2Vtzqv4Hz9U

Иностранцы по запросу. Россия готовится обновить миграционную политику

В апреле заметно активизировалась работа с мигрантской средой по всей России. Все свидетельствует о том, что страна готовится кардинально обновить свою миграционную политику. И цель этого обновления — не «закрыть, запретить и разогнать», а навести порядок, сделав миграционные процессы прозрачными и на сто процентов управляемыми. Но поскольку проблема нелегальной миграции, к сожалению, накапливалась десятилетиями, то и решение ее вряд ли будет быстрым и безболезненным. Как для самих мигрантов, так и, возможно, для российского рынка труда.

Иностранцы по запросу. Россия готовится обновить миграционную политику | ФОТО Headway on Unsplash

ФОТО Headway on Unsplash

Когда треть — нарушители

Количество вставших на учет в РФ иностранных граждан в 2023 году достигло 16,9 млн человек. Предположительная доля нелегальных мигрантов разными экспертами и ведомствами описывается по‑разному — от 3,5 до 10 млн человек (по данным Института демографических исследований РАН, — до 4 млн). А там, где нелегальная миграция, там нелегально все — бизнес, рынок труда, аренда жилья, взаимоотношения с социумом… Человек вне закона беззащитен сам, но при этом он с большей легкостью и преступает закон.

Изначально‑то все въезжают в нашу страну законно, однако потом у каждого своя история. Кто‑то превысил допустимый срок пребывания, кто‑то работает без разрешений и трудового договора либо не в том регионе и не по той специальности, да еще и налогов не платит… Нередко мигранты, оказавшиеся в Петербурге, идут на нарушения вполне осознанно. Ведь самое плохое, что в этой ситуации может сделать с ними принимающая сторона, это поместить в центр временного содержания в Красном Селе, а потом отправить домой, проводив буквально до самолета (каждый депортированный обходится бюджету примерно в 1 тыс. долларов). Ну еще, конечно, запретить въезд как минимум на пять лет. Хотя некоторых хитроумных гостей такая перспектива не слишком огорчает: они просто меняют на родине документы (имя или буквы в фамилии) и возвращаются на заработки.

29 марта в ходе рейда, проведенного на трех десятках ведущих в Петербург трасс, полиция остановила около 4,5 тыс. автомобилей и проверила более 5 тыс. человек, в том числе 1,5 тыс. иностранцев. По информации правоохранителей, в этих рейдах (подчеркнем — за один только день!) они зафиксировали около трехсот административных правонарушений, связанных с нарушением миграционного законодательства. То есть к категории нелегалов можно отнести почти треть проверенных!

Только за одну последнюю неделю марта городские суды постановили выдворить из страны 418 человек, нарушивших миграционное законодательство. За первую неделю апреля наши суды рассмотрели еще 266 дел иностранцев, которые незаконно находились на территории России, почти две сотни мигрантов получили решения о принудительном выдворении. Всего с начала 2024 года и до середины апреля петербургские приставы выдворили из России около 1,9 тыс. иностранцев за нарушение режима пребывания (за весь 2023‑й — более 3,6 тыс.).

Автоматическая система ежедневно закрывает въезд в Россию примерно трем тысячам нарушителей-нелегалов, сегодня в «черном списке» — под 800 тыс. имен иностранцев.

Сейчас процесс пошел интенсивнее, чем прежде. Если в 2023 году из России были выдворены почти 110 тыс. нелегальных мигрантов (что на 65 % больше, чем в 2022‑м), то никто не сомневается, что нынче этот показатель вырастет еще больше.

Но выявление нарушителей по‑прежнему ведется полицией в «ручном режиме» — в ходе рейдов и проверок в местах массового проживания или работы иностранцев, а также на дорогах, улицах, у метро и в прочих людных местах. А это, признаем, не самый эффективный способ, особенно если учесть масштабы нелегальной миграции…

Оргнабор в приоритете

К 1 апреля МВД завершило работу над законопроектом об ужесточении государственного контроля в сфере миграции. Документ обяжет иностранцев проходить дактилоскопическую регистрацию и фотографирование уже при въезде в страну, а также сократит срок их пребывания в стране до 90 дней в год (было 180). Кроме того, по­явится единый документ, удостоверяющий личность иностранца в России, который заменит все другие существующие сегодня. Пересекая границу РФ, мигрант будет подписывать согласие на возможное ограничение его права на въезд в Россию в случае нарушения законодательства. Соответственно, высылка иностранца-правонарушителя будет проходить во внесудебном порядке.


