К вам приедет особенный таксист: как общаться со слабослышащим водителем

Я еду в такси по Москве. Там все как обычно, с одним отличием: водитель не слышит. Как же он ведет машину? И как с ним общаться?

К вам приедет особенный таксист: как общаться со слабослышащим водителем | ФОТО Artist2015 on Shutterstock

ФОТО Artist2015 on Shutterstock

Ответ на эти вопросы есть. А чтобы было понятно, почему это меня заинтересовало, такой факт: согласно опросу, который однажды провел один из онлайн-сервисов заказа такси, каждый третий житель Москвы предпочел бы, чтобы его вез глухой таксист, а не обычный, слышащий. Почему? Да очень просто. Есть мнение, что глухие более внимательны, лучше сконцентрированы на дороге, у них обостренное зрение и выше скорость реакции, они осторожнее. И вообще неслышащий водитель — идеальный случай, когда надо побыть наедине с собой и не отвлекаться. Так спокойнее. Ну не хочу я выслушивать излишне словоохотливого шофера, когда у меня, скажем, неважное настроение или надо просто сосредоточиться, побыть наедине с собой. Женщины тоже не всегда в восторге от «ненавязчивых» заигрываний в такси. К тому же у глухих можно свободно общаться по телефону, не переживая, что тебя слышат. И в салоне у глухого водителя нет громкой музыки, вообще такой, которая вам не по нутру. Там тихо как в лесу.

Я решил проверить, каково это, и попросил один из столичных таксопарков прислать мне глухого водителя. Приехала девушка по имени Карина, и вот мы едем. Все безукоризненно. О себе рассказывает, что в такси работает год, в таксопарк взяли без проблем. Таксовать пошла, потому что осталась без работы, а найти ее у таких, как она, возможности ограниченны. Она, как и многие другие люди, которых мы считаем полностью глухими, слабослышащая, то есть слышит часть звуков с помощью слухового аппарата. И к тому же владеет жестовым языком и дактилем. Раньше это называли азбукой глухонемых, но термин неточен, поскольку зачастую такие люди никакие не глухонемые: они воспринимают звуки, считывают по губам, улавливают вибрации.

«Как на глухого водителя реагируют пассажиры?» — спрашиваю. «По-разному, но большинство спокойно, — отвечает она. — Общаемся через чат в приложении или устно, если понимают меня».

Но, наверное, не все так просто, поскольку общаться с водителем по делу иногда приходится, да и самому ему разве не нужно слышать звук сигналов и сирен других автомобилей, другие звуки на полосе движения? Как с этим?

Сажусь в машину другого водителя по имени Дмитрий. Ему 38, таксует два года. «Водят глухие водители машину профессионально, — объясняет он. — Значение звуков здесь переоценено. Гораздо важнее визуал: замечать знаки, перестроения автомобилей, предугадывать маневры своей и других машин. Глухие могут не слышать звук автомобильного сигнала, однако у них хорошо развито зрительное восприятие». «С пассажирами находишь общий язык?» — «Люди верят в силу отзывов и рейтинга, и в подкорке у них стоит: раз работает в такси, значит, прошел все критерии: квалификация, стаж, знание стандартов. И они не переживают». «Как правильно общаться с глухим водителем?» — задаю вопрос. «Кричать или наклоняться к нему не надо. Это не действует. Самое простое — установить визуальный контакт, то есть общаться «глаза в глаза», чтобы человек видел вашу артикуляцию и мимику», — дает совет Дмитрий. И да, звонить и говорить глухому шоферу что‑то голосом в телефон не надо. Напишите в чат. Или дотроньтесь до плеча водителя, чтобы вызвать его внимание, и покажите телефон, где в текстовом виде написана просьба (остановиться где‑то у магазина, например, включить музыку или кондиционер).

К глухим водителям привыкли, поэтому в столице все чаще попадаются неслышащие водители машин с шашечками. Появились и таксопарки, где глухих берут на работу, предоставляют им в аренду авто. К тому же агрегаторы такси минимизировали все нюансы: при заказе клиенту приходит уведомление о назначении машины и водителя, где в его профиле стоит галочка «глухой/слабослышащий». То есть клиент видит, что к нему едет особый шофер. В настройках приложения есть ссылка на тему, как общаться с глухим человеком. Кроме того, в приложении указываются начальная и конечная точки маршрута, и поэтому объяснять, куда ехать, на словах необязательно. Чтобы изменить маршрут, достаточно зайти в телефон.

И обычно пассажиры это понимают. Если надо остановиться у магазина, свернуть во двор или поставить гаджет на зарядку, могут сами объяснить жестикуляцией, чего хотят.

КСТАТИ 

По информации, предоставленной одним из крупнейших агрегаторов такси, с компанией сотрудничают 2 тысячи водителей с нарушениями слуха. Всего по России их 3500. В Москве работают 1 тыс. глухих таксистов. При этом в столице действуют два таксопарка для глухих водителей, а всего таксопарков, которые работают со слабослышащими и глухими людьми в Москве, более 50.

Читайте также: 

В мобильном приложении РЖД появился сервис «Заявка в лист ожидания»

Отделаться штрафом: депутаты предлагают смягчить санкции за самовольное оставление места ДТП

#водитель #такси #глухонемые

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 144 (7720) от 06.08.2024 под заголовком «К вам приедет особенный таксист».


Комментарии