Институт истории материальной культуры РАН запускает открытый лекторий
Началось с однодневного цикла лекций, он прошел при аншлаге в Дубовом зале института. Публике объясняли, почему древних погребений так мало и куда исчезали умершие. И почему некоторые клады спрятаны так, что и владелец бы не добрался. И в чем действительно была магическая сила старинных китайских зеркал. Лекторы — в основном младшие научные сотрудники разных отделов; аудитория — преимущественно молодежь.
«Археолекторий» — не только лекции. На мастер-классе можно было почувствовать себя по‑настоящему древним человеком, изготавливая орудие или получая краску./ФОТО Елизаветы КОНДРАШЕВОЙ/предоставлено ИИМК РАН
Погребения в палеолите…
— К началу верхнего палеолита в головах людей произошла настоящая «революция», — говорит Антон Лада.
Верхний палеолит — это период от 45 тыс. до 11 тыс. лет назад. Люди уже практически как мы с вами. И не только внешне: развивается абстрактное мышление, а с ним и сложные религиозные представления, изобразительное искусство, скульптура, украшения. Отличный материал для изучения древнего общества дают погребения: единоплеменники снаряжали умершего в иную жизнь сообразно его статусу, полу, возрасту.
Но есть загвоздка. На территории Восточной Европы крайне мало поселений того периода. Несколько десятков. Тем ценнее, что богатейшее их скопление — в Воронежской области. Всемирно известный археологический памятник «Костенки» площадью 10 кв. километров. Известно 27 костенковских стоянок, некоторые многослойные, так что набирается как минимум 60 поселений — от простых временных до постоянной «деревни», занимавшей 1000 кв. м, с четкой структурой, землянками, линией очагов по сторонам света.
Но погребений найдено всего пять, причем все одиночные. И очень разные. Например, мужчина лет 25 – 30 (если не считать прошедших 37 тыс. лет), скорчившись, лежал в узкой овальной яме с метр в длину. А ребенок лет шести, «снабженный» костяными изделиями, в том числе ножом, возможно, изначально сидел. И был не засыпан, а укрыт лопаткой мамонта.
Четыре погребения были обнаружены в 1950‑х, пятое в 1983 году. С тех пор за почти 40 лет — ничего. Антон Лада объясняет: хоронить могли и вне погребений (например, оставлять на ветвях деревьев, а такие захоронения недолговечны), и вне поселений (и тогда искать крайне трудно, поскольку археологи работают в основном на стоянках).
Наконец, умерших тогда было попросту мало. Потому что людей на всю Восточную Европу набиралось всего несколько сотен. В вашем микрорайоне больше живет.
…и в цифровую эпоху
Археолога можно застать не только на древнем кладбище, но и на современном городском. Хотя, казалось бы, что ему там делать: слово «архайос» в названии науки означает «древний». Но зав. сектором античной археологии Северного Причерноморья Эрмитажа, ассистент кафедры археологии СПбГУ (и известный популяризатор науки) Александр Бутягин когда‑то вместе с коллегой решил убедительно показать студентам истфака: археология — это не про «копать». И не всегда «про древнее». Это наука о вещах и следах (а добывают их не всегда «копанием») и их интерпретации (в кабинете ученый проводит куда больше времени, чем в поле). Это во‑первых. А во‑вторых:
— Археология занимается тем, что неочевидно, не лежит на поверхности и часто не зафиксировано в письменных источниках.
И надгробия современных кладбищ вполне подошли в качестве примера.
Археологам неинтересны уникальные надгробия. Чем типичнее, тем лучше, потому что в науке важна классификация и типологизация. Участники того университетского семинара выясняли, с какого периода стали популярны могилы-раковины; с какой толщины надгробие перестает считаться плитой; как трансформировались надгробия-глыбы, очевидно навеянные Гром-камнем «Медного всадника»…
Без конфузов не обходилось. Например, разрушенные «античные» колонны оказывались не результатом вандализма, а просто таким типом изделия, «разбитая колонна». А выбитые на плите даты морочили голову: надгробие усопшего в XIX веке вполне могло быть сделано в наши дни.
Все там будут и встретятся
В древних китайских могилах часто находят зеркала — предмет роскоши по тем временам.
— Возможность увидеть свое четкое отражение появилась у человека не так и давно, — рассказывает Варвара Трубникова.
