Инженеры, человеческие души. Что будет меняться в отечественной системе образования

В России разрабатывается новая стратегия развития системы образования до 2036 года, напомнил вице-губернатор Петербурга Владимир Княгинин на прошедшем в городе конгрессе «Профессиональное образование, наука и инновации в XXI веке». Да, возникает вопрос: «А разве еще не…». Нет. Несмотря на обилие программ и проектов, в которых фигурирует слово «образование», единого документа, где говорилось бы о задачах всей системы, еще нет.

Инженеры, человеческие души. Что будет меняться в отечественной системе образования | ФОТО Sarah Noltner on Unsplash

ФОТО Sarah Noltner on Unsplash

В десятке и в пятерке

Такой единый документ будет представлен будущей весной. Хотя и без него благодаря нацпроекту «Образование» (он действовал с 2019 года и уже завершается), проектам «Наука и университеты», «Профессионалитет» в стране открылось 5 тысяч новых школ, 370 колледжей были модернизированы, появилось 8,4 тысячи лабораторий. А Россия, по словам зампреда правительства Дмитрия Чернышенко, вошла в десятку ведущих стран по качеству общего образования и в пятерку — по результатам международных школьных олимпиад.

С олимпиадами понятно: количество призовых мест — величина объективная: стало больше — молодцы. На каком основании сделан вывод, что мы в десятке по качеству общего образования? Раньше Россия участвовала в международных исследованиях, например, в PISA (оценка функциональной языковой, математической и прочей грамотности, то есть умения применить знания в жизни) или в TIMSS (исследование школьного математического и естественно-научного образования). С 2022 года участие страны в этих мониторингах приостановлено. Однако, как уверяют отечественные эксперты, и сейчас качество образования «внутри страны» замеряют по тем же методикам.

Между тем перед системой образования стоят новые задачи, напомнил в конце октября премьер Михаил Мишустин на стратегической сессии по развитию организаций высшего и среднего профобразования. Конкретно — тех, которые готовят инженерные кадры и занимаются технологическими разработками.

Суммарная потребность в квалифицированных кадрах на ближайшие пять лет — более 1,5 млн человек (спрос на инженеров за последние три года вырос в 2,5 раза, отмечал премьер), президент страны поручил в ближайшие три года подготовить не менее миллиона рабочих и специалистов для основных хозяйственных направлений.

Знания и навыки выпускников должны соответствовать «текущим запросам отраслей и конкретных предприятий», отметил Мишустин, а главное условие для этого — «максимальная гибкость, готовность к обновлению» действующих стандартов.

Хочешь, чтобы было сделано хорошо, — сделай сам

Примеры такого подхода в Петербурге уже есть. Гибкость наряду с пробивной твердостью проявил Национальный медицинский исследовательский центр имени В. А. Алмазова. Учреждение научное, не образовательное — само начало обучать кадры. Добилось поддержки президента страны.

Почему Алмазовский центр начал заниматься образованием? Да не потому, что мне больше нечем заняться, — говорит гендиректор центра академик Евгений Шляхто.

Вопрос подготовки кадров встал остро лет десять назад, вспоминает академик. Главная сложность — «инновационный цикл быстрее организационного». Проще говоря, в передовом медучреждении постоянно появляется новое, а в мед­образовании об этих новшествах порой и не слышали. В Алмазовском сочли, что врачей «должен готовить тот, кто лучше в этом понимает, а это тот, кто постоянно занимается врачебным делом».

Мы хотим просто образовательный процесс или все‑таки подготовить специалиста, который мыслит научно, действует научно? — риторически спрашивает ученый.

Сейчас научные учреждения уже имеют право готовить кадры, но те первые студенты рискнули, говорит Шляхто. Минувшим летом был первый выпуск. В Алмазовском учится уже тысяча студентов, и, по словам руководителя центра, «процент одаренных зашкаливает» — поступают 300‑балльники.

Подготовка в вузах в нашей сфере оставляет желать лучшего, — вступает в дискуссию Любовь Нефедова, директор НИИ прикладного материаловедения Северо-Западного регионального центра концерна «Алмаз-Антей» — Обуховский завод».

Санкции стали импульсом к развитию дополнительных направлений, которых раньше не было, поясняет Нефедова. В том числе гражданских: президент поставил задачу перед ОПК — выпуск продукции гражданского назначения нужно довести минимум до 30 %. Например, Обуховский завод делал оборудование для Большого Смоленского моста, производит тысячи транспондеров для проезда по платным дорогам страны. Но и потребность в кадрах «просто огромная», говорит Любовь Нефедова, причем в направлениях, которыми раньше предприятие не занималось.

По словам Нефедовой, концерн стал готовить кадры сам: есть научно-образовательный центр, аспирантура, три базовые кафедры в СПбГУ, Военмехе и Политехе Петра Великого:

Нужны не просто инженеры. У них должно быть понимание, что такое производство с минимизацией расходов и потерь, понимание системы менеджмента качества, бережливого производства. Этому в институтах не всегда уделяют внимание.

Концерн привлекает соцподдержкой: свои поликлиника и спорткомплекс, помощь с жильем для иногородних — «но потребность в кадрах все равно не удовлетворена».

Перед компанией «АвтоВАЗ» задача была поставлена такая: доминировать на российском авторынке.

