Как меняется Новгородский музей заповедник и какие сюрпризы готовит своим посетителям
В июне этого года один из самых примечательных на Северо-Западе России музеев под открытым небом — «Витославлицы» — отмечает 60‑летие. Комплекс входит в состав Новгородского государственного объединенного музея-заповедника. О том, как он изменился за последние годы и какие проекты представляет в нынешнем сезоне, рассказали генеральный директор Новгородского музея-заповедника Сергей Брюн и заведующая филиалом «Музей народного деревянного зодчества «Витославлицы» Олеся Гаврилова.
ФОТО Аллы ЧЕРЕДНИЧЕНКО
Второе рождение деревни
Музей народного деревянного зодчества «Витославлицы», расположенный к югу от Великого Новгорода на берегу озера Мячино, был основан 5 июня 1964 года. Его название связано с селом Витославлицы, которое существовало здесь в течение шести столетий — с XII по XVIII век.
На территории 33,4 га собраны 38 памятников деревянного зодчества. Это подлинные образцы деревянной архитектуры XVI — начала XX века, из которых 10 культовых построек XVI – XVIII веков являются шедеврами деревянного зодчества.
— Создатель музея народного деревянного зодчества «Витославлицы» известный архитектор-реставратор Леонид Егорович Красноречьев еще в 1959 году начал обследование Новгородской области — искал памятники деревянной архитектуры, — рассказала Олеся Гаврилова. — Он способствовал перевозке сюда архитектурных объектов. Стал автором музейной концепции, в основе которой лежит идея географических секторов, объединяющих постройки из разных районов области, чтобы показать различие строительных традиций и планировочных решений старых новгородских деревень. При создании «Витославлиц» Леонид Егорович составил генеральный план музея так, что ему и сегодня есть куда развиваться. А наши сотрудники ежегодно отправляются в этнографические экспедиции для пополнения коллекции музея. В этом году ученые поедут в районы Новгородской области.
Музей задумывался и строился не только как архитектурный и природный заповедник, но и как «живая» деревня. Здесь не просто собраны значимые деревянные постройки, но и созданы фрагменты настоящих крестьянских усадеб — с амбарами и кузницами, банями, телегами, санями, лодками, огородами и колодцами… Принимая участие в фольклорных мероприятиях, посетители музея могут окунуться в крестьянский быт прошлых веков.
А с 2007 года на площадке музея проводят торжественную регистрацию браков.
ФОТО Аллы ЧЕРЕДНИЧЕНКО
— Традиционный свадебный обряд с погружением молодоженов в атмосферу новгородской деревни XIX века длится час, и это не шоу, а традиционное действо, разработанное на научной основе, — уточняет Олеся Николаевна.
Современные «Витославлицы», как и вся Новгородская область, расцветают как кулинарный центр.
— На территории нашего музея недавно появился ресторан, оборудованный русской печью, в которой готовят по традиционным рецептам серые щи, — поделилась Олеся Гаврилова. — А в первое воскресенье октября у нас проводят праздник «Капустки в «Витославлицах», в рамках которого мы рассказываем про местную аутентичную кухню, раскрываем секреты старинных рецептов.
Юбилейные дары
Свой юбилей «Витославлицы» отметили выездной сессией Ассоциации этнографических музеев России, на которую собрались представители 17 отечественных музеев. В списке гостей — специалисты из Петрозаводска («Кижи»), Архангельска («Малые Карелы»), Вологды («Семенково»), Удмуртии («Лудорвай») и др.
Первый заместитель директора музея-заповедника «Гатчина» Ирина Абросимова привезла хозяевам подарок — яйцо страуса с дворцовой фермы, символизирующее новую жизнь этого социального института после реставрации. А заместитель директора архитектурно-этнографического музея-заповедника «Лудорвай» Ирина Вершинина передала новгородцам аудиопоздравление от «Бурановских бабушек», которые в 2016 году выступали в «Витославлицах» на фестивале «Садко».
В ходе «круглого стола» «Этнокультурные процессы в оптике музеев: профессиональный опыт и возможности для будущего» Олеся Гаврилова поделилась результатами масштабной реставрации, завершившейся здесь в 2022 году.
— За последние шесть лет музей «Витославлицы» преобразился, — отметила она. — С 2017 года по 2022‑й мы смогли отреставрировать 21 памятник деревянного зодчества.
Специалисты с интересом осмотрели обновленный усадебный комплекс начала XIX века, принадлежавший графине Анне Алексеевне Орловой-Чесменской, единственной дочери блестящего русского флотоводца и сподвижника Екатерины II графа Алексея Георгиевича Орлова-Чесменского.
— В свое время Новгородская губерния изобиловала подобными яркими «дворянскими гнездами», — отметила Гаврилова. — Усадьба графини Анны Алексеевны, располагавшаяся как раз на месте нашего музея, оказалась единственной сохранившейся на территории области — она практически не пострадала в годы Великой Отечественной войны. Сейчас здесь ведутся работы по созданию экспозиций. Первый этаж дома Орловой-Чесменской мы открыли в августе. Три его зала занимает выставка «Мое уединение» — именно так называла усадьбу ее хозяйка. Осенью откроется второй этаж с экспозицией «История России — история семей. Род Орловых».
