И грянул «Гром». Как работает полицейский спецназ
Эти впечатляющие сюжеты в программах новостей мы смотрим едва ли не ежедневно: крепкие бойцы в камуфляже врываются в квартиры, оглашая их грозными криками. И вот уже на полу, лицом вниз, с наручниками за спиной — испуганные молодые (а то и не очень молодые) ребята. А в следующем кадре — изъятые у них наркотики, оружие, взрывчатка. Чик-чик — уноси готовенького. И невдомек обычному телезрителю, что это «чик-чик» просчитано до секунды и является плодом долгих и упорных тренировок. Так и только так работает спецназ.
Да, таких «гостей» злоумышленники явно не ожидали. / Фото из архива отряда «Гром»
«В гости» со щитом и кувалдой
— У нас вводная: вооруженный преступник в здании, — поясняет мне человек в черной форме и шлеме, командующий маленьким отрядом в таком же облачении. — Обычно блокируются еще и окна, но сейчас на это не обращаем внимания, отрабатываем тактический элемент — вход в здание. Все роли четко расписаны, каждый знает свой маневр. Впереди — человек с большим щитом. Он перекрывает коридор и, если что, примет на себя первый огонь. За ним — боец с малым щитом, он прикрывает небольшие элементы входа — закоулки, шкафы и прочее… Парни, вперед, в боевой порядок!
Маленькая черная колонна с огромным, в человеческий рост, щитом впереди выстраивается перед железной дверью в заброшенное каменное здание.
— Осуществить вход в помещение под прикрытием большого и малого щита с использованием средств взлома! Оружие к бою! Встали! Вперед, группа пошла!
Дверь вскрывается почти мгновенно — при помощи мощной кувалды и гигантского лома-«гвоздодера». Черная «змея» врывается в образовавшийся проем. Дальше бойцы будут действовать по обстановке. Хотя и не наобум — как правило, план помещений им заранее известен. Знают они и о том, сколько и где там может находиться людей, что это за люди и как они могут быть вооружены.
Разумеется, не исключены неожиданности, и тут нужно не растеряться. Счет идет буквально на секунды: чуть промедлишь — и вещдоки (а это может быть всего лишь небольшой пакетик с порошком) оказываются в унитазе.
После каждого подобного задержания — обязательный «разбор полетов». С применением, между прочим, средств объективного контроля — у нескольких бойцов на груди закреплены маленькие видеокамеры, фиксирующие весь ход операции. Их записи могут пригодиться и при разговоре с адвокатами — если кто‑то из задержанных пожалуется, что его не слишком аккуратно положили…
Описанная же тренировка была не показухой для журналиста, а обычным элементом боевой подготовки отряда спецназначения «Гром» питерского полицейского главка. Проходила она в большом дворе в Манежном переулке, 14. Адрес, сразу скажем, не секретный — у входа висит соответствующая вывеска. Более того — и двор‑то «Гром» делит с какими‑то гражданскими конторами, так что это шоу может посмотреть и совсем посторонний человек. В принципе ничего страшного, хотя и не особо‑то это хорошо. Конечно, в здание отряда так просто не пройдешь: двойные бронированные двери, на проходной — могучего вида бойцы в камуфляже и с пистолетами на поясе.

Приемы практической стрельбы доводятся до автоматизма — в реальной ситуации размышлять будет некогда / Фото из архива отряда «Гром»
А там, за проходной — свой маленький мир, живущий по весьма жестким и далеко не для всех подходящим законам. Само собой — спортзалы с боксерскими грушами, тренажерами и прочей атрибутикой. Народ здесь по определению не хилый — боксеры, борцы, мастера боевых единоборств.
Кто стреляет лучше меня?
Пять кубриков-спален с армейскими двухэтажными койками. Каждый из них предназначен для своего отделения. Одно — на суточном дежурстве, другое — на служебно-боевой подготовке, остальные — дома, отдыхают. Первое пребывает в постоянной боевой готовности — оружие при себе, вся боевая амуниция загружена в автобус, стоящий во дворе. Складные штурмовые лестницы наготове лежат у выхода. По сигналу тревоги бойцу останется только выхватить из своего персонального шкафчика бронежилет и шлем — секундное дело.
Те, кто «на учебе» (может быть, где‑то на полигоне, за городом, а может, и рядышком, в тире), тоже примчатся с максимальной быстротой. А для тех, кто дома, норматив — два часа. Никаких оправданий типа «был в бане, на дне рождения, в кино с женой, не было связи, телефон разряжен и т. д.» не может быть в принципе. Как будешь добираться — твое дело. Но «тик в тик» отряд в полном составе, со всем необходимым снаряжением должен быть на колесах, готовый отправиться хоть на соседнюю улицу, хоть в другой регион (на этот случай есть и запас продуктов, и полевые кухни, и палатки). Бывает по 20 – 30 обысков одновременно. При этом можно влететь в адрес с ходу, а можно и сутки просидеть в засаде…
Небольшая столовая с холодильниками (у каждого отделения — свой), душевые, комната отдыха с массажными креслами, бильярдная и даже сауна. Все — в очень приличном состоянии.
— Вы бы видели, что здесь было в 2016‑м, когда мы сюда заехали, — вздыхает командир отряда полковник полиции Виктор Завадский. — Все буквально разваливалось. Пришлось на время сделаться прорабом…
Здание это досталось «Грому» от почившего в бозе ФСКН. «В наследство» от бывших борцов с наркотиками получил он и название их силового подразделения. Одновременно с ликвидацией Госнаркоконтроля, как известно, тогда была создана новая силовая структура — Росгвардия. Туда переходили несколько подразделений МВД, в том числе специальные отряды быстрого реагирования (СОБР). В Петербурге таковой возглавлял Завадский. Всю жизнь прослуживший в МВД, прошедший все горячие точки, в том числе обе чеченские войны, из полиции он уходить не захотел. Да и там тогда задумались — не очень удобно вообще‑то остаться без собственной силовой поддержки. Но вот же как раз бесхозный «Гром»! А командира и искать не надо.
С ним остались три десятка его прежних бойцов, так же не пожелавших уходить из полиции. А из прежнего «Грома» в новый попали всего несколько человек — слишком высока оказалась планка отбора. Завадский рассказывает об этом с улыбкой.
— Ко мне попросились человек 40 из старого состава. Я их собрал в актовом зале, все объяснил и сказал: «Кто стреляет лучше меня, возьму сразу». Пошли в тир, стали стрелять — и никто меня не обошел. Я им тогда: «А ведь я у нас — один из самых отстающих!». Ну пошутил, конечно… Но и по физической подготовке им тоже до наших далеко было. Пришлось выбирать лучших из худших.
Впрочем, странно, если бы было иначе. Питерский СОБР — подразделение поистине легендарное, прошедшее лихие девяностые в составе славного РУБОПа. Закалялись его бойцы в огне таких схваток, что многим из сегодняшних только снятся. Сам Завадский при всем его опыте, что называется, стоит на плечах титана — Игоря Евлахова, создавшего эту структуру и много лет ею руководившего. Именно при нем она расцвела — в ней были тогда и высотное подразделение, и кинологическое, и даже водолазное.