Присмотритесь к знаменитой картине «Портрет четы Арнольфини» ван Эйка: между мужем и женой зеркало искажает отражение, а ведь это уже XV век. До появления стеклянных зеркал люди гляделись (водную гладь не считаем) в осколки обсидиана, потом — в полированные металлические диски. На территории Китая мужчины с гордостью носили их на поясе: зеркала были наградой за службу.
Среди древних зеркал были «магические». Их гладкая бронзовая поверхность отражала… орнамент с тыльной стороны зеркала. Будто металл прозрачный. Китайцы так их и называли — «прозрачные зеркала». Когда в начале XIX века несколько таких старинных зеркал попали в Европу, технология была давно утрачена. Больше века понадобилось, чтобы понять ее принцип. Но, чтобы сейчас создать такое зеркало, говорит Варвара Трубникова, придется поехать даже не в Китай, а в Японию: только у тамошних мастеров получается.
Однако магическим, как выяснилось, могло считаться любое бронзовое зеркало, если оно было разбитым. Если так уместно говорить о металлическом предмете. Такие часто находили в погребениях и богатых, и не очень. Нащупать разгадку помогла древняя китайская легенда о паре, которая перед разлукой разделила зеркало, чтобы потом по совпавшим половинкам найти друг друга.
Не положено, а «покладено»
Слово «клад» однокоренное «кладбищу» — но гораздо симпатичнее. На карте Европы, составленной немецкими учеными, — зоны концентрации кладов бронзового века. Странно: в одной маленькой Трансильвании (северо-западная часть нынешней Румынии) их тысяча, а на огромных пространствах севера Восточной Европы — 250. Среди объяснений есть вполне логичное: в тесной Западной Европе каждый клочок земли возделывался, так что вероятность наткнуться на клад гораздо выше.
— Но, по иронии судьбы, именно в Восточной Европе был найден один из самых известных кладов эпохи бронзы, — говорит Александра Климушина.
С 1923 года этот клад (его название «Бессарабский» или «Бородинский») хранится в Государственном историческом музее на Красной площади. Найден в 1912 году недалеко от села Бородино, а среди причастных к находке сплошь немцы. Нашел колонист Й. Шэфер, помог сохранить — учитель Й. Крэенбринг, обратил на клад внимание Императорской археологической комиссии (предшественницы ИИМК РАН) профессор Фридрих Кнауэр.
Это большой глиняный сосуд, а в нем — оружие из драгоценных металлов, каменные топоры, мраморные шары. Причем изделия — этакий привет разным культурам Европы. Копья — будто из Волго-Уральского региона, топоры — как на Северном Кавказе и в Северном Причерноморье, кинжал — «карпатский».
Гражданский кодекс РФ определяет клад как «зарытые в земле или сокрытые иным способом деньги или ценные предметы». Но для археологов понятие «клад» гораздо шире. Это в принципе любое припрятанное нажитое имущество. Хоть заготовки изделий (их, возможно, прятали мастера до лучших времен), а то и вовсе б/у вещи, часто сломанные.
Однако некоторые клады были спрятаны, похоже, не только от чужих глаз, но и от самого владельца. Например, в болоте. Есть предположение, что за такими кладами возвращаться не собирались. Не для людей они. Это так называемые вотивные клады, от votivus — «обещанный, посвященный богам». Не случайно рядом с ценными изделиями иногда находят кости животных, а мечи не лежат, а воткнуты в землю.
…Лекторы не ограничились «могильной» темой. Валентина Кузнецова рассказала, как сверхпопулярная у жителей Приладожья X века подвеска-уточка загадочным образом трансформировалась в остроклювую сухопутную птицу. Варвара Бусова — о том, как популяризировать археологию через выставки современного искусства. А Ольга Сычева — об образе археолога в поп-культуре: на Западе это человек больше авантюрного склада, как Лара Крофт или Индиана Джонс, в нашем кинематографе — профессор из «Джентльменов удачи» или сын Милосердова из фильма «Гараж».
Такой цикл лекций (проект называется «Археолекторий») хотят проводить дважды в год, то есть следующий ждем весной. Но, как говорит одна из устроителей Варвара Бусова, институт планирует каждый месяц приглашать желающих на отдельные бесплатные научно-популярные лекции. Уже понятно, что места заканчиваются быстро, так что лучше следить за объявлениями в соцсетях.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 219 (7302) от 22.11.2022 под заголовком «Археология — это не про «копать»».
Комментарии