Инкубатор на орбите. Перепелиные яйца отправят в космос
Перепелиные яйца полетят в космос. В специальном инкубаторе их доставят на Международную космическую станцию (МКС). Там будут изучать развитие перепелиных эмбрионов в условиях невесомости. Курирует проект Институт медико-биологических проблем РАН. Такая вот новость. Но сенсации из нее не получилось... Дело в том, что перепелиные яйца – давние космические путешественники. Да что там яйца! Первый перепеленок пробил скорлупу во внеземном инкубаторе еще лет тридцать назад.
ФОТО Александра РЮМИНА/ТАСС
С небес на землю
Точная дата рождения космической птички – 22 марта 1990 года. Место рождения – орбитальная станция «Мир». Та самая, давным-давно почившая на «кладбище космических кораблей» в Тихом океане. Так что для ныне существующей МКС перепелиные опыты будут первыми.
Из всех перепелиных пород тогда выбрали японскую птицу. Для ее развития не требуется много времени: птенец появляется на свет на 17 – 21-е сутки после закладки яйца в инкубатор. К тому же сами яйца отличаются прочной скорлупой, которая надежно защищает их от бактерий и позволяет легче переносить нагрузки и вибрации.
Позже в космос отправляли взрослых птичек. Они гораздо быстрее и легче, чем новорожденные птенцы, адаптировались к условиям невесомости, не страдали отсутствием аппетита, а потом, возвратившись на Землю, жили долго и давали потомство.
Кстати, первыми орбитальными «птицеводами» стали космонавты Анатолий Соловьев и Александр Баландин.
Теперь спустимся с небес на землю. Все-таки перепелка – птичка земная, сельскохозяйственная.
Многие историки сходятся во мнении, что первыми одомашнили дикую перепелку китайцы. Хотя изображения перепелов встречаются и в древнеегипетских папирусах. Из Китая птичка попала в Японию, где целенаправленно занялись ее селекцией.
Повышенный же интерес к ней возник после того, как теми же японцами было установлено благотворное влияние перепелиных яиц на здоровье людей, подвергшихся радиоактивному облучению. С тех пор в японских школах дети получают бесплатно по три яйца три раза в неделю.
В нашей стране попытки разведения перепелки в промышленных масштабах начались в первой половине 1960-х годов. Однако процесс не пошел – более привлекательными как для птицефабрик, так и для покупателей остались куриные яйца и куриные тушки.
Спустя еще три десятилетия за перепелов взялся новый класс, появившийся в агропромышленном комплексе России, – фермеры. Как, собственно, это происходит во всем мире – оказывается, фабрик, на которых этих птиц разводили бы, как кур, и в других странах-государствах просто не существует: везде этим занимается малый и средний бизнес.
Однако данный постулат категорически не признает Иван Иванович Голубов – ныне доктор экономических наук, известный специалист в отрасли птицеводства, автор множества статей и солидного издания «Промышленное перепеловодство». Это он вместе с единомышленниками выпестовал Угличскую перепелиную птицефабрику в Ярославской области. Единственное производство такого масштаба не только в России, но и в Европе.
Птенец в фабричном обороте
Основной специализацией птицефабрики в Угличе было производство куриного яйца. К птицеводческим гигантам она не относилась, была предприятием средней руки, поэтому «лихие девяностые» проехались по ней катком, как и по многим ей подобным.
Пережившей банкротство фабрике вроде бы повезло: пришли толковые инвесторы, предприятие акционировали – председателем совета директоров стал упомянутый выше Голубов. Началось возрождение. Но на рынке куриного яйца наступил период жесткой конкуренции. Противостоять крупным хозяйствам, производящим яйцо миллиардами штук и имеющим налаженные каналы сбыта, Углич так и не смог... Чтобы не тянуть до очередного банкротства, задумались о перепрофилировании.
И тут на московских совещаниях, посвященных обеспечению города продовольствием, неожиданно зазвучали слова о дефиците на прилавках перепелиного яйца. Ежедневная нехватка – 1 млн штук. Да еще медицина на все лады начала твердить об их пользе. Отсюда и решение угличских акционеров: сделать фабрику перепелиной.
Где набираться опыта, долго и не думали. Конечно, в Японии! У японцев позаимствовали технологию, а вот налаживать производство клеток для содержания птички, бункеров кормораздачи и прочего оборудования пришлось самим. Своими же силами провели реконструкцию производственных помещений, возвели родительский цех, инкубаторий и другие объекты.
Весь цикл производства замкнули. В инкубатории «зреет» яйцо. Срок его инкубации – 17 – 18 суток. У вылупившихся птенцов будет разная судьба. Одни становятся так называемым ремонтным молодняком и чуть позже заменят в родительском стаде состарившуюся птичку. Другие пополнят костяк производства – промышленное стадо.
Корма у предприятия свои, делают их по специально разработанной рецептуре, учитывая особенности птицы, обитающей в том или ином стаде. Переработка части перепелиных яиц и мяса птицы тоже своя.
Общее поголовье птицы на фабрике – 1,8 млн голов. В год предприятие выпускает 220 – 230 млн перепелиных яиц и около 1,5 тыс. тонн мяса. В прошлом году предприятию был присвоен статус племенного репродуктора по разведению перепелов японской породы.
