранитель Анатолий Федорович Тарасов увидел картину печальную. «Вся территория усадьбы находится в антисанитарном состоянии (развороченные помойные ямы, кучи выброшенного навоза, сломанные заборы…). Нижний парк вырублен более чем наполовину. Верхний сад почти совершенно вырублен», — писал он в своем дневнике.

Молодому фронтовику, выпускнику филологического факультета Ленинградского университета, пришлось снова «воевать». Он выбивал средства на реставрацию и благоустройство усадьбы, добивался закрытия проезда через ее территорию и строительства параллельной дороги, занимался выселением размещенных в зданиях организаций, собирал информацию об истории усадьбы и семьи Некрасовых, вел поиск некрасовских вещей.

Несмотря на трудности, Тарасов был счастлив. «Не каждому музейщику выпадает счастливый жребий — строить заново целый музей», — признавался он. Без малого 50 лет прожил Анатолий Федорович в «Карабихе», из них 31 год отдал музею. Завещал он ему свой творческий архив и библиотеку, материалы которых и сейчас используются в работе. «После меня, — написал он, — останется потомкам не автомашина и дача, а мир, отвоеванный мною вместе с друзьями-фронтовиками и всем народом, останется маленький уголок земли — некрасовская усадьба, восстановленная и облагороженная мною вместе с сотрудниками музея, со строителями и реставраторами».



#музей #карабиха #Некрасов

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 97 (7673) от 30.05.2024 под заголовком ««Но я реки любимой не покинул…»».


Комментарии