«Избавиться от непонятных вывесок»: архитектор Николай Шумаков — о новом российском стиле в городах
Живописный мост, аэровокзальный комплекс «Внуково-1», а также более 50 станций метро, среди которых «Парк Победы», «Сретенский бульвар», «Борисово», были построены по проектам архитектора и президента Союза архитекторов России Николая ШУМАКОВА. В интервью с корреспондентом ТАСС Аленой БЖАХОВОЙ он рассуждает о том, как сформировать новый российский стиль, и поясняет, почему необходимо избавляться от иностранных слов в городском пространстве
ФОТО Валерия КАЛУГИНА/ТАСС
— Николай Иванович, на ваш взгляд, какие основные тенденции в архитектуре сегодня превалируют?
— Думаю, что сейчас основное направление — формирование современной архитектуры на базе инновационных методик и строительных технологий. С каждым годом строительная отрасль продолжает развиваться, и, соответственно, развивается архитектурное проектирование.
— Говоря о технологиях, какие из них влияют на архитектурные проекты сегодня? В каких странах наблюдаются наиболее интересные инновации в архитектуре и какое место среди них занимает Россия?
— Архитектурные звезды последних 15 лет — это, скорее, аттракционная архитектура. Такие своеобразные фантазии на тему будущего. Однако, по моему мнению, подобные подходы исчерпали себя. Сейчас мы наблюдаем переход к более традиционной и прагматичной архитектуре, которая позволяет создавать рациональные проекты и реализовывать их в любой стране и городе, удовлетворяя спрос потребителей. Это напоминает 20 – 30‑е годы прошлого века, когда такие школы, как ВХУТЕМАС (ВХУТЕИН) и Баухаус, практиковали именно рациональную архитектуру конструктивизма. Распространяясь по всему миру, она стала примером зодческой культуры на глобальном уровне. Мне кажется, мы находимся на пороге нового периода развития традиционной рациональной архитектуры. И у России, безусловно, одна из ведущих позиций.
— Таким будущим призван заниматься недавно образованный Совет по формированию нового российского стиля. На ваш взгляд, каким образом можно создать уникальный архитектурный почерк страны?
— К сожалению, в совете я — единственный архитектор. Хотя, на мой взгляд, именно архитектура формирует облик общества и создает аутентичный стиль, который необходимо развивать в каждой конкретной ситуации. У нас с коллегами есть предложение: создать в рамках совета рабочую группу архитекторов для решения задач по формированию в нашей среде обитания стиля, который будет отражать характерные черты российской культуры и архитектуры. В настоящее время, к сожалению, акцент даже в архитектуре зачастую делается на дизайн. То же самое происходит с модой: кажется, стоит нарядить модель в длинное платье, дополнить какими‑то атрибутами, надеть кокошник — и вот он, русский стиль… Это все важно, но делать это нужно в контексте развития архитектуры. Убежден, что именно архитектура как основной показатель национально ориентированной среды способна аккумулировать все направления деятельности совета.
— Вот вы сказали про характерные черты русской архитектуры. Поясните — какие?
— Когда мы говорим о русской архитектуре, зрителям и слушателям часто представляются купола, кокошники, закомары, апсиды или стили, которые практиковали такие архитекторы, как Шехтель и Кекушев, — модерн или новорусский стиль. Это все важно и нужно поддерживать, потому что такая традиция существует. Однако есть и другое направление. Уже упомянутые ВХУТЕМАС (ВХУТЕИН) в начале XX века дали мощный толчок развитию всей архитектуры. Это был наш, национальный, не заимствованный ни у кого, стиль. Если мы будем развивать традиции начала 20‑х и 30‑х годов прошлого века, подпитывая их современными знаниями и технологиями, то получим то самое направление, о котором можно говорить с уверенностью: вот он, наш русский национальный стиль.
— Хочется затронуть тему регионов. В российских городах наблюдается нехватка архитектурного единства…
— Тема сложная для всех городов нашей страны. Разве что Москва, Петербург, Нижний Новгород и Казань стоят особняком, но там и отношение к архитектуре несколько иное. Во многих городах России новые здания или комплексы, как правило, представляют собой мощные вертикали-доминанты, которые разрушают структуру города. Все из девяностых, когда мы, архитекторы и заказчики, стремились создать города с небоскребами. Но вместо этого получили картину точечной застройки. Не было комплексного развития.
— В некоторых городах существуют требования по единообразию вывесок. Что думаете по этому поводу?
— Вот мы с вами сейчас находимся на Большой Никитской улице. Пройдите от здания ТАСС до Кремля: ни одного русского слова нет, непонятные названия зазывают в непонятные заведения… Человек теряется и не понимает, где находится. И стоит ли входить в такое загадочное заведение, где непонятно, что произойдет.
Поэтому уверен, что и сами вывески, и их стилистика должны быть приведены в порядок. Не нужны нам вывески с ярким светом, они убивают атмосферу города, разрушают архитектуру.
Есть очень хороший пример — город Рыбинск. Там мэр привел вывески в центральной части города к единому знаменателю. Он сделал это в стиле конца XIX — начала XX века, получилось красиво. Человек погружается в атмосферу города…
Читайте также:
С уважением к далекой истории: крепость в Старой Ладоге обретает былой облик
В Усть-Ижоре воссоздали памятник архитектуры — бани Кононова
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 152 (7974) от 20.08.2025 под заголовком «Сформировать российский стиль».





Комментарии