Это пока только учения. Но в жизни все происходит именно так. Проверено многократно / Фото из архива отряда «Гром»
Два последних в «Громе» заводить посчитали излишним. А вот высотную подготовку здесь проходят все. Хотя есть и профессионалы, специализирующиеся именно на этом. Каждые два года ездят на переподготовку, осваивают новые приемы. Зато, как уверяет Завадский, у них в отряде сегодня все высотное снаряжение самого высокого мирового уровня. Да что говорить, вот видео — эффектный, как в цирке, спуск с крыши на веревке и вход в квартиру через окно. Перед этим, кстати, надо еще на ту крышу незаметно проникнуть и там закрепиться. Как это проделывается, посторонним, разумеется, знать не надо.
Прощай, «макаров»!
Для решения, скажем так, особых задач «Гром» имеет водное подразделение (два катера «под парами» стоят у причала в районе Лифляндской улицы), а также взрывников и снайперов. Двумя последними специальностями, конечно, владеют и остальные бойцы, но это — на крайний случай. Когда же нужно, скажем, быстро преодолеть «непроходимую» преграду (к примеру, бетонную стену) или обезвредить террориста, захватившего заложников, эту тонкую работу лучше доверить профессионалу.
Завадский открывает мне святая святых — оружейную комнату. Вот они — суперсовременные снайперские винтовки. Лазерные прицелы, приборы для ночного видения, тепловизоры, приспособления для бесшумной стрельбы. Прицельная дальность — километр с лишним. Но, разумеется, если только оружие в умелых руках. Причем в совершенно конкретных — каждый ствол закреплен за отдельным специалистом, который его холит, лелеет и чувствует, как казак любимую лошадь.
В соседних шкафчиках — разных конструкций автоматы, пулеметы, гранатометы.
— Это лучшие, самые последние образцы, — уверяет Завадский. — Руководство главка, как говорится, здесь держит руку на пульсе, постоянно обновляет наш арсенал.
Да, прославленные «калашниковы» уходят в прошлое или изменяются до неузнаваемости. Так же, как и старые добрые «макаровы» и «ТТ». На смену последним пришел пистолет Ярыгина, а недавно «Гром» получил и знаменитые австрийские «глоки». Но всех их, похоже, в ближайшее время побьет новейший пистолет Лебедева, который сюда присылали «на обкатку». Как говорят знающие люди, это оружие XXI века, которое в скором будущем должно стать одним из самых узнаваемых российских брендов.
Надо ли говорить, что стрельба — это «конек» спецназовца. Бойцы обязаны одинаково хорошо владеть любым оружием. Не сдал норматив — вот тебе три месяца на исправление. Не уложился — все равно, с вещами на выход.
От умения стрелять в полном смысле зависит жизнь бойца. На практике побеждает не тот, кто сильнее, а тот, кто первым выхватит ствол. Будь ты хоть трижды супермен, но потерял секунду — и тебя достала пуля, которую выпустил какой‑нибудь хиляк-очкарик.
К счастью, в отличие от лихих девяностых огневой контакт сегодня — большая редкость. Считается, что если до этого дело дошло, значит, кто‑то что‑то недодумал. В идеале преступника надо брать так, чтобы рука его даже не успела дернуться в сторону оружия. Но если он все же сумел выхватить ствол и направить его на сотрудника, шансов у злоумышленника быть не должно.
Минувшей осенью при захвате очередной нарколаборатории в сельском доме на территории Ленинградской области бойцов встретила автоматная очередь. У них при себе — только пистолеты. Перегруппировались, залегли, открыли ответный огонь, ранили стрелявшего в ноги. Одна пуля попала прямо в автомат и вывела его из строя…
— Кого принимают в «Гром»? — спрашиваю я у Завадского. — Наверное, нужно быть мастером спорта или по крайней мере кандидатом?
— Желательно, но не обязательно, — отвечает он серьезно. — Когда идешь в бой, главное, чтобы ты был уверен в том, кто идет рядом с тобой. Тех, кто к нам приходит устраиваться, мы проверяем не только на силу и меткость стрельбы, но и на массу других качеств. Моральных, психологических, всяких…
— Вы уверены в каждом своем бойце?
— Да, — твердо говорит он. — Абсолютно.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 23 (7106) от 09.02.2022 под заголовком «И грянул «Гром»».





Комментарии