К 2030 году российской туриндустрии потребуется около 400 тысяч новых сотрудников

По словам замглавы Минэкономразвития РФ Дмитрия Вахрукова, к 2030 году российской туриндустрии потребуется около 400 тысяч новых сотрудников, а 350 тысяч из них придется на линейный персонал — горничных, официантов, уборщиков, поваров и т. д. Однако, кто займет вакансии в этой отрасли не только в перспективе, а даже уже завтра, пока неясно.

К 2030 году российской туриндустрии потребуется около 400 тысяч новых сотрудников | Найти квалифицированную горничную с опытом работы по профилю, готовую трудиться за предлагаемые деньги, — большая удача / Фото Петра Ковалева/ТАСС

Найти квалифицированную горничную с опытом работы по профилю, готовую трудиться за предлагаемые деньги, — большая удача / Фото Петра Ковалева/ТАСС

Потребность растет

На сегодняшний день 70 % получающих туристические специальности выпускников, как признал Дмитрий Вахруков, не идут в отрасль. «Работа сложная и из‑за постоянной необходимости контактировать с людьми порой неблагодарная. А зарплаты низкие, — сообщил он. — Выгоднее пойти работать курьером». И с этим не поспоришь: согласно статистике, даже в Москве с ее высокими зарплатами средняя в гостиничном бизнесе составляет около 50 тысяч рублей в месяц. Про регионы и говорить не приходится: низовому линейному персоналу там обычно платят в районе 30 тысяч.

В Петербурге спрос на персонал в системе гостеприимства достаточно велик. По данным hh.ru, в целом по направлению «туризм, гостиницы, рестораны» потребность в рабочих руках по сравнению с июлем 2023‑го выросла на 20 %. А по количеству вакансий отрасль уже давно входит в первую десятку. 

Верно ли, что платят меньше, чем в других отраслях экономики? А давайте посмотрим на примере одной из самых распространенных вакансий — горничной.

Сколько стоит улыбка

Заполучить хорошего специалис­та такого профиля сейчас хотят все — потребность в городе и его ближайших пригородах достигает 2 тысяч человек. Гостиницы и санатории. Медицинские клиники и лечебные учреждения. Апарт-­отели и сервисные компании — все заявляют о том, что горничные им крайне нужны.

Требования к кандидатам при этом невелики: от них ждут ­чистоплотности, энергичности, организованности и готовнос­ти помогать людям в создании комфорта и уюта. А также способности быстро и качественно убирать номерной фонд и служебные помещения. И, конечно, улыбаться…

Платить от 50 тыс. рублей в месяц обещают только в половине вакансий по этой профессии. От 75 тысяч — примерно в каждой седьмой, а на большее могут рассчитывать уже только единицы. Если учесть, что размер средней предлагаемой в Петербурге сейчас зарплаты превышает 75 тыс. рублей в месяц, а в целом ряде отраслей можно получать и гораздо больше, конкурировать за персонал системе гостеприимства действительно проблематично. Не случайно специалисты признают: во многих заведениях общественного питания и в системе гостеприимства в целом до половины линейного персонала — это трудовые мигранты из других стран, готовые работать за меньшие деньги. А поскольку нередко это люди временные, приехавшие в Петербург на заработки, и качест­во обслуживания клиентов поддерживать трудно. Ведь обучать такие кадры, вкладывая значительные деньги, нет смысла.

Еще одно очень узкое место в системе подбора персонала сферы гостеприимства — должности низовых технических работников (электриков, сантехников и т. д.). Как правило, они предполагают наличие высокой квалификации — в современных гостиницах и ­ресторанах сложное и дорогостоящее оборудование, обслуживание которого предполагает наличие и больших профильных знаний, и практического опыта. Однако и здесь возникает проблема: в системе гостеприимства зарплата таких профи зачастую в полтора-два раза ниже, чем в конкурирующих отраслях. «Хорошему электрику или сантехнику с учетом необходимости работать сменно в круг­лосуточном режиме можем платить 70 – 80 тыс. рублей, — говорят в гостиницах. — А в сфере строительства такие профессионалы зарабатывают 120 – 150 тысяч. Конкурировать можно только за счет каких‑то иных бонусов, включая питание, или предоставление иных услуг». И какую низовую должность системы гостеприимства ни возьми — картина будет примерно такая же.