В законодательство о работе иностранцев на территории РФ вносит свои коррективы и Министерство труда и занятости. В нед­рах этого ведомства родился законопроект «О внесении изменений в федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ», который уже поддержан профильным комитетом Госдумы. Главная идея документа — приоритет организованного набора. Проект предусматривает, что, в случае если приезжий отказывается трудиться на предложившем ему вариант трудоустройства предприятии, ему придется в течение 15 суток покинуть территорию России. При этом срок заключения трудовых договоров с мигрантами планируют ограничить двумя годами при условии работы у одного работодателя (сейчас они могут быть и бессрочными). Если потребность в работнике сохраняется, работодатель сможет вновь прибегнуть к механизму оргнабора в отношении него. Но, когда трудовые отношения будут завершены, иностранцу придется покинуть страну.

Оператором оргнабора станет специальная государственная организация — публичная правовая компания. Для предприятий, приглашающих иностранцев, она станет своего рода кадровым агентством. Будучи подключенной к системам межведомственного взаимодействия, эта организация сможет мониторить нахождение «организованного» работника именно у того работодателя, к которому он был приглашен.

По замыслу чиновников, такие условия сделают оргнабор приоритетным для работодателей механизмом найма.

Большинство российских экспертов уверены, что миграционная политика должна соответствовать запросам экономики и жестко регулироваться. По их мнению, благодаря оргнабору удастся выстроить логику между запросами бизнеса на трудовые ресурсы и реальными миграционными потоками.

Большинство российских экспертов уверены, что миграционная политика должна соответствовать запросам экономики и жестко регулироваться.

У темы организованного набора иностранных работников история примерно в полтора десятка лет. До настоящего времени она, увы, не слишком успешна. На данный момент интересы предпринимателей, централизованно пригласивших иностранцев и потративших на их доставку и легализацию немалые средства, ничем не защищены. Прибывшие на стройку очень нужные бетонщики и каменщики, осмотревшись, вскоре могут исчезнуть, переквалифицировавшись в курьеров и сборщиков заказов — там работа полегче и заработки повыше.

Трудовая миграция, организуемая по запросу регионов и работодателей, может и должна изменить ситуацию.

Тем временем встает вопрос: как отреагирует на подобные ограничения экономика? В Петербурге трудовые мигранты занимают почти 10 % рынка труда. С учетом непростой демографической ситуации и дефицита кадров их число может еще вырасти, полагает уполномоченный по защите прав предпринимателей Санкт-Петербурга Валерий Калугин. А значит, наряду с ограничениями в миграционной политике России нужна действенная система учета мигрантов — без нее, по убеждению омбудсмена, чем больше запретов будет в этой сфере, тем меньшим окажется экономический эффект.

— Нужна такая система учета иностранных работников, которая позволила бы автоматически выявлять работающих не по профилю мигрантов, отправляя их на родину. Такой системы у нас нет. Ее надо построить, — отметил Калугин.

Парад ограничений

В регионах федеральные инициативы поддерживают, считая, что они направлены не столько на ужесточение миграционной политики, сколько на упорядочение легальной трудовой миграции и придание ей большей прозрачности.

Более того: во многих субъектах РФ власти, не дожидаясь новаций в федеральном миграционном законодательстве, ввели ограничения для иностранного труда на своем уровне. Где‑то под запрет попали по три-четыре самые чувствительные отрасли, где‑то кратно больше (в топе — общественный транспорт и такси, общепит, производство детского питания и т. д.). Первыми это сделали главы Калужской и Калининградской областей, за ними «подтянулись» руководители Пермского и Красноярского краев, Тюменской, Челябинской, Тульской, Курганской, Магаданской и Воронежской областей, Ханты-Мансийского ав­тономного округа, а также Якутии, где гастарбайтеры с этого года могут работать только в добыче полезных ископаемых. А вот в Амурской области, напротив, золотодобычу закрыли для иностранцев. Совсем недавно ограничения ввел и Крым: там трудовым мигрантам теперь воспрещается работать на транспорте, в аграрном секторе и пищепроме, сфере ЖКХ, торговле, а также в образовании, IT и медиасфере, спорте, сфере отдыха и еще некоторых других…

Правда, эти ограничения распространяются на сотрудников, въехавших в Россию в безвизовом режиме, то есть граждан Таджикистана, Узбекистана, Украины, Молдавии и Азербайджана, но не затрагивают иностранных граждан из стран ЕАЭС — Белоруссии, Казахстана, Армении и Киргизии.

photo_5283209674646214566_y.jpg



#мигранты #работа #порядок

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 76 (7652) от 25.04.2024 под заголовком «Иностранцы по запросу».


Комментарии