С точки зрения количества мы стратегию доминирования выполняем, — сообщает Евгений Шмелев, первый исполнительный вице-президент АО «АвтоВАЗ». — За последние два с половиной года постоянно наращивали объемы производства. Но обнажились пробелы и утраты в компетенциях, которые нужны для конкурентоспособности.

Предприятие открывает свои лаборатории и инженерные центры — один из них появился в Петербурге. Потенциал города высок, говорит Шмелев, но тем же выпускникам вузов (в инженерном центре их доля 20 %) понадобится время, чтобы освоиться-дообучиться.

Повторение пройденного

Не впервые стране не хватает инженеров и специалистов рабочих профессий, напомнила Ольга Ва­сильева, президент Российской академии образования. Но «в проф­ориентации детей и подростков у страны богатейший опыт».

Первые исследования того, как в детстве человек склоняется к той или иной сфере деятельности, начались спустя всего несколько лет после революции. В 1921 году при Центральном институте труда по указанию Ленина была создана лаборатория, которая занималась вопросами профориентации. Вскоре в стране она была уже не одна. А ровно 100 лет назад в Ленинграде появилась первая лаборатория профконсультации — при Институте по изучению мозга и психической деятельности, созданном по предложению физиолога Бехтерева.

В 1927 году Педагогический институт им. А. И. Герцена охватил проф­ориентационными исследованиями 2700 ленинградских подростков, а в следующие десять лет по всей стране через такие исследования прошли уже 7 млн 600 школьников. Появились бюро профконсультаций (целью были целесообразный выбор профессии, распределение рабочей силы, сокращение текучки), углублялась школьная профориентация.

Новые методики появлялись в русле популярного тогда направления в педагогике — педологии: в нее стремились встроить знания из разных областей наук. Но в 1936‑м направление оказалось в опале, была свернута профориентационная работа, в школах отменили трудовое обучение.

Вернулось оно только в 1953 году. В 1960‑е был организован НИИ трудового обучения и профориентации при Академии педагогических наук СССР, на уроках творчества в школах знакомили и с профессиями, вышли постановления о профориентации учащейся молодежи, об организации учебно-производственных комбинатов…

С профориентацией вновь стало худо в 1990‑е, сейчас она вновь набирает силу. «Страна очень внимательно относилась к тому, кого она готовит», — резюмировала Ольга Васильева.

Ректор Горного Владимир Литвиненко категоричен: государство создает университеты не для того, чтобы в них было комфортно, государство создает их «для решения своих задач». Ректор считает, что многочисленные программы «про образование» скорее оттягивали внимание и ресурсы и «дезинформировали общество», потому что создавались «без целеполагания»:

Мы тридцать лет живем без целеполагания! Цель школьного образования, если спросить, — сдать ЕГЭ!

Горный — в числе первых шести российских университетов, которые отошли от ставшей привычной сис­темы «бакалавриат — магистратура». Как сказал председатель Совета ректоров вузов СПб и Ленобласти Алексей Демидов (он возглавляет Санкт-Петербургский госуниверситет промышленных технологий и дизайна), вряд ли нынешние старшеклассники осознают, что вообще‑то через несколько лет и они будут поступать не на бакалавриат, а на базовый уровень высшего образования, которое потом продолжится на уровне специализированном.

«Давайте вместе навалимся»

Еще одна планка, которую системе высшего образования задало руководство страны: к 2030 году в российских вузах должны обучаться полмиллиона иностранных студентов. Сейчас учатся 360 тысяч.

За иностранных студентов российские вузы конкурируют не только с заморскими университетами, но и друг с другом. В нынешней ситуации это, видимо, избыточно. Борясь друг с другом, можно проиграть третьему, не российскому вузу: даже в Социалистической Рес­публике Вьетнам активно действуют рекрутеры западных университетов. На зарубежном поле «надо объединяться», считает Никита Анисимов, ректор Высшей школы экономики:

Давайте продвигать наши программы «пакетом». Вместе поедем и покажем, что мы можем. Давайте вместе навалимся.

В Индонезии живут под 300 миллионов человек, в Индии почти полтора миллиарда, напоминает Анисимов. «Вышка» уже осваивается в этих странах — заключила соглашение с индийским университетом, открыла представительство в индонезийском университете.

По мысли Никиты Анисимова, нужно отойти от рыночного понимания образования как услуги к пониманию того, что за рубежом вузы представляют страну: у нее вот такое качество образования, вот такие принципы, такие задачи, такие результаты у выпускников.

Создание мощной университетской площадки за рубежом по силам только консорциуму вузов, — согласна Елена Чернова, ученый секретарь СПбГУ. Университет «зашел» в Китай, в Египет, есть проект в Азербайджане, «и там, например, возможно участие разных вузов».

Но для продвижения на международном поле нужно решить еще две задачи, говорит она. Первая: талантливым иностранным студентам необходима грантовая поддержка на проезд и проживание. У них может хватать даровитости, чтобы получать гранты на учебу, но нередко это дети из небогатых стран и небогатых семей, проживание в другой стране они не тянут. Вторая: надо урегулировать рынок рекрутинговых агентств, к услугам которых прибегают многие вузы в поисках иностранных студентов. Пока нет четких правил, многие вузы получают совсем не тех студентов, которых бы хотели.

Читайте также:

Контрольных будет меньше. Что изменится в проведении всероссийских проверочных работ

Демонстрационный экзамен может стать обязательным для выпускников колледжей


#образование #ЕГЭ #Университет

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 235 (7811) от 11.12.2024 под заголовком «Инженеры, человеческие души».


Комментарии