В этом году в усадьбу из‑за границы вернулся портрет графа Алексея Григорьевича Орлова-Чесменского работы известного немецкого портретиста Иоганна Фридриха Августа Тишбейна. Произведений этого художника в собраниях отечественных музеев практически нет.
Не забыты мост и поле
Посетителей музея в этом сезоне ждет много интересного. Только что в Новгородском кремле открылась выставка русского народного костюма северных губерний. В Доме караульной команды путей сообщения открылась долгожданная экспозиция «Музей Великого моста», рассказывающая о переправе, которая в XI – XVII веках связывала кремль и Ярославово дворище, находившиеся на разных берегах реки Волхов в историческом центре Великого Новгорода. В основе экспозиции — коллекция артефактов ремесленного производства, торговли, общественно-политической деятельности XII – XVII веков, собранная с донных осадков в районе моста, а также остатки его деревянных конструкций.
В День России в Новгородский музей-заповедник была торжественно передана икона XV века «Распятие» и открылась выставка «Распятие и Воскресение. Волотово Поле», на которой икона стала ключевым экспонатом. Этот образ из праздничного чина новгородской церкви Успения Пресвятой Богородицы на Волотовом Поле исчез вместе со многими другими православными святынями и произведениями искусства в годы нацистской оккупации Великого Новгорода. В ноябре 2023‑го он был обнаружен на аукционе в Дюссельдорфе. Благодаря совместной работе Министерства культуры, Министерства иностранных дел и попечительского совета Новгородского музея-заповедника икона «Распятие» была снята с торгов и возвращена на новгородскую землю.
Сама выставка приурочена к 80‑летию освобождения Великого Новгорода от немецко-фашистских захватчиков и посвящена истории восстановления одного из красивейших храмов Руси — церкви Успения Пресвятой Богородицы на Волотовом Поле. Помимо иконы на ней представлены уникальные фрагменты фресок безымянного «волотовского мастера», восстановленные новгородскими реставраторами из крошечных осколков.
В сентябре после реставрации откроется Успенская церковь на Торгу. Там будут две экспозиции: в нижнем храме — посвященная каменным новгородским крестам, в верхнем — мультимедийная выставка об искусстве христианского мира.
А в 2025 году завершится реставрация 11 объектов культурного наследия средневекового ансамбля Ярославова дворища. Восстановят и храмы — относящиеся к XII веку собор Рождества Богородицы Антониева монастыря и церковь апостолов Петра и Павла на Синичьей горе, а также церковь Преображения (Спаса на Ковалеве).
Три фактора успеха
Популярность Новгородского музея-заповедника в последнее время растет.
— Общее число наших посетителей в 2023 году составило более 1 млн 266 тыс., что на 15 % больше, чем было в 2022 году, и на 31 % — чем в 2019‑м, — констатировал его генеральный директор Сергей Брюн. — Уже к началу нынешнего лета зафиксировано около 437 тысяч гостей — и это в преддверии высокого сезона! Прогноз о том, что мы не выживем без иностранных туристов, не оправдался.
Успеху музея, по мнению гендиректора, способствовали три фактора:
— Во-первых, это актуализация ценности внутреннего туризма, во‑вторых, колоссальная работа по развитию инфраструктуры Новгородской области, благодаря чему регион стал доступнее, — отмечает Брюн. — Наконец‑то начали исправлять историческую ошибку Николая I, который провел дорогу Москва — Петербург мимо Великого Новгорода. Я имею в виду строительство высокоскоростной магистрали, которая свяжет Питер и Москву с остановкой в Великом Новгороде, а также «Ласточки», которые Октябрьская железная дорога уже запустила в наш город из Петербурга. Еще несколько лет назад в такие прекрасные места, как, например, Музей истории города Боровичи и Боровичского края или Музей-усадьба А. В. Суворова в селе Кончанское, доехать было сложно. Теперь там отличные дороги. Эти дороги также ведут в музей-усадьбу Н. А. Некрасова «Чудовская Лука» и Дом-музей Г. И. Успенского в деревне Сябреницы, где проходит межрегиональный фестиваль частушек. И, наконец, третий фактор успеха — колоссальная работа команды музея, объединяющего 134 объекта в Великом Новгороде и его окрестностях (из которых 116 — объекты культурного наследия) и почти миллион экспонатов.
Сергей Павлович подчеркнул: для него самое важное, чтобы люди не просто посещали музейные объекты Новгорода, а возвращались снова и снова. Для этого делается многое, в том числе и с точки зрения продвижения. Недавно у Новгородского музея-заповедника появился новый логотип с золотым ангелом — стилизованное изображение знаменитого новгородского панагиара. Решаются задачи по формированию понятной музейной навигации, внедряются новые линейки сувенирной продукции.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 110 (7686) от 19.06.2024 под заголовком «Хранители времени».
Комментарии