Инвестиции в персонал: почему российские компании переводят обучение в онлайн и делают ставку на игры

В начале текущего года 33 процента опрошенных представителей российских компаний заявили, что планируют увеличить бюджет на повышение квалификации персонала. Эксперты отмечают рост спроса на различные программы дополнительного образования. Вместе с этим форматы обучения, как и сами программы, активно трансформируются, предлагая рынку видоизменяющиеся новинки.

Инвестиции в персонал: почему российские компании переводят обучение в онлайн и делают ставку на игры | ФОТО Jirsak on Shutterstock

ФОТО Jirsak on Shutterstock

Одна из последних — интеграция учебы в рабочий процесс. Например, сотрудник столкнулся с какой‑то проблемой при выполнении обязанностей. Для ее решения ему необходимо просмотреть короткое разъясняющее видео, после которого знания можно сразу применить на практике.

«Это так называемое микро­обучение, когда материал разбивается на модули по 5 – 15 минут, которые можно проходить между задачами. Да и в какой‑то мере ответ на поколенческий запрос: молодые специалисты привыкли получать информацию в сжатом и максимально понятном формате. Поэтому для них вариант коротких видео оказывается наиболее эффективным», — отмечает директор одной из компаний, опробовавшей такой способ обучения персонала.

На первый план выходят деловые игры и бизнес-симуляции. Они позволяют в безопасной, контролируемой среде прожить смоделированную историю, совершить ошибки без реальных последствий и получить немедленную обратную связь.

Однако деловые игры годятся не только для улучшения «мягких навыков» у сотрудников. Такие форматы все чаще используются для развития профессиональных компетенций. Активно используется геймификация. Вопреки стереотипам о том, что обучать в игровой форме можно исключительно детей, практика показывает, что и для взрослых такой формат оказывается весьма эффективным.

Рост популярности геймификации в образовании для взрослых не мода, а холодный расчет, основанный на психологии мотивации. Традиционные модели с их отложенным вознаграждением (например, карьерный рост через год) зачастую не работают. А геймификация решает эту проблему, используя простые механики вроде баллов и достижений. Кроме того, сам процесс обучения превращается из рутины в увлекательную историю. При этом эффективность подхода легко измерить: успеваемость учащихся может вырасти на 89 процентов, вовлеченность в корпоративной среде — на 60 – 70 процентов. А вовлеченный сотрудник, согласно исследованиям, на 87 процентов реже покидает компанию и демонстрирует на 43 процента большую продуктивность. Это прямой возврат инвестиций в обучение.

Благодаря развитию технологий большая часть образовательных программ происходит дистанционно — онлайн. Эффективность формата сопоставима с очными программами, и он позволяет обучить больше сотрудников без увеличения расходов. Однако дело не только в экономии. Из-за того что знания устаревают крайне быст­ро, обучающие программы становятся более гибкими, постоянно изменяясь и трансформируясь. Поэтому именно онлайн-формат может создать гибкость, отвечая на современные вызовы.

Между тем эксперты не склонны считать, что в ближайшей перспективе традиционные лекции в ауди­тории уйдут в прошлое. Кстати, это подтверждают и цифры. Доля компаний, которые хотят обучать своих сотрудников исключительно дистанционно, сократилась до 6,7 процента. Объяснение прос­тое: отработать практические навыки дистанционно невозможно. А теория, не подкрепленная практикой, имеет небольшой эффект.

Читайте также:

Росстат сообщает о нулевой задолженности по зарплатам в Петербурге

С 1 сентяб­ря изменились правила, определяющие порядок отправки сотрудников в командировки




#работа #обучение #программы

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 162 (7984) от 03.09.2025 под заголовком «Бюджет на обучение».


Комментарии