Ситуацию в отрасли явно усугуб­ляет и то, что бороться за персонал ей приходится не только на внутреннем рынке труда, но и на внешнем. По мнению президента Российского союза тур­индустрии (РСТ) Ильи Уманского, «мы конкурируем за кадры и с другим странами, поскольку наши специалисты нередко уезжают работать за рубеж — туда, где им платят больше».

Привлекать не только молодых

«Что нужно делать? Менять экономику отрасли для того, чтобы ­выигрывать хотя бы внутреннюю конкуренцию за персонал, — считает он. — В этой связи необходимо создавать инструменты быстрой подготовки и переподготовки кадров, которая подразумевает вовлечение всех желающих трудиться в отрасли». Многие уверены: сейчас самое время по максимуму привлекать в нее людей зрелого возраста.

Так, руководитель одного из петербургских отелей сообщил, что с удовольствием берет на работу предпенсионеров и даже пенсионеров, если они способны и готовы выполнять возложенные на них обязанности. «Сейчас возраст кандидата имеет все меньшее значение: если он стоящий специалист и будет успешно работать хотя бы несколько лет — уже хорошо, — считает управленец. — Особенно интересны нам возрастные кандидаты, готовые занимать должности технических специалистов, администраторов низового уровня и т. д.». Однако рассчитывать на заполнение всех существующих вакансий отрасли только возрастными кандидатами было бы чересчур самонадеянно: без притока молодой кадровой «крови» все равно не обойтись.

В центре внимания

В Петербурге эта задача решается легче благодаря наличию ­центра компетенций в сфере туризма и гостеприимства, созданного профильным комитетом Смольного при поддержке Министерства экономического развития России для подготовки опытных специалистов и формирования профстандартов отрасли. «Впечатления о Петербурге и желание вернуться сюда во многом зависят от людей, которые встречают туристов и раскрывают перед ними многогранный потенциал нашего города, — считает врио председателя городского комитета по развитию туризма Нана Гвичия. — В 2023 году специалистами центра разработаны девять прог­рамм переподготовки и повышения квалификации туристских кадров, а также отраслевая рамка квалификации. Сейчас обучение в нем проходят люди не только из Северной столицы, но и из других регионов нашей страны».

По мнению советника президента РСТ по вопросам подготовки кадров в сфере туризма Амбарцума Галустова, для улучшения ситуации необходимы как система ранней профориентации, так и новые удобные форматы дополнительного образования и повышения квалификации. Как показывают результаты свежего исследования, с этой целью можно использовать и такие современные форматы, как тренинги, мас­тер-классы и обучение через наставничество — сами работающие считают их использование в сфере гостеприимства наиболее эффективным. Большая часть из них полагают, что учиться новому надо не раз или два в год, а системно и постоянно. Иначе, как считает директор крупной туристической компании Сергей Агафонов, при наличии в стране сотен вузов и ссузов, ежегодно готовящих не менее 10 тысяч специалистов, компаниям по‑прежнему придется тратить на переподготовку персонала собственные ресурсы.

Самые востребованные низовые профессии системы гостеприимства

Горничная

Администратор гостиницы

Официант

Менеджер по туризму

Повар

Бармен

Гид-экскурсовод

Аниматор

Хостес

Инструктор-проводник

Источник: dzen.ru



#рынок труда #рынок гостеприимства #дефицит кадров

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 131 (7707) от 18.07.2024 под заголовком «Переходим на прием».


Комментарии