Инвестиции в персонал: почему российские компании переводят обучение в онлайн и делают ставку на игры
В начале текущего года 33 процента опрошенных представителей российских компаний заявили, что планируют увеличить бюджет на повышение квалификации персонала. Эксперты отмечают рост спроса на различные программы дополнительного образования. Вместе с этим форматы обучения, как и сами программы, активно трансформируются, предлагая рынку видоизменяющиеся новинки.
ФОТО Jirsak on Shutterstock
Одна из последних — интеграция учебы в рабочий процесс. Например, сотрудник столкнулся с какой‑то проблемой при выполнении обязанностей. Для ее решения ему необходимо просмотреть короткое разъясняющее видео, после которого знания можно сразу применить на практике.
«Это так называемое микрообучение, когда материал разбивается на модули по 5 – 15 минут, которые можно проходить между задачами. Да и в какой‑то мере ответ на поколенческий запрос: молодые специалисты привыкли получать информацию в сжатом и максимально понятном формате. Поэтому для них вариант коротких видео оказывается наиболее эффективным», — отмечает директор одной из компаний, опробовавшей такой способ обучения персонала.
На первый план выходят деловые игры и бизнес-симуляции. Они позволяют в безопасной, контролируемой среде прожить смоделированную историю, совершить ошибки без реальных последствий и получить немедленную обратную связь.
Однако деловые игры годятся не только для улучшения «мягких навыков» у сотрудников. Такие форматы все чаще используются для развития профессиональных компетенций. Активно используется геймификация. Вопреки стереотипам о том, что обучать в игровой форме можно исключительно детей, практика показывает, что и для взрослых такой формат оказывается весьма эффективным.
Рост популярности геймификации в образовании для взрослых не мода, а холодный расчет, основанный на психологии мотивации. Традиционные модели с их отложенным вознаграждением (например, карьерный рост через год) зачастую не работают. А геймификация решает эту проблему, используя простые механики вроде баллов и достижений. Кроме того, сам процесс обучения превращается из рутины в увлекательную историю. При этом эффективность подхода легко измерить: успеваемость учащихся может вырасти на 89 процентов, вовлеченность в корпоративной среде — на 60 – 70 процентов. А вовлеченный сотрудник, согласно исследованиям, на 87 процентов реже покидает компанию и демонстрирует на 43 процента большую продуктивность. Это прямой возврат инвестиций в обучение.
Благодаря развитию технологий большая часть образовательных программ происходит дистанционно — онлайн. Эффективность формата сопоставима с очными программами, и он позволяет обучить больше сотрудников без увеличения расходов. Однако дело не только в экономии. Из-за того что знания устаревают крайне быстро, обучающие программы становятся более гибкими, постоянно изменяясь и трансформируясь. Поэтому именно онлайн-формат может создать гибкость, отвечая на современные вызовы.
Между тем эксперты не склонны считать, что в ближайшей перспективе традиционные лекции в аудитории уйдут в прошлое. Кстати, это подтверждают и цифры. Доля компаний, которые хотят обучать своих сотрудников исключительно дистанционно, сократилась до 6,7 процента. Объяснение простое: отработать практические навыки дистанционно невозможно. А теория, не подкрепленная практикой, имеет небольшой эффект.
Читайте также:
Росстат сообщает о нулевой задолженности по зарплатам в Петербурге
С 1 сентября изменились правила, определяющие порядок отправки сотрудников в командировки
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 162 (7984) от 03.09.2025 под заголовком «Бюджет на обучение».





Комментарии