Как дважды два. А ваш ребенок готов сесть за парту?

Невольно стала свидетельницей весьма любопытной беседы двух молодых мам. Одна рассказывала, что хоть ее ребенку в октябре и будет семь, но в школу он не пойдет — пускай подрастет, еще годик походит в садик… Зачем отнимать у него детство? Зря, убеждала вторая. Чем раньше ребенок сядет за парту, тем лучше. Вот ее сыну только шесть с половиной, а она уже записала его в несколько школ. А что? Мальчик умеет читать, считать и даже выводит печатные буквы — значит пора. Увы, по словам детского психолога Ольги МИХАЛЬЧУК, если шестилетка уже читает и пишет — это, конечно, хорошо. Но иногда совсем недостаточно для того, чтобы начать учебу. В первую очередь ребенок должен быть готов психологически.

Как дважды два. А ваш ребенок готов сесть за парту? | Сегодня считается правильным и даже модным отдавать ребенка в школу рано. Мол, современные дети более развиты, чем были их родители. Верно, гаджеты они освоили лучше, чем они, но смогут ли похвастать усидчивостью и чувством коллективизма? /  ФОТО Александ

Сегодня считается правильным и даже модным отдавать ребенка в школу рано. Мол, современные дети более развиты, чем были их родители. Верно, гаджеты они освоили лучше, чем они, но смогут ли похвастать усидчивостью и чувством коллективизма? / ФОТО Александ

У будущего первоклассника должны быть достаточно развиты внимание, память, мышление, воображение и речь. Он должен уметь общаться и дружить со сверстниками, взаимодействовать со взрослыми. А главное — понимать, зачем ему нужно идти в школу… То есть должны быть мотивация и желание познавать что‑то новое. А не потому, что бабушка пригрозила: не будешь учиться — пойдешь мести улицы.

Для оценки психологической готовности ребенка к школе в Сети существует огромное количество экспресс-тестов. Вот один из них — «Выход из лабиринта» Положите перед ребенком этот рисунок и смот­рите: если по дорожкам лабиринта он водит карандашом или пальцем, значит, у него пока еще мышление дошкольника. Если же следит за лабиринтом одними глазами — значит уже сформировалось мышление, соответствующее первоклашке.

Еще один очень простой тест, о котором мало кто знает. Попросите ребенка закинуть одну руку через макушку головы, и, если он сможет дотянуться до мочки уха с противоположной стороны, скорее всего, его можно назвать биологически зрелым.

Длина руки покажет, что произошел полуростовой скачок. Что это значит? Дело в том, что обычно в возрасте 5 – 6 лет у детей происходит существенное удлинение рук и ног. Этот процесс и называется «полуростовой скачок». И связан он с уровнем созревания головного мозга, его способностью воспринимать и перерабатывать информацию. Недаром этот тест нередко рассматривают как один из главных критериев «школьной зрелости».

Психологи уверены: если ребенок начинает посещать школу до того, как у него прошел полурос­товой скачок (что может случиться и в 5 лет, и в 6, и в 7), это резко отрицательно сказывается на его здоровье, в первую очередь психическом.

Дайте ребенку любое задание и оцените его реакцию. Если он, выполняя его, не может 20 минут просидеть на одном месте, не удерживает внимание, отвлекается на любую помеху, то у него возникнут трудности в обучении. В этом случае со школой лучше повременить.

Еще один немаловажный момент. Ребенок должен быть готов к школе физически. У него должна быть достаточно развита мелкая моторика, он должен контролировать свои физиологические потребности, владеть всеми навыками самообслуживания, уметь раздеться, одеться, собрать портфель. Он обязан знать правила этикета, вежливого общения, уметь сидеть за партой нужное время, слушать взрослого, выполнять его просьбы и отвечать на вопросы.

Ну и третья составляющая успеха первоклашки — предметная готовность. Это умение читать, различать звуки-слоги-слова-предложения, считать и решать элементарные задачи, широта кругозора. То есть знания и умения, на основе которых строится обучение.

Потому что если ребенок и читает, и считает, и говорит по‑английски, но при этом мал, слаб, не умеет общаться со сверстниками и доб­ровольно подчиняться школьным правилам — высок риск сложной адаптации, разочарований, потери интереса к учебе.

Вот краткий чек-лист для родителей, 
которые планируют отдать ребенка в школу

Будущий первоклассник знает и может назвать:

 фамилию, имя, отчество свое и ближайших взрослых (родителей, бабушки/дедушки, воспитателей);

 свой возраст и дату рождения;

 свой домашний адрес; страну, город, в котором живет, его основные достопримечательности;

 времена года: их количество, последовательность, основные приметы, месяцы (количество и названия);

 дни недели (количество, названия, последовательность), части суток.

Будущий первоклассник умеет:

 различать и правильно называть: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал, шар, цилиндр, куб;

 различать и правильно называть цвета;

 владеть карандашом: проводить вертикальные и горизонтальные линии, аккуратно закрашивать, штриховать, не выходя за контур, обводить и копировать образец;

 свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (право — лево, верх — низ и т. д.);

 пересказывать прослушанный или прочитанный рассказ, отвечать на вопросы по содержанию; составлять рассказ по картинке, самостоятельно придумать окончание рассказа;

 оценивать свои и чужие поступки с позиции элементарных норм морали (обманул/сказал правду, обидел/пожалел);

 обращаться к взрослым людям на «вы», здороваться, прощаться, говорить «спасибо» и «пожалуйста», обращаться с просьбой и за помощью.

Если с большей частью таких заданий ребенок пока не справляется, то он еще не совсем готов сесть за парту. Успеете ли вы за оставшиеся месяцы его подтянуть? Если не уверены, то стоит проконсультироваться с детским психологом, который есть в любом детском садике.


#школа #психолог #дети

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 97 (7673) от 30.05.2024 под заголовком «Как дважды два».


Комментарии