Историческая дружба. Петербург посетили гости из Бурятии и Шри-Ланки
Всю прошлую неделю петербургский дацан Гунзэчойнэй принимал гостей: из Бурятии приехала делегация, возглавляемая Ширээтэ-ламой (настоятелем) Анинского дацана Легцоком Дарижаповым, а из Шри-Ланки — главный секретарь буддистского монашества Амарапура Палеканда Ратнасара Маха Тера со своим учеником.
Фото автора
Бурятские визитеры побывали в Петропавловской крепости, где возложили цветы к могилам российских императоров, а лама Дарижапов совершил полуденный выстрел из пушки с Нарышкина бастиона. В Музее истории Петербурга гостям торжественно вручили бронзовый бюст Петра I.
Ланкийский гость из пушки не стрелял, но возложил цветы на Пискаревском кладбище, а также посетил Общество дружбы со Шри-Ланкой, где обсудил с коллегами перспективы сотрудничества (он является заместителем председателя Общества дружбы Шри-Ланки с Россией и первым преподавателем русского языка в своей стране). Он заверил, что все слои ланкийского общества, в том числе буддистское монашество, тепло относятся к россиянам, и выразил надежду на укрепление и развитие многолетних культурных и политических связей двух стран, а также рассказал об интересе к русской культуре среди населения острова.
Визит бурятского ламы и глав четырех районов Бурятии состоялся в 319‑ю годовщину «хождения бурят к Петру I».
В 1703 году представители 11 больших родов хори-бурят поехали в Москву и добились приема у царя. Они пожаловались Петру Алексеевичу на притеснения со стороны нерчинского воеводы и на то, что у них хотят отнять землю. Самодержец пообещал разобраться, после чего земли были юридически закреплены за бурятами. Был издан указ о запрете «притеснять хоринский народ и творить беззаконие». С того самого «хождения» буряты и почитают царя Петра — ведь благодаря ему бурятский народ объединился, окреп и стал развиваться в составе России.
В Петербург приехали главы четырех районов — потомки тех самых больших бурятских родов хори и настоятель соборного храма всех хори-бурят. В этом храме вплоть до 30‑х годов прошлого века был императорский Романовский алтарь с портретами всех императоров и императриц от Петра I до Николая II, а также штандартами государей.
Кроме Петра особенно любимы и почитаемы бурятскими буддистами Елизавета Петровна, которая в 1741 году повелела считать буддизм одной из главных религий России (причем второй после православия), и Екатерина II, которая в 1764 году ввела титул главы буддийской церкви России «Пандито Хамбо-лама» — с тех пор буддийская церковь России (сангха) автокефальная, то есть независимая от Тибета.
В 1764 году Екатерина II лично подарила бурятским ламам свой бюст, который был помещен в Анинском дацане. Но в 1937 году, когда в СССР закрывались многие религиозные объекты, он, как и другие предметы из дацана, был утрачен.
Сейчас российскую сангху возглавляет XXIV Пандито Хамбо-лама Дамба Аюшеев. Он благословил возрождение традиции и восстановление Романовского алтаря. В августе 2019 года в Эрмитаже состоялась торжественная передача настоятелю Анинского дацана ламе Дарижапову воссозданного бюста Екатерины II (его воссоздали архитектор Вячеслав Бухаев и скульптор Матвей Макушкин).
В конце июля 2022‑го Анинский дацан получил и бюст Петра I, выполненный этими же авторами.
— 319 лет назад наши предки получили от царя Петра I защиту, что определило судьбу нашего народа, — отметил лама Дарижапов. — Петр I был уникальным человеком — великим созидателем. При этом он очень внимательно смотрел на запад и так же внимательно — на восток. Мы живем в государстве, которое выросло и сплотилось благодаря его усилиям.
По словам бурятского ламы, бюст Петра Великого будет установлен в алтаре рядом с бюстом Екатерины Великой.
На вопрос корреспондента, не запрещает ли религия буддисту прикасаться к оружию, лама Дарижапов, только что совершивший полуденный выстрел из пушки, ответил:
— В данном случае выстрел — лишь символ, мирная традиция. Но если наступает время, когда нужно защищать родину, мы слагаем с себя обеты и защищаем ее с оружием в руках. Это не запрещается.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 137 (7220) от 28.07.2022 под заголовком «Буддистов манит Петербург».
Комментарии