Испытания ядерных реакторов «Академика Ломоносова» прошли успешно

Плавучий атомный энергоблок (ПЭБ) проекта 20870 «Академик Ломоносов», построенный на Балтийском заводе и отбуксированный для проверки узлов и агрегатов на мурманскую базу «Атомфлота», в ближайшее время будет передан в промышленную эксплуатацию. Специалисты заявили об этом после завершения комплексных швартовных испытаний ядерной энергетической установки первого в мире морского энергообъекта такого типа.

Испытания ядерных реакторов «Академика Ломоносова» прошли успешно | Фото Льва Федосеева/ТАСС

Фото Льва Федосеева/ТАСС

На завершающей стадии испытательного марафона, начавшегося в конце прошлого года, оба ядерных реактора КЛТ-40С, обеспечивающие работу главных турбогенераторов, были опробованы при номинальной 100-процентной мощности, а затем выведены на пиковую (плюс еще 10%) нагрузку. Обкатку реакторов в разных режимах проводили петербуржцы - корабелы Балтийского завода, проектировщики ЦКБ «Айсберг», сотрудники концерна «Аврора» и компании «ЭРА», отвечающие за автоматизированные системы и электрорадиоавтоматику.

Эти проверки, в которых участвовали специалисты Росэнергоатома (организации, которая станет эксплуатировать ПЭБ), Курчатовского института и Калужского турбинного завода, подтвердили заложенные в проектной документации характеристики основного и вспомогательного оборудования: стабильность и надежность установок «Академика Ломоносова», качество управления его главных систем и др.

Работы, проводившиеся под наблюдением представителей Российского морского регистра судоходства и Ростехнадзора, показали также эффективность биологической защиты этого огромного (длиной 144 и шириной 30 метров, водоизмещением 21,5 тыс. тонн) специализированного судна с двойным дном и усиленными двойными бортами. Безопасность ПЭБ для обслуживающего персонала и окружающей среды специалисты проверяли в ходе швартовных испытаний, конечно же, в первую очередь.

Ожидается, что в этом месяце судостроители Балтийского завода проведут доковое обследование подводной части ПЭБ, ревизию судового оборудования и финишную окраску его корпуса. А в июне, по завершении этих работ и «генеральной» проверки всех систем, предстоит выполнить контрольные пуски технологического оборудования.

Затем в период летней навигации «Академика» намечено отбуксировать (это несамоходное плавсредство) на Чукотку, в морской порт Певек, где он заменит выбывающие мощности двух энергосистем - Билибинской АЭС и Чаутской угольной тепловой станции.

В настоящее время там идет строительство прочных береговых и гидротехнических сооружений, которые вместе с ПЭБ ледокольного типа войдут в состав плавучей атомной теплоэлектростанции. А к концу 2019 года все сооружение вступит в строй, дав первые киловатты электроэнергии.

Два реактора «Академика Ломоносова» способны вырабатывать в целом до 70 мегаватт и 50 гигакалорий в час тепловой энергии, а этого хватит, чтобы обеспечить энергоресурсами город с населением 100 тысяч человек. Мало того, многофункциональный плавучий объект можно использовать для перезарядки корабельных атомных реакторов. Оборудование, которым оснащен ПЭБ, позволяет также опреснять морскую воду, получая ежесуточно до 240 тыс. кубометров пресной питьевой жидкости.

Читайте также о том, что самый мощный в мире ледокол «Арктика» отправится на ходовые испытания. 

#Академик Ломоносов #ядерная энергетика #ПЭБ

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 085 (6438) от 15.05.2019 под заголовком «Марафон для «Академика»».


Комментарии