Искусственный интеллект в России: специалисты IT-сферы обсудили стратегии развития и негативные факторы

ИИ, искусственный интеллект, у всех на устах. Его обсуждают правительство, Дума. К «справедливому и ответственному» ИИ призвал даже минувший День потребителя. Но, похоже, разные специалисты по‑разному понимают, что же это такое. Сотрудники Минцифры и специалисты IT-сферы стараются развеять туман. Но пока получается не очень.

Искусственный интеллект в России: специалисты IT-сферы обсудили стратегии развития и негативные факторы | ФОТО Markus Spiske on Unsplash

ФОТО Markus Spiske on Unsplash

ИИ востребован в основном в высокотехнологичных профессиональных сферах. Прежде всего для анализа огромного объема данных, на основе которого можно составлять алгоритмы различных действий: вес­ти разработку лекарств, управлять движением в городе, анализировать состояние дорог, проектировать…

А в повседневной жизни большинства граждан ИИ участвует пока не слишком активно. С ним хорошо знакомы разве что водители, курьеры, туристы… А также продвинутые пассажиры. Речь о навигации.

Чтобы предложить оптимальный путь, ИИ должен не просто провести черту на карте, но и учесть пробки на дорогах, работающие/неработающие светофоры, места ремонта или, к примеру, возможность увидеть как можно больше достопримечательностей (для туристов). Ну и: магазины, заведения общепита, туалеты, развлечения… ИИ в данном случае получает от человека задание, находит на просторах Интернета нужную информацию, сводит ее воедино, анализирует и предлагает варианты маршрутов.

Голосовые помощники тоже интеллектуалы. Причем обучаемые. Если ежедневно задавать компьютерному боту одни и те же вопросы, он начнет предлагать ответы все быстрее и быст­рее. С ботом можно поговорить по душам, попросить его напомнить песню или стихотворение, даже поругаться. Попробуйте назвать его дурачком, и в ответ можете услышать: мол, повежливее, пожалуйста, у ботов тоже чувства есть.

Пожалуй, самый яркий пример ИИ — это контекстная реклама. Стоит пользователю разок что‑то поискать в Сети — информацию о лекарстве или какие‑либо курсы, туры или мебель, — как он начинает получать шквал подобного рекламного материала. Сеть «замучает» лекарствами, курсами и мебелью.

Проявит она и способности к самообучению. Если вы ищете какую‑­либо книгу или лекцию, ИИ быстро «сообразит», интересует вас их тема или автор, описываемое время или персонаж. Пользователям с непривычки иной раз даже становится не по себе: он что, мысли читает? Нет, не читает. Просто анализирует интересы человека, отслеживая содержание его поисков.

Знакома кое‑кому и система «Умный дом». Доступна она далеко не всем. Дорогое удовольствие. Придется приобрести технику, способную реагировать на команды робота, смартфона хозяина или того же бота: оборудование, регулирующее температуру воздуха в квартире, стиральную машину, пылесос и пр. И все это будет крутиться-вертеться, пока владельца нет дома или пока он занят чем‑то другим. К примеру, ругается с ботом.

Иногда человек даже не знает, что его судьбу решил ИИ. Такое происходит, когда гражданин обращается в банк за кредитом. Искусственный интеллект на скоростях проверяет информацию о потенциальном клиенте, выясняет размер его доходов, кредитную историю, высчитывает риски для банка и дает свое заключение: давать деньги или нет. И если давать, то на каких условиях.

Есть также искусственный интеллект, с которым сталкивались далеко не все, но все знают (или подозревают) о его существовании: он лежит в основе систем, позволяющих обес­печивать безопасность в мес­тах крупных скоплений людей. Вокзалы, аэропорты и пр. Множество видеокамер «смотрит» за толпой, передавая картинку на общий сервер, где ИИ ищет подозрительные лица с сомнительным поведением.

Как видно, развитие искусственного интеллекта — дело хорошее. Хотя и вызывает некоторые опасения у многих государственных структур. Прежде всего из‑за неконтролируемого распространения информации, в достоверности которой можно усомниться.

Тем не менее, по словам министра экономического развития Максима Решетникова, РФ уже сейчас входит в топ-10 стран по внедрению ИИ. А в принятой месяц назад новой редакции Национальной стратегии развития искусственного интеллекта особое внимание обращено на негативные факторы, мешающие его дальнейшему прогрессу. Среди них — нехватка вычислительных мощностей, недостаточный уровень отечественных технологий, дефицит высококвалифицированных специалистов и инновационных разработок, низкий процент внедрения ИИ в гос­управлении…

Стратегия предполагает, что к 2030 году количество выпускников с ИИ-образованием составит 15,5 тысячи человек в год (сейчас 3 тысячи). А уровень доверия граждан к искусственному интеллекту в 2030 году должен вырасти как минимум до 80 % (по опросам 2022 года — 55 %). Правительство считает эти задачи выполнимыми.


#искусственный интеллект #развитие #опасения

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 48 (7624) от 18.03.2024 под заголовком «И у ботов есть чувства».


Комментарии