Как музейщики превращаются в героев показали на завершившемся в Петербурге уникальном фестивале «Музеи России»
III Всероссийский фестиваль телевизионных программ «Музеи России» продолжил традицию привлечения внимания общества к достижениям культуры и поощрения лучших работ, освещающих музейную деятельность. Причем акцент в этом случае делают не на значимости коллекций, а на людях, которые каждодневным незаметным трудом их сохраняют и восстанавливают.
ФОТО Марии ОЖИГИНОЙ / Источник: пресс-служба фестиваля
Открывая фестиваль, директор ГТРК «Санкт-Петербург» Виталий Волков сказал - «конкурс уникален тем, что позволяет журналистам и музейщикам лучше понять друг друга». «Сейчас это особенно важно, поскольку ставится задача поддержки культурных традиций и усиления туристической привлекательности регионов, - считает он. - Наш конкурс как раз на это и ориентирован».

А Рифат Сабитов, заместитель генерального директора ВГТРК, подчеркнул: самое главное - благодаря ему в работу удалось вовлечь музейных сотрудников. «Зачастую это бессребренники, люди, очень преданные своему делу, - пояснил он. - Рассказывать об их труде, пропагандировать беззаветное служение профессии - тоже наша с вами задача. Потому что это те самые люди, которые сохраняют традиции, культуру и историю нашей страны, ее культурный код».
И за примерами далеко ходить не надо. Один из призов фестиваля в виде предложения сделать «персональный» фильм от заместителя главного редактора телеканала «Россия – Культура» Алексея Чачба получил Иван Москвин. 14-летний краевед из костромского городка Буй с 20-тысячным населением. Школьник, создавший собственный музей, в котором уже более 1,3 тыс. экспонатов. Удивительно, но вполне современный подросток из российской «глубинки», вместо того чтобы гонять на велосипеде или «сидеть в игрушках» у компьютера, бережно оцифровывает каждый экспонат и аккуратно ведет бумажный каталог всего собранного. Почему? На этот вопрос он отвечает просто и быстро. «Потому что мне все это с детства очень интересно…» - говорит Иван, скромно отводя взгляд. Но если спросить его про тот или иной экспонат коллекции - готов рассказывать часами…
Каждая из 148 представленных в этом году на суд жюри работ интересна. А их география (67 регионов), как выразился Виталий Волков - «от Магадана до Дагестана». Первый, к примеру, представил на суд жюри сразу две работы. Так, в номинацию «Лучший документальный фильм» попала лента «Последние вольные кочевники», посвященная истории жизни эвенских семей Болдухиных и Хабаровских. А в номинации «Лучшая цикловая телепрограмма» в финале конкурса оказался документальный сериал «Вещи с биографией», в котором через музейный предмет «раскручивают» историю жизни героя, связавшего жизнь с Колымой. «Все работы-номинанты яркие и географически охватывают всю Россию. Таганрог, Мордовия, Коми… - отметил генеральный директор Тульского музейного объединения Роман Гаврилин. - Это своего рода путешествие по России, в котором можно заглянуть в ее самые отдаленные уголки».
Что касается итогов совместного проекта ВГТРК, ГТРК «Санкт-Петербург» и комитета по культуре Петербурга, их подвели на торжественной церемонии в Государственном Камерном музыкальном театре «Санкт- Петербург Опера». Экспертное жюри, в составе которого авторитетные и опытные специалисты в области телерадиовещания и музейной деятельности, оценивало актуальность и значимость темы, уникальность творческой концепции и достоверность изложенной информации.
Кто в лидерах? В номинации «Телевизионный сюжет» первенствовала ГТРК «Славия» с сюжетом «Тайна альбома Милы». Лучшей «Цикловой телевизионной программой» жюри признало уже упоминавшийся документальный сериал ГТРК «Магадан» «Вещи с биографией. Пуллериц». Первое место в номинации «Телевизионный документальный фильм» занял фильм «Смоленская перевить» ГТРК «Смоленск». А самый-самый «Специальный репортаж» под названием «Болотов. Пионер из провинции» оказался детищем ГТРК «Тула». Победителем же в номинации, «Музей воинской славы», признан фильм «Ленинградские подранки» (ГТРК «Ярославия»).
В свою очередь, большое общественное жюри под руководством директора ГМЗ «Гатчина» Василия Панкратова определило и победителя в специальной номинации «Музей-партнер». И если в 2023 году лучшим в ней был признан музей-заповедник «Казанский Кремль», а в 2024-м - Русский музей и Художественная галерея Севастополя, в этом награда досталась Костромскому государственному историко-архитектурному и художественному музею-заповеднику. Кроме того, Санкт-Петербургская Лига журналистов присудила специальный приз ГТРК «Самара» за документальный фильм «Судьба одна на всех».
Что ждет фестиваль в будущем? Председатель комитета общественных коммуникаций Ленинградской области Екатерина Путронен подтвердила, что уже в следующем году регион готов принять фестиваль на своих площадках в Старой Ладоге, Выборге, Гатчине или других местах. И вполне возможно, что в 2026-м фестиваль «переедет» в один из этих городов, а номинаций и специальных призов в нем станет еще больше. Однако свою лепту в организацию фестиваля «Музеи России» и поощрение лучших из лучших регион внес уже в этом году: еще один специальный приз от имени губернатора Ленинградской области Александра Дрозденко за фильм «Палитра невесомости» был вручен ГТРК «Пенза».






Комментарии