Сегодня кроме Углича Первопрестольную подкармливает перепелиными яйцами и своя подмосковная фабрика – Шепиловская. Начиналась она с частного подсобного хозяйства. Выросла в индустриальное производство. Мощности фабрики рассчитаны на годовое содержание 160 тыс. голов перепелов. Годовое производство яиц – 42,4 млн штук.
Петербург и Ленинградская область тоже могли похвастать своей перепелиной фабрикой. Ее возвели практически с нуля в Гатчинском районе, назвали «Перепелочка». Работала она тоже по полному циклу: от инкубатора до готовой продукции. До объемов Углича было, конечно, не дотянуться, но и 56 млн штук яиц в год плюс 53 тонны перепелиного мяса тоже чего-то значат. А еще – цех по выпуску охлажденных полуфабрикатов, копченой продукции...
Но пару лет назад стало известно, что «Перепелочка» – банкрот. Подкосили фабрику, как и многие другие птицеводческие предприятия, взлетевшие цены на корма. А перепелка, между прочим, птичка привередливая, предпочитает дорогой высококачественный корм. Да и в целом за десять лет затраты на выращивание птицы выросли в 3,5 – 4 раза. Подорожали не только корма, но и все энергоресурсы, необходимые производству. Рынок же не дает возможности поднимать закупочную цену на яйцо.
Ко всему прочему государство сократило субсидии на «нетрадиционную» птицу, в числе которых оказалась и перепелка. Ее друзьями по опале стали индейка, мускусные утки, цесарки, фазаны и страусы.
Ходили слухи, что «Перепелочку» выкупит Угличская фабрика, но до сих пор ее судьба непонятна.
Фальшивые яйца
Найти на прилавках торговых сетей перепелиное яйцо не то чтобы невозможно, но – сложно. Обычно контейнерам отводят очень скромное местечко на нижних полках торговой выкладки с молочной продукцией.
Охладели к этому диетпродукту телевизионные пропагандисты здорового образа жизни, исчезла реклама. Да и сами производители не ищут оригинальных путей продвижения продукции. Наверное, потому, что двигать уже ничего не надо. Рынки сбыта освоены, свой покупатель найден. Даже на продукцию премиум-класса – дорогие перепелиные тушки. Какую-то их часть реализуют через супермаркеты, работающие в формате высококачественной розницы, какая-то уходит в рестораны, кафе и прочие заведения.
Нелишним будет напомнить, что по сравнению с куриными яйцами перепелиные имеют большую пищевую ценность: 152 ккал на 100 г (то есть примерно на 6 – 7 штук). Однако, чтобы получить суточную норму всяческих полезностей, достаточно будет всего двух яиц. Ну а чтобы целебный эффект проявился, перепелиные яйца в рационе должны быть каждый день. И, конечно, не в качестве майонезного ингредиента.
Вот оно, роковое слово: «майонез». Соус на перепелиных яйцах – за право именно так именовать свою продукцию разгорелась целая битва. Бессменными рефери в ней были Федеральная антимонопольная служба и региональные арбитражные суды. В какие-то моменты к разрешению спорных вопросов подключался даже Высший арбитражный суд.
В конце концов третейские судьи решили: соус на перепелиных яйцах могут выпускать все майонезники страны. Было бы желание. И свежие яйца «от перепелки».
Но «фишка» в том, что этот компонент в наших майонезах условный. Для соуса используют порошок из перепелиных яиц. Что, с одной стороны, очень даже неплохо, он менее опасен в плане разных инфекций, но с другой – не совсем уж и натурпродукт, переработанное творение...
Тут еще подсуетились организации, подвизающиеся на контроле качества пищевой продукции. Отправили майонезы на перепелиных яйцах под лабораторные микроскопы. И те обнаружили, что далеко не во всех «испытуемых» образцах присутствует ДНК перепелов. Нашли следы другой птички – Gallus domesticus. Или, попросту говоря, обычной курицы.
Одним словом, пришлось наводить порядок на майонезных конвейерах. И, что называется, укреплять связи с производителями сырья. Нынешний немалый непрекращающийся спрос на перепелиные яйца от производителей приправы не дает птицеводам скучать и переживать за судьбу своей продукции.
Кроме того, дабы не посрамить честь мундира, они открыли собственные линии по производству майонезов. На основе свежих перепелиных яиц. К тому же начали выпускать маринованные яйца – эдакую деликатесную закуску. И даже нашли покупателей на яичную скорлупу – источник кальция.
...Если еще лет шесть-семь назад эксперты выстраивали довольно оптимистичные прогнозы развития перепелиного рынка в России, то теперь они называют его труднопредсказуемым. Даже точной статистики происходящего на этом рынке нет. Есть примерные расчеты: ежегодная емкость рынка – 2 млрд штук яиц и 1 – 1,5 тыс. тонн перепелиного мяса.
Зато доподлинно известно: рынок свободен от импорта. Если, конечно, не считать Белоруссию, поставляющую в Россию яйца по весьма демократичным ценам.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 117 (6955) от 30.06.2021 под заголовком «Инкубатор на орбите».
Комментарии